г. Челябинск |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А34-2133/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргапольском районе Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.02.2018 по делу N А34-2133/2018 (судья Задорина А.Ф.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргапольском районе Курганской области (далее - заявитель, ГУ УПФР в Каргапольском районе, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мостдорсервис" (далее - ООО "Мостдорсервис", общество, ответчик) о взыскании штрафных санкций в размере 5500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды февраль-июль 2017 года.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 19.02.2018 (резолютивная часть решения объявлена 12.02.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУ УПФР в Каргапольском районе не согласилось с решением суда и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неверный вывод суда об отсутствии в действиях общества состава нарушения. По мнению подателя жалобы, представление страхователем сведений по истечении срока дополняющей формы СЗВ-М на застрахованных лиц, в отношении которых в установленные сроки ранее сведения предоставлены не были, свидетельствует о наличии состава правонарушения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия по имеющимся документам.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Мостдорсервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.01.2008 за основным государственным регистрационным номером 1084508000048 и состоит на учете в качестве страхователя - в ГУ УПФР в Каргапольском районе (регистрационный номер 055106008481).
ООО "Мостдорсервис" представлены в управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" в отношении застрахованных лиц за отчетные периоды: февраль 2017 года - 03.03.2017, март 2017 года - 06.04.2017, апрель 2017 года - 02.05.2017, май 2017 года - 08.06.2017, июнь 2017 года - 06.07.2017, июль 2017 года - 01.08.2017.
Впоследствии, 06.09.2017 ООО "Мостдорсервис" представлена форма СЗВ-М по типу "дополняющая" за июнь 2017 года (в отношении 2 застрахованных лица, в отношении которых сведения ранее не предоставлялись) и за июль 2017 года (в отношении 1 застрахованного лица, в отношении которого сведения ранее не предоставлялись), 13.09.2017 - за февраль 2017 года (в отношении 3 застрахованных лиц, в отношении которых сведения ранее не предоставлялись), за март и апрель 2017 года (в отношении 2 застрахованных лиц, в отношении которых сведения ранее не предоставлялись), за май 2017 года (в отношении 1 застрахованного лица, в отношении которого сведения ранее не предоставлялись).
Управлением проведена проверка представленных заинтересованным лицом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за отчетные периоды февраль - июль 2017 года, по результатам которой установлен факт представления неполных и недостоверных сведений по форме СЗВ-М.
По фактам выявленного нарушения Управлением составлены акты от 06.10.2017 N 055S18170003757, от 09.10.2017 N 055S18170003775, от 10.10.2017 NN055S18170003776, 055S18170003777, 055S18170003757, 055S18170003759.
По результатам рассмотрения акта Управлением вынесены решения от 13.11.2017 N N 055S19170003791, 055S19170003792, от 14.11.2017 N N 055S19170003794, 055S19170003795, 055S19170003796, 055S19170003797 о привлечении ответчика к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в общем размере 5500 руб.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.12.2017 N N 055S01170142380, 055S01170142381, 055S01170142382, 055S01170142383, 055S01170142384, 055S01170142385 со сроком исполнения до 10.01.2018.
Неисполнение требований страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "Мостдорсервис" состава вмененного ему правонарушения.
Оценивая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Определением Арбитражного суда Курганской области от 21.11.2016 (резолютивная часть) по делу N А34-7502/2015 в отношении ООО "Мостдорсервис" введена процедура банкротства внешнего управления, утвержден внешний управляющий - Варшавский Г.Б.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", текущими платежами в деле о банкротстве являются, в частности, обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом.
Согласно пункту 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником после возбуждения дела о банкротстве.
Поскольку применение штрафных санкций произведено Управлением в связи с представлением обществом сведений за отчетные периоды февраль 2017 года, март 2017 года, апрель 2017 года, май 2017 года, июнь 2017 года, июль 2017 года, т.е. после возбуждения дела о банкротстве, заявитель правомерно обратился за взысканием суммы штрафов в судебном порядке.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2017 года, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п. В силу раздела 3 которой "Тип формы", страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм". Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Согласно п.34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действовавшей до 01.01.2017), страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в соответствующем поле формы приводится код "доп" (дополняющая форма).
Согласно пункту 39 "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что общество первоначально представило отчетность формы СЗВ-М за периоды февраль-июль 2017 года в установленные законом сроки. Документы приняты Пенсионным фондом.
В связи с самостоятельным обнаружением ошибки в представленных сведений в исходной отчетности, обществом поданы формы СЗВ-М "дополняющая" за июнь 2017 года (в отношении 2 застрахованных лица, в отношении которых сведения ранее не предоставлялись) и за июль 2017 года (в отношении 1 застрахованного лица, в отношении которого сведения ранее не предоставлялись), 13.09.2017 - за февраль 2017 года (в отношении 3 застрахованных лиц, в отношении которых сведения ранее не предоставлялись), за март и апрель 2017 года (в отношении 2 застрахованных лиц, в отношении которых сведения ранее не предоставлялись), за май 2017 года (в отношении 1 застрахованного лица, в отношении которого сведения ранее не предоставлялись). Данные документы также приняты Пенсионным фондом.
Указанные обстоятельства явились основанием для применения управлением взыскиваемых по настоящему делу штрафных санкций.
Между тем, управлением несоответствие или представленных обществом сведений не выявлялась, не было направлено ни одного уведомления об устранении имеющихся расхождений.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального Закона N 27-ФЗ, не установлен.
Таким образом, в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст.17 Закона N 27-ФЗ, а потому оснований для удовлетворения заявленных управлением требований о взыскании с учреждения финансовых санкций не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить либо изменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 19.02.2018 по делу N А34-2133/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргапольском районе Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.