г. Москва |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А40-11566/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Преферент"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2018 по делу N А40-11566/18, принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению ООО "Преферент"
к Управлению Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской обл.
о признании незаконными действия от 17.11.2017 г. N 1605-РП, об отмене результатов внеплановой проверки, организованной распоряжением от 17.11.2017 г. N 1605-РП, изложенные в акте проверки от 28.12.2017 г. N 09-289/2017, о признании недействительным и отмене предписания от 28.12.2017 г. N 09-289/2017,
при участии:
от заявителя: |
Кунаев Д.С. по дов. от 20.11.2017; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Преферент" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москве, Московской и Тульской областям с требованием о признании незаконными действия по проведению внеплановой выездной проверки, организованной распоряжением от 17.11.2017 г. N 1605-РП, об отмене результатов внеплановой проверки, организованной распоряжением от 17.11.2017 г. N 1605-РП, изложенные в акте проверки от 28.12.2017 г. N 09-289/2017, о признании недействительным и отмене предписания от 28.12.2017 г. N 09-289/2017.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2018 по делу N А40-11566/18 заявление ООО "Преферент" о признании незаконными действия Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям от 17.11.2017 г. N 1605-РП, об отмене результатов внеплановой проверки, организованной распоряжением от 17.11.2017 г. N 1605-РП, изложенные в акте проверки от 28.12.2017 г. N 09-289/2017, о признании недействительным и отмене предписания Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям от 28.12.2017 г. N 09-289/2017 оставлено без удовлетворения.
ООО "Преферент" не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой. В апелляционной жалобе Общество указывает на неверное применение судом первой инстанции норм материального права и неверную оценку доказательств по делу.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседание суда апелляционной инстанции не явился. В отзыве на апелляционную жалобу Управление поддержало решение суда в полном объеме, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Распоряжением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее также - "Управление", Россельхознадзор") от 17.11.2017 N 1605-РП организована внеплановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Преферент" как собственника земельного участка с кадастровым номером 50:24:0060505:21.
Как следует из пункта 6 названного распоряжения проверка организована с целью проверки законности проведения работ, связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы и размещения на вышеуказанном земельном участке отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктом 8 вышеуказанного распоряжения срок проверки установлен в 20 рабочих дней/50 часов, а именно с 01 декабря по 28 декабря 2017 года.
Уведомление о проведении проверки поступило в адрес Общества посредством почтового отправления с идентификатором N 14040017008326 30.11.2017. Из его содержания следовала необходимость направления представителя к 10 часам 01.12.2017 по адресу Коломенского межрайонного отдела Управления: Московская обл., г. Шатура, ул. Интернациональная, д. 16, пом. 3 с последующим выездом на земельный участок.
Посредством почтового отправления с идентификатором N 14070018014644 Обществом был получен акт проверки от 28.12.2017 N 09-289/2017 и предписание от 28.12.2017 N 09-289/2017, в соответствии с которым Обществу предписано в срок до 02.07.2018:
- провести производственный контроль в части аналитического контроля на агрохимические и "токсилогические" показатели почвы на з.у.
- Разработать паспорт почвенного плодородия на з.у. скн 50:24:0060505:21 -разработать и согласовать в установленном законом порядке проект рекультивации нарушенных земель на земельном участке скн 50:24:0060505:21
- Провести рекультивацию земель нарушенных на земельном участке скн 50:24:0060505:21
- Провести обязательные мероприятия по защите з.у. скн 50:24:0060505:21 от зарастания сорной древесно-кустарниковой растительностью.
Не согласившись с указанными действиями, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Суд, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ, плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.
Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.
В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах - возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является основанием для проведения внеплановой проверки.
Положениями части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.
На основании ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.10.2015 N 475 "Об утверждении порядка оформления и содержания плановых (рейдовых)заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров Управлением был издан приказ от 02.10.2017 N 713 об утверждении планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования (л.д. 1) и было утверждено задание на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований (зарегистрировано в книге учета заданий Управления за N 331) (л.д. 3).
Согласно плану на проведение рейдовых осмотров, обследований Управления на IV квартал 2017, Управлением было проведено мероприятие по плановому (рейдовому) осмотру обследованию земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:24:0060505:21, о чем документально зафиксировано в акте плановых (рейдовых) осмотров от 25.10.2017 N 09-55/2017.
Земельный участок категории земель - сельскохозяйственного назначении, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, площадь 2695227 кв. м. На основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.09.2017 N 99/2017/29180856 собственником земельного участка является ООО "Преферент" ИНН 5004022237 регистрация права от 17.07.2009 г. N 50-50-24 022/2009-525.
Осмотр и фотосъемка велись с координатных точек: точка 1-55°59'2Г N, 38°97'48'Е, точка 2-55°58'96" N, 38°97'02" Е, точка 3-55°59'08" N, 38°97'36" Е, точка 4-55°58'18 N, 38°98'03" Е, точка 5-55°58'15" N, 38°98'07" Е. Земельный участок с севера, с северо-запада и с северо-востока граничит с землями лесного фонда.
В ходе проведения рейдовых мероприятий на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:24:0060505:21 с применением фотосъемки выявлены две площадки нарушения верхнего плодородного слоя почвы.
В северо-западной части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:24:0060505:21 выявлено нарушение верхнего плодородного слоя почвы, путем его перемещения и выемки подпочвенного грунта (песка), по данным навигационного оборудования площадь выемки составляет 7,506 га., визуально глубиной до 3 метров, дно выемки заросло сорной травяной растительностью.
В южной части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:24:0060505:21 выявлено нарушение верхнего плодородного слоя почвы, путем его перемещения и выемки подпочвенного грунта (песка), по данным навигационное оборудования площадь выемки составляет 3 га., визуально глубиной до 3 метров.
По всему земельному участку наблюдаются колеи предположительно от движения транспортных средств. В районе второй площадки вместе нарушения верхнего плодородного слоя почвы, путем его перемещения и выемки подпочвенного грунта (песка) стоял трактор, предположительно использующийся для проведения земляных работ, без номерных госзнаков.
В северо-западной части земельного участка с кадастровым номером 50:24:0060505:21 выявлено перекрытие верхнего плодородного слоя почвы навалами мусора и отходов потребления (бревна, поддоны, ветки, пакеты, канистры и др.), согласно данным навигационного оборудования площадь перекрытия составляет 1,1966 га., при осмотре площади перекрытия были видны следы сжигания отходов потребления.
По земельному участку сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:24:0060505:21 проходят открытые мелиоративные каналы. Откосы каналов заросли сорной, дикорастущей, травянистой растительностью, кустарником, деревьями высотой от 2 до 8 метров. Ложе мелиоративных каналов заилено.
На земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:24:0060505:21 наблюдается зарастание сорной древесно-кустарниковой растительностью.
Следов проведения агротехнических мероприятий, агрохимической обработки почв, рекультивации, обязательных мероприятий, способствующих сохранению и воспроизводству плодородия почв, работ по прекращению загрязнения участка, сельскохозяйственной деятельности, либо иного вида деятельности связанной с сельскохозяйственным производством на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060505:21 не обнаружено.
В соответствии с критериями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2012 г N 369, земельный участок с кадастровым номером 50:24:0060505:21 не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
На земельном участке не выполняются требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель в результате зарастания земельного участка сорной древесно-кустарниковой растительностью, нарушения верхнего плодородного слоя почвы, путем его перемещения и выемки подпочвенного грунта (песка перекрытие верхнего плодородного слоя почвы навалами мусора и отходами потребления. На земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060505:21 не принимаются меры по предупреждению повреждения мелиоративной системы. В нарушении положений Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (утвержденных Минсельхозпродом РФ от 26.05.1998) не проводятся основные эксплуатационные мероприятия, обеспечивающие нормальное состояние осушительной системы, в том числе, скашивание травянистой растительности, вырубку кустарников на откосах и бермах канала, защитных валов и дамб, промывку и прочистку открытого канала.
Вследствие осмотра обнаружилось бездействие ООО "Преферент", в связи с чем возникает угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что является нарушением обязательных требований согласно п. 2 ст. 13.2 ФЗ-294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" На основании акта осмотра, и в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Федеральный закон N 294-ФЗ) Управлением после рассмотрения мотивированного представления о согласовании внеплановой выездной проверки и согласования с органом прокуратуры внеплановой выездной проверки было издано распоряжение от 17.11.2017 N 1605-РП о согласовании внеплановой проверки с целью проверки законности проведения работ связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы, размещением на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060505:21 отходов производства и потребления, а также выявленных в ходе осмотра фактов возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обществу 21.11.2017 было направлено распоряжение N 1605-РП от 17.11.2017, уведомление об осмотре территории от 21.11.2017, уведомление о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 21.11.2017 заказным письмом с уведомлением по адресу индекс: 143615, Московская область, Волоколамский район, Теряевский со., с. Теряево, д. 92А, получатель ООО "Преферент", что подтверждает квитанция об отправке и опись вложения в ценное письмо. Согласно вернувшемся уведомлению письмо было получено Обществом 29.11.2017.
Довод Заявителя в части уведомления о предстоящей внеплановой проверки менее чем за сутки, является несостоятельным, так как на вернувшемся почтовом уведомлении стоит дата вручения 29.11.2018, а отправлено отделом почтовой службы обратно 30.11.2018, а осмотр был проведен Управлением 01.12.2017.
После осмотра земельного участка Обществу было повторно направлено заказное письмо с уведомлением о проведении внеплановой проверки юридического лица, адрес фактического осуществления деятельности: земельный участок с кадастровым номером 50:24:0060505:21 от 07.12.2017, что подтверждает квитанция об отправке и опись вложения в ценное письмо. Согласно вернувшемся уведомлению, письмо было получено Обществом 13.12.2017.
Также Управлением была предпринята попытка уведомить Общество посредством телеграммы, которая была отправлена от 13.12.2017с текстом: Управление Россельхознадзор повторно уведомляет о проведении внеплановой выездной проверки. В связи с окончанием проведения проверки, представителю Общества необходимо явится 28.12.2018 в 10:00 для составления и подписания акта проверки. Данная телеграмма была вручена под расписку 23.12.2018.
Исходя из сказанного, доводы Общества о ненадлежащем уведомлении, о месте и времени проведения внеплановой выездной проверки не соответствуют действительности.
Довод заявителя в части того, что требования, содержащиеся в предписании от 28.12.2017 N 09-289/2017, не обусловлены ссылками на нормы закона, не обоснован.
В ходе проведения Управлением внеплановой выездной проверки Общества, были выявлены многочисленные нарушения требований законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, положений Правил эксплуатации мелиоративных систем и иных обязательных требований, установленных нормативными актами. По результатам проверки составлен акт, вынесено предписание, которым предписано в срок до 02.07.2018 устранить допущенные нарушения.
Порядок выдачи предписания об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства по результатам проведения проверочных мероприятий установлен Федеральным законом N 296-ФЗ.
Вместе с тем предписание не может быть вынесено вне процедуры проведения проверки по правилам Федеральным законом N 296-ФЗ, из этого следует Заявителю обращаться к акту проверки, где указанны ссылки на нарушенные нормы закона.
Предписание содержит законные требования, то есть на Общество возложены обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования реально исполнимы. Предписание содержит ясность действий и порядок их устранений.
Таким образом, с учетом приведенных норм Закона N 294-ФЗ и фактических обстоятельств дела, суд считает, что действия сотрудников заинтересованного лица по проведению выездной проверки соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда первой инстанции законным, обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2018 по делу N А40-11566/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-11566/2018
Истец: ООО "ПРЕФЕРЕНТ"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской обл., УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ГОРОДУ МОСКВА, МОСКОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ