г. Пермь |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А60-1386/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.О.
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 апреля 2018 года
по делу N А60-1386/2018
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "6 отряд
Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" (ИНН 6617007938, ОГРН 1026601183531)
к Уральскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 6662023096, ОГРН 1026605402052)
о признании недействительным предписания,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" (далее - ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Уральское МУГАДН, Управление, заинтересованное лицо) от 29.11.2017 N 590. Также заявитель просит обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2018 заявленные требования удовлетворены. Предписание Уральского МУГАДН 29.11.2017 N 590 признано недействительным. На заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неправильной оценкой применения норм права, регулирующих безопасность дорожного движения.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что заявитель является юридическим лицом и его деятельность связана с осуществлением перевозок пассажиров - своих сотрудников и грузов, поскольку транспортные средства, используемые для пожаров, имеют оборудование и установки, приравненные к грузам, следовательно, должны соблюдать требования, предусмотренные Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 11.10.2017 N 590 в отношении ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области" в период с 10.11.2017 по 29.11.2017 Управлением была проведена плановая выездная проверка, результаты которой зафиксированы в акте от 29.11.2017 N590. По результатам проверки Учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 29.11.2017 N 590, которым возложена обязанность по устранению нарушений, зафиксированных в акте от 29.11.2017 N590 в срок до 10.01.2018.
Полагая, что названное предписание вынесено заинтересованным лицом незаконно и необоснованно, заявитель обратился с заявлением о признании его недействительным в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Проверив приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее доводы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Исходя из ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, как одного из видов общественной безопасности.
Из оспариваемого предписания следует, что заявителю предложено в срок до 10.01.2018 устранить нарушения и провести следующие мероприятия по устранению нарушения транспортного законодательства, а именно:
1. Обеспечить заполнение путевых листов в соответствии с требованиями нормативных актов. Заполнять сведения о водителе. Указывать дату и время проведения предрейсового и (или) послерейсового медицинского осмотра водителя. Указывать фамилию, имя, отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый и (или) послерейсовый медицинский осмотр в соответствии с требованиями: п. 16, п. 3, п.7 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс РФ) от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов"; п. I ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
2. Организовать рабочий процесс в соответствии с требованиями законодательства но продолжительности рабочего времени. Установить нормальную продолжительность ежедневной работы (смены) водителей при суммированном учете рабочего времени не более 10 часов. Ограничить общую продолжительность сверхурочной работы в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не более 12 часов в соответствии с требованиями: ч. II п. 23, ч. II п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдуха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15; п. 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; ст. 99 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
3. Организовать рабочий процесс в соответствии с требованиями законодательства по соблюдению режима отдыха водителей. Установить продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей не менее 12 часов в соответствии с требованиями: ч. III п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15; п. 15 Правил обеспечения безопасности перевозов пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
4. Организовать учет рабочего времени водителей. Обеспечить соответствие рабочего времени в табеле рабочему времени в путевых листах в соответствии с требованиями: п 1.2, п. 2 Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; ст. 91 ТК РФ.
5. Заключить договор об оказании услуг по проведению медицинских осмотров (предсменных, послесменных) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменный, послесменный), либо получить такую лицензию самостоятельно в соответствии с требованиями: п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291; п. 11 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; ст. 24 п. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; п. 8 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 N 835н.
6. Организовать проведение обязательных предсменных, медицинских осмотров водительского состава. Обеспечить прохождение предсменного медицинского осмотра водителями веред выходом на смену в соответствии с требованиями: п. 5, п. 11 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; п. 2(4). п. 7 ст. 46, ст.46 п. 2(4) Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; п. 2-9, п. 4, 6 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 N 835н.
7. Обеспечить осуществление контроля технического состоянии транспортных средств профессиональными специалистами. Назначить на проведение предрейсовых осмотров транспортных средств специалиста, имеющего специальное профильное образование и соответствующего квалификационным требованиям. Провести аттестацию специалистов, осуществляющих выпуск транспортных средств на линию в соответствии с требованиями: Приложение 1 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11; п. 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
8. Обеспечить выполнение контроля соблюдения мероприятий по подготовке работников субъекта транспортной деятельности к безопасной работе и подготовки транспортных средств к безопасной эксплуатации. Организовать проведение проверок соблюдения мероприятий по обеспечению безопасности перевозок в соответствии с требованиями: п. 5 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01,2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
9. Провести аттестацию должностного лица, ответственного за безопасность дорожного движения в соответствии с требованиями: п. 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28,09.2015 N 287; п. 2 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" утвержденный Приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01,2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
10. Обеспечить соответствие специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, профессиональным и квалификационным требованиям. Определить на должность ответственного за БДД специалиста с необходимым уровнем знании и умений. Обеспечить наличие у ответственного за БДД высшего образовании по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта". Обеспечить наличие у контролера, не имеющего профильного высшего образования по специальности группы 23.00.00, диплома о дополнительном профессиональном образовании но программе профессиональной перевод готовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями п. 16.1, п. 16.2, п. 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28,09.2015 N 287; п. 4, п. 7 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" утвержденного Приказом Минтранса РФ от 11.03.2016 N 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
11. Устранить нарушение положения об аттестации исполнительных руководителей и специалистов. Провести аттестацию исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (согласно утвержденному перечню должностей) в соответствии с требованиями: п. 2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и ж подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
12. Устранить несоответствие квалификации специалистов, осуществляющих функции диспетчеров автомобильного транспорта установленным требованиям. Определить на должность специалистов, исполняющих функции диспетчеров, специалистов с необходимым уровнем знаний и умений в соответствии с требованиями: п. 13.1, п. 13.2 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 N 287, п. 4 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильное транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 11.03 2016 N 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
13. Устранить несоответствие квалификации специалистов, осуществляющих функции контролеров технического состояния автотранспортных средств, установленным требованиям. Определить на должность контролера АТС специалиста с необходимым уровнем знаний н умений. Обеспечить наличие у контролера АТС профессионального образования по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта". Обеспечить наличие у контролера АТС, не имеющего профильного образования по специальности 23.02.03, диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств в соответствии с требованиями: п. 14.1, п. 14.2, п. 14.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 N 287; п. 4, п. 7, п. 8 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильное транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 11.03 2016 N 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Проанализировав положения указанных нормативных правовых актов, нарушение которых вменяется заявителю в предписании, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что согласно их преамбуле и нормам, нарушение которых установлено Управлением, все они направлены на обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок пассажиров и грузов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам.
Из материалов дела следует и заинтересованным лицом не опровергнуто, что непосредственная деятельность заявителя не связана с деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в качестве оказания транспортных услуг третьим лицам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) государственная противопожарная служба относится к видам пожарной охраны, основными задачами которой являются организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
В силу ст. 5 Закона N 69-ФЗ государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. В Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Уставом ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области" учреждение создано в целях обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории охраняемых организаций, расположенных на территории Свердловской области.
Учреждение осуществляет на основе заданий МЧС России за счет средств
федерального бюджета следующие основные виды деятельности (функции):
- осуществление профилактики пожаров, и их тушения, а так же проведение аварийно-спасательных работ, спасения людей и имущества при пожарах охраняемых организациях и в населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области;
- проведение мероприятий в области противопожарной пропаганды на территории охраняемых организаций, размещение информации по противопожарной тематике на информационных стендах и плакатах (листовках), а так же средствах массовой информации;
- осуществление мероприятий по защите государственной тайны и безопасности информации, режима секретности проводимых работ и ведение секретного делопроизводства.
В акте проверки не имеется данных о том, что учреждение оказывает транспортные услуги третьим лицам и осуществляет перевозку пассажиров и грузов.
При этом сам факт эксплуатации транспортных средств юридическим лицом, которое в соответствии с Уставом осуществляет профилактику и тушение пожаров, аварийно-спасательные работы при пожарах, об этом не свидетельствует.
С учетом основного вида деятельности учреждения суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, что на заявителя не распространяются требования Устава автомобильного транспорта, а также положения иных нормативных актов, относящихся к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Данный правовой подход изложен в определении Верховного Суда РФ от 22.04.2016 N 301-КГ16-3321, в постановлениях Верховного Суда РФ от 31.03.2014 N 67-АД14-2, от 30.03.2015 N 303-АД15-1437, в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 02.08.2017 по делу N А71-14039/2016, в постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2017 по делу N А60-14256/2017. Изложенный в указанных судебных актах правовой подход суд апелляционной инстанции считает применимым при рассмотрении настоящего дела.
Данная позиция в части нераспространении требования об обязательных предрейсовых медицинских осмотрах на водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб, подтверждается разъяснениями, данными в Письме Минздрава РФ от 12.03.2014 N 01И-271/14 "О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения".
Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны, в том числе действия личного состава по выезду и следованию к месту пожара, урегулирован Приказом МЧС России от 31.03.2011 N 156.
Данный порядок определяет действия учреждения по выезду и следованию к месту пожара (вызова).
Деятельность заявителя не связана с перевозкой пассажиров и грузов в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам.
Поскольку Учреждение не является юридическим лицом, осуществляющим на основании договоров перевозки коммерческую деятельность по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения, на него не распространяются требования частей 1, 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и требования Устава автомобильного транспорта, а также положения иных нормативных правовых актов, относящихся к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
В связи с этим апелляционный суд признает, что доводы апелляционной жалобы о законности предписания являются ошибочными, основаны на неправильном понимании и толковании норм материального права и не влекут отмены решения суда первой инстанции.
Заинтересованным лицом в нарушение ч. 5 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказано соответствие оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства, и, как следствие, отсутствие нарушения данным предписанием прав заявителя.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для возложения на заявителя обязанности организовать мероприятия, указанные в пунктах 1-13 оспариваемого предписания, оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Поскольку совокупность предусмотренных ст. 201 АПК РФ оснований для признания предписания недействительным судом первой инстанции установлена и подтверждена материалами дела, предписание обоснованно признано недействительным.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ, установленные по делу фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание является недействительным и обоснованно возложил на заинтересованное лицо обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 апреля 2018 года по делу N А60-1386/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.