г. Москва |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А41-13041/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Махмутовой Е.Т.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Аникеева А.И. по доверенности от 29.12.2017;
от Министерства имущественных отношений по Московской области - Гробивкина Е.В. по доверенности от 10.04.2018;
от АО "Мособлгаз" - Гробивкина Е.В. по доверенности от 10.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 13 апреля 2018 года по делу N А41-13041/18,
принятое судьей Плотниковой Н.В.,
по заявлению Министерства имущественных отношений по Московской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
при участии в деле третьего лица - АО "Мособлгаз"
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений по Московской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 1 л. д. 154-155) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать решение от 26.12.2017 N 50/020/012/2017-7942, оформленное в виде уведомления об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: кадастровый N 50:20:0000000:303420, перевод работы газопроводов в с. Никольское сельского поселения Никольское с сжиженного углеводородного газа на природный газ (с учетом газификации всего населенного пункта), назначение: сооружения трубопроводного транспорта, протяженность 10.451 м, адрес: обл. Московская, р-н Одинцовский, с. Никольское сельского поселения Никольского незаконным;
- обязать произвести государственную регистрацию права собственности Московской области на спорный объект недвижимости.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено АО "Мособлгаз".
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 апреля 2018 года по делу N А41-13041/18 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 162-164).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Министерства имущественных отношений по Московской области и АО "Мособлгаз" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ГУП МО "Мособлгаз" построен газопровод - Перевод работы газопроводов в с. Никольское сельского поселения Никольское с сжиженного углеводородного газа на природный газ (с учетом газификации всего населенного пункта) Одинцовского муниципального района Московской области.
В отношении объекта осуществлен государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер объекта - 50:20:0000000:303420, и в соответствии с пунктом 2 статьи 299 ГК РФ, зарегистрировано право хозяйственного ведения за ГУП МО "Мособлгаз",.
Пунктом 1 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество ГУП МО "Мособлгаз" принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Московской области.
Государственный кадастровый учет объекта осуществлен 19.09.2017.
Для проведения регистрации права собственности заявителем представлены:
- акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 15.11.2016;
- акт приемки модульного гозарегуляторного пункту от 15.11.2016;
- договоры аренды земельных участков, на которых расположен объект.
Решением от 26.09.2017 государственная регистрация приостановлена.
Решением от 26.12.2017 N 50/020/012/2017-7942 Управление Росреестра по Московской области сообщило об отказе в государственной регистрации права собственности на объект, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки, по которым проходит вновь построенный объект недвижимого имущества - газопровод.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы Министерства имущественных отношений по Московской области, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно положениям статей 16-18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о регистрации" государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 закона регистрации.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 закона о регистрации.
В силу части 1 статьи 25 ФЗ закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется при предоставлении следующих документов: правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества; разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В рассматриваемом случае заявителем при подаче документов на государственную регистрацию права собственности на объект были предоставлены правоустанавливающие документы (договоры аренды) на земельные участки на которых расположен объект.
В соответствии с пунктом 3.9. "СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 780) (ред. от 10.12.2012), подземный газопровод - наружный газопровод, проложенный ниже уровня поверхности земли или по поверхности земли в обваловании.
Как следует из материалов дела, газопровод является распределительным подземным сооружением.
Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила) установлено, что распределительные газопроводы - газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций - потребителей газа.
В силу пункта 47 Правил земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 48 Правил установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах.
Из смысла статьи 51 ГрК РФ следует, что при строительстве линейных объектов разрешение на строительство выдается в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории, при этом составление градостроительного плана земельного участка не требуется.
Однако, из положений статей 23, 78, 89 и 90 ЗК РФ следует, что нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках, не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Собственник инженерных коммуникаций в данном случае имеет право требовать ограничение прав собственника (владельца) земельного участка, на котором расположены данные инженерные коммуникации, в связи с установлением охранных зон таких объектов, а также в случаях, предусмотренных законом, для эксплуатации таких объектов установления сервитута на земельный участок в соответствии с положениями статей 274 ГК РФ и 23 ЗК РФ.
Согласно пункту 8 статьи 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Поскольку газопровод и документы на который были представлены Министерством для регистрации права собственности, является линейным сооружением - подземным газопроводом, то указанный газопровод может располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что Управление Росреестра по Московской области не имело право требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на все земельные участки, по которым проходят инженерные коммуникации, за исключением земельного участка, на котором располагается здание производственного назначения, принадлежащее заявителю.
Из материалов дела следует, что при обращении Министерства в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности был представлен необходимый пакет документов, достаточный для осуществления регистрации права на заявленный объект. Доказательств законного и обоснованного отказа заявителю в государственной регистрации Управлением Росреестра по Московской области не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Управлением Росреестра по Московской области не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 апреля 2018 года по делу N А41-13041/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.