г. Киров |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А82-11148/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области представителя ответчика Черногоровой Г.Н., действующей на основании доверенности от 14.05.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.03.2018 по делу N А82-11148/2016, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.,
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" (далее - заявитель, ПАО "ТНС энерго Ярославль", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - ответчик, Ярославское УФАС России, Управление) от 01.08.2016 N 03-07/27-16, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ПАО "ТНС энерго Ярославль" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Общество приводит доводы о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ в связи с отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Ярославское УФАС России в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей ПАО "ТНС энерго Ярославль", извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Ярославским УФАС России 11.05.2016 принято и 24.05.2016 изготовлено в полном объеме решение по делу N 03-03/05-16, которым ПАО "ТНС энерго Ярославль" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 3 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Выявленное нарушение выразилось в несоблюдении порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии ООО "Прецизионная оптика" 02.01.2016 в связи с имеющейся задолженностью у данного лица как субисполнителя по оплате электроэнергии в размере, равном стоимости электрической энергии (мощности), отпущенной, потребителю ООО "Люкс", и при отсутствии задолженности по договору энергоснабжения N 9060, в нарушении прав и законных интересов ООО "Прецизионная оптика"; в направлении в адрес ООО "Прецизионная оптика" уведомления N 12-3/6303 от 09.12.2015 о введении ограничения режима потребления электрической энергии без предоставления разумных сроков для оплаты задолженности по счетам от 03.12.2015 на сумму 12354606,68 руб.; в установлении в уведомлении N 12-3/6303 от 09.12.2015 срока погашения задолженности (до 24.12.2015) несоразмерного с суммой долга; в ненадлежащем реагировании (не направлено ответное, альтернативное предложение, при наличии у должника явной воли на урегулирование вопроса погашения задолженности) на обращение ООО "Прецизионная оптика" от 22.12.2015 о согласовании графика погашения задолженности; в действиях по одностороннему расторжению с 01.09.2014 договора снабжения электрической энергией N 9060 от 01.08.2010 с ООО "Прецизионная оптика".
Во исполнение указанного решения антимонопольным органом 24.05.2016 выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем выполнения следующих действий: в срок до 09.06.2016 отозвать письмо N 12-3/2890 от 11.08.2014, направленное ПАО "ТНС энерго Ярославль" в адрес ООО "Прецизионная оптика", об отказе от исполнения договора N 9060 от 01.04.2010 в связи с неисполнением обязательств по оплате и о расторжении договора с 01.09.2014; в срок до 09.06.2016 возобновить поставку электрической энергии в адрес ООО "Прецизионная оптика".
Предписание получено ПАО "ТНС энерго Ярославль" 03.06.2016.
С заявлением об оспаривании решения и предписания Ярославского УФАС по делу N 03-03/05-16 Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области 08.06.2016. Определением суда от 16.06.2016 заявление Общества оставлено без движения до 18.07.2016. В итоге заявление Общества об оспаривании решения и предписания Ярославского УФАС по делу N 03-03/05-16 принято судом к производству 12.07.2016. Решением Арбитражного суда Ярославской области 29.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предписание антимонопольного органа по делу N 03-03/05-16 Обществом в установленный срок не было исполнено.
20.06.2016 Ярославское УФАС России вынесено определение о возбуждении в отношении ПАО "ТНС энерго Ярославль" дела об административном правонарушении N 03-07/27-16 по признакам нарушения части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
19.07.2016 Управлением составлен в отношении Общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Ярославского УФАС России от 01.08.2016 ПАО "ТНС энерго Ярославль" привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 150000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении предписания по делу N 03-03/05-16 от 11.05.2016 (изготовлено в полном объеме 24.05.2016).
Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО "ТНС энерго Ярославль" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд Ярославской области, придя к выводу о наличии в деянии Общества события и состава вменяемого административного правонарушения, об отсутствии процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, отказал в удовлетворении заявленных требований. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным арбитражный суд не усмотрел.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 названной статьи в виде административного штрафа для юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В данном случае Ярославским УФАС России установлено и материалами дела подтверждается наличие в деянии ПАО "ТНС энерго Ярославль" события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ. Соответствующие выводы суда первой инстанции Обществом не оспариваются.
Оценивая доводы заявителя о возможности квалификации вменяемого правонарушения в качестве малозначительного, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценка возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу указанной нормы оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Кроме того, исходя из разъяснений Конституционного суда Российской Федерации (в постановлениях от 17.01.2013 N 1-П, от 25.02.2014 N 4-П, определениях от 09.04.2003 N 116-О, от 05.11.2003 N 349-О, от 16.07.2009 N 919-О-О, от 29.05.2014 N 1013-О), малозначительность является одним из средств, позволяющим в конкретном деле обеспечить определение меры воздействия, соответствующей принципам справедливости и соразмерности наказания.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Кроме того, оценка правонарушения в качестве малозначительного является правом, а не обязанностью суда.
Оценивая характер, степень общественной опасности и конкретные обстоятельства совершения правонарушений, анализируя представленные в материалы дела доказательства по делу, принимая во внимание существенность угрозы охраняемым общественным отношениям, учитывая отсутствие исключительности рассматриваемого случая, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совершенное ПАО "ТНС энерго Ярославль" правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается. В данном случае Обществом не представлено доказательств невозможности исполнения предписания антимонопольного органа по делу N 03-03/05-16 в установленный срок (с 03.06.2016 по 09.06.2016). Кроме того заявитель не обращался в Ярославское УФАС России с заявлением о продлении срока действия предписания, в том числе, в связи с обжалованием предписания в судебном порядке.
Таким образом, Общество при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона. Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, не установлено.
Доводы, приведенные ПАО "ТНС энерго Ярославль" в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
На основании вышеизложенного решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.03.2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.03.2018 по делу N А82-11148/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.