г. Красноярск |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А33-31335/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Бабенко А.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии: от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Предприятие Жилищно-Коммунального Хозяйства": Семеновой О.В., представителя по доверенности от 20.02.2018 N 4,
от истца - публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт": Ткаченко С.А., представителя по доверенности от 15.11.2016 N 259,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Предприятие Жилищно-Коммунального Хозяйства" (ИНН 2459012565, ОГРН 1042401730293),
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 12 апреля 2018 года по делу N А33-31335/2017, принятое судьёй Мозольковой Е.В.,
установил:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие Жилищно-Коммунального Хозяйства" (далее - ответчик) о взыскании 259 543 рубля 63 копейки задолженности за поставленную электрическую энергию за период с 01.09.2017 по 30.09.2017.
Решением Арбитражного Красноярского края от 12.04.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что он не является обязанным лицом по оплате поставленного коммунального ресурса (электроэнергии), поскольку он не является исполнителем коммунальных услуг в отсутствие заключенного договора с ресурсоснабжающей организацией. Ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальную услугу непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме по прямым договорам. Судом первой инстанции не установлена принадлежность сетей истцу.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 18.06.2018.
В судебном заседании представитель ответчика изложил доводы апелляционной жалобы, не согласен с решением суда первой инстанции. Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы не признал, изложил доводы отзыва на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании внеочередных общих собраний собственников помещений многоквартирных домов N 1, 1 А, 2, 2А, 11 Б, 18, 18А, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 30, 31, 43, 52, 53, 101/1, 101/2, 101/3, 154, 155, 155/1. 156, 162, 163 и 164 микрорайона Пионерный, а также многоквартирных домов N 3, 4, 5, 30, 31, 40 и 40А микрорайона Северный, г. Шарыпово, Красноярского края выбран способ управления - управление управляющей организацией ООО "Предприятие Жилищно-Коммунального Хозяйства", что подтверждается протоколами подведения итогов внеочередных общих собраний собственников помещений от 10.04.2015.
Между собственниками многоквартирных домов N 1, 1А, 2, 2А, 11 Б, 18, I 8А, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 30, 31, 43, 52, 53, 101/1, 101/2, 101/3, 154, 155, 155/1, 156, 162, 163 и 164 микрорайона Пионерный, а также многоквартирных домов N 3. 4, 5, 30. 31 40 и 40А микрорайона Северный, г. Шарыпово, Красноярского края и управляющей организацией были заключены договора управления МКД от 10.04.2015, согласно пункту 3.1.2 которых управляющая организация обязуется самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, обеспечить предоставление коммунальных услуг после заключения соответствующих договоров с ресурсоснабщающими организациями, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Истец является энергоснабжающей организацией, осуществляющей поставку электрической энергии в многоквартирные дома N 1, 1А, 2, 2А, 11Б, 18, 18А, 19, 21, 22,24 25, 26, 30, 31,43 52, 53, 101/1, 101/2, 101/3, 154, 155, 155/1, 156, 162, 163, 164 микрорайона Пионерный г. Шарыпово Красноярского края, а также многоквартирных домов N 3, 4, 85, 30, 31, 40, 40А микрорайона Северный г. Шарыпово Красноярского края.
В спорный период истец поставлял электрическую энергию в спорные жилые помещения многоквартирных домов.
Согласно уточненному расчету истца задолженность за ресурсы, потребленные объектами ответчика, составляет 259 543 рубля 63 копейки (с учетом уточнения исковых требований).
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из того, что спорные правоотношения, вытекают из договора энергоснабжения и регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованием закона.
Предметом настоящего спора явилось требование истца о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию.
Оплата принятой энергии является одной из основных обязанностей абонента (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что на основании внеочередных общих собраний собственников помещений многоквартирных домов N 1, 1 А, 2, 2А, 11 Б, 18, 18А, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 30, 31, 43, 52, 53, 101/1, 101/2, 101/3, 154, 155, 155/1. 156, 162, 163 и 164 микрорайона Пионерный, а также многоквартирных домов N 3, 4, 5, 30, 31, 40 и 40А микрорайона Северный, г. Шарыпово, Красноярского края выбран способ управления - управление управляющей организацией ООО "Предприятие Жилищно-Коммунального Хозяйства", что подтверждается протоколами подведения итогов внеочередных общих собраний собственников помещений от 10.04.2015.
Между собственниками указанных МКД и ответчиком, были заключены договора управления МКД от 10.04.2015.
В отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора на энергоснабжение, истец в спорный период поставлял электроэнергию в спорные жилые помещения МКД, находящиеся в управлении ответчика.
В указанных многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, собственниками помещений заключены прямые договоры на энергоснабжение с ресурсоснабжающей организацией - ПАО "Красноярскэнергосбыт".
Факт оказания в отношении объектов ответчика услуг энергоснабжения в заявленный в иске период подтверждается представленными в материалы дела документами и не оспорен ответчиком.
Согласно уточненному расчету истца задолженность за ресурсы, потребленные объектами ответчика, составляет 259 543 рубля 63 копейки (с учетом уточнения исковых требований).
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отсутствие письменного договора с РСО не освобождает ответчика от обязанности возместить стоимость услуги, потребленной объектами последнего, в силу следующего..
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за содержание жилого помещения для собственников помещений и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда включается плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В пункте 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных домах.
Соответствующие изменения внесены в Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее Правила N 124).
Исходя из данных изменений, оплата коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, в многоквартирном доме будет производиться собственниками н нанимателями помещений в период управления многоквартирным домом управляющей организацией (или товариществом, кооперативом) до прекращения их деятельности в многоквартирном доме в качестве управляющих многоквартирным домом организаций в составе платы за коммунальные ресурсы, включаемой в плату за содержание жилого помещения (пункт 2 часть 1, пункт 1 часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 29, подпункт "л" пункта 11, пункты 31, 33 Правил N 491).
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги, исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Исходя из изложенных норм, в каждом многоквартирном доме плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится следующим образом:
- или в составе платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в течение периода времени, когда многоквартирный дом будет находиться без управления управляющей организацией, товариществом, кооперативом (часть 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 40 Правил N 354);
- или в составе платы за содержание жилого помещения, включающей плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества (части 1, статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 29, 31, 33, подпункт "л" пункта 11 Правил N 491).
При этом виды коммунальных ресурсов, плата за которые включается в плату за содержание жилого помещения, определяются видами коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества, что непосредственно связано с видами коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества, предоставление которых возможно в многоквартирном доме, если такой многоквартирный дом окажется без управления управляющей организации, товарищества, кооператива.
Также является обоснованным вывод суда первой инстанции, что согласно пункту 31 Правил N 354, управляющая организация, является исполнителем коммунальных услуг и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящимся в управлении такой организации.
Порядок предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме, виды коммунальных услуг, в том числе возможность их предоставления и определения их объемов, установлены Правительством Российской Федерации в Правилах N 354.
На основании Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителям в многоквартирном доме, указаны в пункте 4 Правил N 354, к числу которых относится энергоснабжение.
С учетом изменений, внесенных в пункты 2, 4 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях установленных Правилами N 354.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 31 Правил N 354 управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящимся в управлении такой организации.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребители в каждом многоквартирном доме вносят плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом, нежилом помещении, а в многоквартирном доме, в котором выбран непосредственный способ управления, пли способ управления не выбран или не реализован, - дополнительно плату за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества, вносится потребителями в указанных многоквартирных домах одновременно с платой за коммунальные услуги, потребленные в жилых, нежилых помещениях.
Под конструктивными особенностями многоквартирного дома, предусматривающими возможность потребления коммунальных услуг при содержании общего имущества, понимается степень благоустройства многоквартирного дома, определяемая наличием внутридомовых инженерных систем, с использованием которых обеспечивается предоставление потребителям коммунальных услуг соответствующего вида в жилые, нежилые помещения многоквартирного дома и коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 44, 48 Правил N 354 плата за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, - исходя из объемов коммунальных ресурсов, определяемых в зависимости от фактического потребления коммунальных ресурсов, но не выше нормативов потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме, если иное решение не будет принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета коммунального ресурса, - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 29 Правил N 491 при выполнении в многоквартирном доме перечня работ, услуг, превышающих минимальный перечень, общим собранием собственников может быть принято решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы, определенных из расчета их объемов, превышающих нормативы потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Анализ изложенных норм Правил N 354 и Правил N 491 свидетельствует о том, что при оплате коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества, а также при оплате коммунальных ресурсов, включаемых в плату за содержание жилого помещения, применяются нормативы потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Соответствующие изменения с 01.01.2017 внесены также в пункты 1, 2 Правил N 124, устанавливающие предмет договора ресурсоснабжения и предусматривающие понятие "коммунальный ресурс", под которым понимаются в том числе: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения в целях содержания общего имущества.
В соответствии с пунктами 21, 21.1 Правил N 124 к обязанностям управляющей организации, товарищества, кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом относится заключение с рееурсоснабжающими организациями договора ресурсоснабжения на покупку коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме для предоставления коммунальных услуг и (или) в целях их потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Объем приобретаемых коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, подлежит определению, исходя из разницы в объёмах коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета, и потребленных в жилых и нежилых помещениях такого многоквартирного дома, а при подаче коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета, - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.
Следовательно, Правила N 124 не устанавливают исключения для управляющей организации, товарищества, кооператива обязанности в части приобретения по договору ресурсоснабжения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.
Подпунктами "а", "б", "в", "в.2", "г" пункта 21, подпунктами "а", "б", "в" пункта 21.1 Правил N 124 предусмотрено, что управляющая организация, товарищество, кооперативы, управляющие многоквартирными домами, обязаны приобретать коммунальные ресурсы, поставляемые в многоквартирный дом, в части объемов соответствующих коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, или в составе общего объема коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирный дом, или отдельно от объема коммунальных ресурсов, используемых в многоквартирном доме для предоставления ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома. В указанных случаях виды коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в каждом многоквартирном доме, определяются видами коммунальных услуг, предоставляемых в жилые и нежилые помещения в таком многоквартирном доме.
При этом порядок определения соответствующих расходов для управляющих организаций, товариществ, кооперативов свидетельствует о том, что при управлении ими многоквартирным домом коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в таких домах, определяются соответственно видам коммунальных ресурсов, поставляемых в них в целях предоставления коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения.
С учетом изложенного, по общему правилу, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчету за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
Из материалов дела следует, что на основании внеочередных общих собраний собственников помещений многоквартирных домов N 1, 1 А, 2, 2А, 11 Б, 18, 18А, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 30, 31, 43, 52, 53, 101/1, 101/2, 101/3, 154, 155, 155/1. 156, 162, 163 и 164 микрорайона Пионерный, а также многоквартирных домов N 3, 4, 5, 30, 31, 40 и 40А микрорайона Северный, г. Шарыпово, Красноярского края выбран способ управления - управление управляющей организацией ООО "Предприятие Жилищно-Коммунального Хозяйства", что подтверждается протоколами подведения итогов внеочередных общих собраний собственников помещений от 10.04.2015.
Исходя из вышеизложенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354, Правил N 124 (с учетом изменений, действующих с 01.01.2017), принятие собственниками помещений решения о распределении коммунальных услуг на содержание общего имущества МКД между всеми жилыми и нежилыми помещениями, в том числе, в размере, превышающем объем сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, не изменяет обязанность потребителя (собственника, нанимателя) оплачивать коммунальную услугу в составе платы за содержание жилого (нежилого) помещения, включающей плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении (разницу между объемом по показаниям общедомового прибора учета и объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления ресурса), а также обязанность управляющей организации заключить с ресурсоснабжающей организацией соответствующий договор в целях обеспечения коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения в многоквартирные дома, находящиеся в ее управлении.
При этом пункт 40 Правил N 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 1498 от 26.12.2016, действующей с 01.01.2017) предусматривает, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией предусмотрена в пункте 21.1 Правил N 214, с учетом положений части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой управляющие организации, товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения договора ресурсонабжения с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с Правилами N 124, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что приведенные нормы предусматривают обязанность ответчика как управляющей организации заключить соответствующий договор ресурсоснабжения в целях предоставления гражданам энергонабжения на содержание общего имущества, а также обязанность приобретать у ресурсоснабжающих организаций и оплачивать коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, за сверхнормативное потребление ресурса на общедомовые нужды, т.е. за объем ресурса, превышающий нормативное потребление на общедомовые нужды (пункт 21(1) Правил N 124 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, пункт 44 Правил N 354 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603); с 01.01.2017 объем коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирного дома представляет собой весь объем коммунального ресурса на общедомовые нужды (пункт 21(1) Правил N 124 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
Фактически принятие собственниками спорных многоквартирных домов решения о распределении коммунальных услуг, превышающих норматив на содержание общего имущества жилых домов, с 01.01.2017 не влияет на отношения по оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды в связи изменениями, внесенными в Жилищного кодекса Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в Постановление Правительства Российской Федерации N 1498 от 26.12.2016 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Вместе с тем, данное обстоятельство свидетельствует о возможности компенсации таких расходов управляющей организации за счет средств потребителей (собственников, нанимателей), а не о необходимости их оплаты собственниками ресурсоснабжающей организации. В то же время, ответчик вправе распределить заявленную в иске сумму между собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений спорных многоквартирных домов.
Ссылка ответчика на то, что в суде первой инстанции не установлена принадлежность сетей истцу, подлежит отклонению, как несоответствующая материалам дела. Как следует из материалов дела, ответчик является управляющей организацией по отношению к МКД, соответственно именно в его введении находятся внутридомовые электросети. Факт поставки электроэнергии ответчик не опровергает.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявленное требование истца о взыскании задолженности за электроэнергию в спорный период, является обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.
В целом доводы в апелляционной жалобе направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 апреля 2018 года по делу N А33-31335/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.