город Омск |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А46-1587/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5623/2018) решение Арбитражного суда Омской области от 18.04.2018 по делу N А46-1587/2018 (судья Пермяков В.В.),
принятое по заявлению муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" (ИНН 5501016762, ОГРН 1025500609200)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)
о признании действий незаконными,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Муниципальное предприятие города Омска "Тепловая компания" (далее по тексту - МП г. Омска "Тепловая компания", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий Департамента, оформленных уведомлением от 25.05.2017 N Исх-ДИО/7912 об увеличении размера арендной платы по договору аренды от 13.09.2012 N Д-С-14-9243 за период с 07.10.2016 по 06.10.2017 - до 33 798 руб. 11 коп. в год или 2816 руб. 51 коп. в месяц, начиная с 07.10.2017 - до 35 150 руб. 03 коп. в год или 2929 руб. 17 коп. в месяц.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.04.2018 по делу N А46-1587/2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, а котельные относятся к объектам, используемым в сфере теплоснабжения, следовательно, вопреки позиции заинтересованного лица, при расчете арендной платы применению подлежит Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 (далее по тексту - Приказ N 217).
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 18.04.2018 по делу N А46-1587/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что из содержания договора аренды от 13.09.2012 N Д-С-14-9243 не усматривается, что земельный участок предоставлен для размещения объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, в связи с чем, по мнению заинтересованного лица, применении при расчете размера арендной платы ставки в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, установленной Приказом N 217, является неправомерным.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве МП г. Омска "Тепловая компания" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска представил возражения на отзыв, в которых, поддерживая ранее изложенную процессуальную позицию, просит обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее и возражения на отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска (арендодатель) и МП г. Омска "Тепловая компания" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 13.08.2012 N Д-С-14-9243 сроком на 10 лет, предметом которого является земельный участок общей площадью 3379 кв.м, с кадастровым номером 55:36:082801:3089, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 1-этажное здание; почтовый адрес ориентира: г. Омск, п. Большие Поля, ул. Комсомольская, д. 3.
Согласно пункту 1.2 договора участок предоставляется для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; на участке имеется следующий объект капитального строительства - здание котельной.
Указанное здание котельной - одноэтажное здание с тремя одноэтажными пристройками, общей площадью 847,90 кв.м, литеры А, А1, А2, А3, расположенное по адресу: г. Омск, п. Большие Поля, ул. Комсомольская, д. 3, принадлежит МП г. Омска "Тепловая компания" на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.06.2006 серия 55 АВ N 257057.
31.05.2017 в адрес истца от ответчика поступило уведомление об одностороннем увеличении размера арендной платы от 25.05.2017 N Исх-ДИО/7912, согласно которому арендная плата составляет: за период с 07.10.2016 по 06.10.2017 - 33 798 руб. 11 коп. в год или 2816 руб. 51 коп. в месяц.; с 07.10.2017 - 35 150 руб. 03 коп. в год или 2929 руб. 17 коп. в месяц.
При расчете размера арендной оплаты ответчиком применена ставка арендной платы/год - 1,6 %, установленная пунктом 13 приложения к постановлению Администрации города Омска от 07.10.2016 N 1240-п "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска и предоставленных в аренду без проведения торгов для размещения отдельных объектов" (далее по тексту - постановление N 1240-п) для объектов - тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Письмом от 26.11.2017 МП г. Омска "Тепловая компания" выразило свое несогласие с расчетом арендной платы, указав, что при расчете арендной платы в отношении спорного земельного участка подлежит применению установленная приказом Минэкономразвития N 217 ставка в размере 0,7 % кадастровой стоимости в связи с тем, что данный земельный участок используется для размещения объекта теплоснабжения - котельная.
Полагая, что действия Департамента, оформленные уведомлением от 25.05.2017 N Исх-ДИО/7912 об увеличении размера арендной платы по договору аренды от 13.09.2012 N Д-С-14-9243, нарушают его права и законные интересы, МП г. Омска "Тепловая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
18.04.2018 Арбитражный суд Омской области принял решение по настоящему делу, обжалуемое заинтересованным лицом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Правоотношения сторон, возникшие на основании договора от 13.09.2012 N Д-С-14-9243, регулируются нормами раздела III части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (общие положения об обязательствах) и параграфа 1 главы 34 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (общие положения об аренде), Земельным кодексом Российской Федерации, а также условиями заключенного договора.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (пункт 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Право аренды земельных участков предусмотрено статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Как следует из пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008, пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно которому если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Более того, пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 предусмотрено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Учитывая изложенное выше, а также то, что объектом аренды по договору является земельный участок, находящийся в государственной собственности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размер арендной платы по договору аренды от 13.09.2012 N Д-С-14-9243 устанавливается и может изменяться Департаментом, как арендодателем, в одностороннем порядке в соответствии с положениями нормативного правового акта, регулирующего порядок исчисления арендной платы за использование земельных участков, вне зависимости от условий такого договора.
При этом судом первой инстанции указано, что Департамент, осуществляя перерасчет арендной платы по договору от 13.09.2012 N Д-С-14-9243, неверно применил положения нормативно-правовых актов в части установления ставки арендной платы, определив ее в соответствии с пунктом 13 приложения к постановлению N 1240-п в размере 1,6 %, в связи с чем действия заинтересованного лица, оформленные уведомлением от 25.05.2017 N Исх-ДИО/7912 об увеличении размера арендной платы, признаны незаконными; в целях определения размера арендной платы применению подлежит ставка в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, установленная Приказом N 217.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, поддерживает указанный вывод суда первой инстанции, исходя из следующего.
Пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившим в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила N 582).
Согласно пункту 5 Правил N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее по тексту - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Минэкономразвития во исполнение данного пункта Правил N 582 издало Приказ N 217, которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Согласно кадастровой выписке вид разрешенного использования земельного участка установлен "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Данное обстоятельство подтверждается и самим заинтересованным лицом в апелляционной жалобе.
В соответствии с положениями договора от 13.09.2012 N Д-С-14-9243 цель использования земельного участка аналогична виду разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
При этом довод апелляционной жалобы о том, что из материалов дела не усматривается, что спорный земельный участок был предоставлен предприятию для размещения объектов теплоснабжения, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из буквального толкования положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, следует, что коммунальное хозяйство включает, в том числе, объекты системы теплоснабжения.
Таким образом, суд первой инстанции верно заключил, что поскольку спорный земельный участок использовался МП г. Омска "Тепловая компания" в период действия договора аренды для эксплуатации расположенного на участке здания котельной, относящейся к объектам, используемым в сфере теплоснабжения, арендная плата с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам Приказа N 217 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Исходя из изложенного, удовлетворив заявленные требования о признании неправомерными действий Департамента, оформленных уведомлением от 25.05.2017 N Исх-ДИО/7912 об увеличении размера арендной платы по договору аренды от 13.09.2012 N Д-С-14-9243 за период с 07.10.2016 по 06.10.2017 - до 33 798 руб. 11 коп. в год или 2816 руб. 51 коп. в месяц, начиная с 07.10.2017 - до 35 150 руб. 03 коп. в год или 2929 руб. 17 коп. в месяц, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку заинтересованное лицо от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, государственная пошлина в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за рассмотрение дела в суде апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.04.2018 по делу N А46-1587/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.