г. Москва |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А40-206262/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Н.И. Левченко, Д.Н. Садиковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Федотовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО ТПК "Восток-Ресурс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 декабря 2017 года
по делу N А40-206262/17, принятое судьёй Хайло Е. А.
по иску ООО ТПК "Восток-Ресурс"
к ОАО "РЖД"
об урегулировании разногласий по договору N 5/132
при участии в судебном заседании:
от истца: извещен, представитель не явился
от ответчика: Мольков А.В. (по доверенности от 23.05.2018)
УСТАНОВИЛ
ООО ТПК "Восток-ресурс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) с исковым заявлением об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора 5/132 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО ТПК "Восток-ресурс" при станции Ува-1 Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Решением суда от 26 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт, урегулировав спорные пункты договора в редакции истца.
Ответчик просит решение суда оставить в силе, представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав возражения представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 26 декабря 2017 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, при заключении договора 5/132 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО ТПК "Восток-ресурс" при станции Ува-1 Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - договор) между ООО ТПК "Восток-ресурс" (контрагент) и ОАО "РЖД" (перевозчик) возникли разногласия по содержанию параграфа 12, пункта "б" параграфа 17 договора, устанавливающего ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования; параграфа 20.4; первого абзаца параграфа 20.10.
Согласно § 12, в редакции Перевозчика, готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки "Перевозчиком" согласно технологии работы маневрового локомотива на станции Ува-1 после получения уведомления от "Контрагента" о готовности вагонов к уборке. Готовыми к уборке считаются вагоны с оформленными перевозочными документами
В соответствии с протоколом разногласий к договору ООО ТПК "Восток- ресурс" предложило урегулировать разноглася по Договору N 5/132 и:
- изложить параграф 12 в следующей редакции:
"Готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки "Перевозчиком" согласно технологии маневрового локомотива на станции Ува-1 не позднее чем через 2 часа после получения уведомления от "Контрагента" о готовности вагонов к уборке. Готовыми к уборке считаются вагоны с оформленными перевозочными документами".
Согласно п. б § 17, в редакции Перевозчика, плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования объект "путь N 15" принадлежащего ОАО "РЖД" протяженностью 159, метров, по ставке, установленной Протоколом согласования договорной цены (Приложение N 1), являющегося неотъемлемой частью договора;
В соответствии с протоколом разногласий к договору ООО ТПК "Восток- ресурс" предложило Пункт "б" параграфа 17 из текста Договора исключить.
Согласно § 20.4, в редакции Перевозчика, при задержке вагонов (контейнеров), независимо от их принадлежности, в пути следования на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения и на станции назначения в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, независящим от "Перевозчика", на каждый случай задержки оформляется акт общей формы. При этом срок доставки, установленный расчетным путем, увеличивается на все время задержки вагонов в пути следования.
В своих исковых требованиях ООО ТПК "Восток-ресурс" просит указанный параграф исключить.
Однако, в соответствии с протоколом разногласий к договору 5/132 и ОАО "РЖД", и ООО ТПК "Восток-ресурс" согласились и приняли решение исключить параграф 20.4 из текста договора. Таким образом, у сторон отсутствует спор по данному параграфу.
Согласно абзац 1 § 20.10, в редакции Перевозчика, на основании статьи 26 "Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации" "Контрагент" определяет массу грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов может привести к превышению грузоподъемности, с помощью вагонных весов.
В соответствии с протоколом разногласий к договору ООО ТПК "Восток- ресурс" предложило изложить абзац первый параграфа 20.10 в следующей редакции:
"На основании статьи 26 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации" "Контрагент" определяет массу грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах".
В соответствии с протоколом разногласий к договору 5/132 сторонами договора принято решение изложить указанный пункт в редакции контрагента. Таким образом, у сторон отсутствует спор по данному параграфу.
При таких обстоятельствах, в виду отсутствия спора по параграфу 20.4 и абзацу 1 параграфа 20.10 договора, производство по делу в части урегулирования разногласий по параграфу 20.4 и абзацу 1 параграфа 20.10 договора подлежит прекращению применительно к п.п. 1 п.1 ст.150 АПК РФ.
Согласно положениям ст.173 АПК РФ, по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Таким образом, отказ в иске по преддоговорному спору не соответствует положениям ст.173 АПК РФ.
Судебная коллегия не усматривает оснований для исключения из договора п.п. "б" параграфа 17 в силу следующего.
В соответствии со ст. 60 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между сторонами договором.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
С 01.04.2015 в связи с принятием Федерального закона от 31.12.2014 N 503 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" вступили в законную силу изменения, согласно которым взимание платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, является обязательным, а предметами споров в указанных истцом судебных актах являлось взыскание платы за период времени до 01.04.2015, то есть, до внесенных изменений в федеральное законодательство, которыми устранены существовавшие ранее пробелы правового регулирования. В настоящий момент на наличие у перевозчика права взимания рассматриваемой платы указывается как Федеральной службой по тарифам России (письмо 28.05.2015 N ТС-6279/10), так и Министерством транспорта Российской Федерации (письмо от 01.04.2016 N АЦ-26/3881).
В соответствии со ст. 58 Устава, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством РФ.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Заключение договоров на подачу и уборку вагонов, эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителей (грузополучателей).
В соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Кроме того, спорный договор в силу ст. ст. 426, 785 Гражданского кодекса РФ является публичным договором.
Согласно пункту 4 ст. 426 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу статьи 424 Гражданского кодекса РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статье 8 Федерального закона РФ от 10 января 2003 года Nol7-03 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий; в сфере железнодорожных перевозок" утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. В данном Перечне не поименована такая услуга как "предоставление в пользование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" (перевозчику).
Однако отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов перевозчика на содержание инфраструктурной составляющей. Данная компенсация является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг, законность взимания которой установлена статьей 58 Устава.
В отношении параграфа 12 суд апелляционной инстанции считает требования истца подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения".
В соответствии с пунктом 3.7. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования": "Сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования".
Из нормативного толкования данного пункта следует, что срок на уборку с мест погрузки, выгрузки вагонов устанавливается на основании технологии работы станции и железнодорожного пути необщего пользования и данный срок должен быть (обязан) прописан в Договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, что и просил Истец в своем исковом заявлении. При этом абзац второй данной нормы права, установил, что данный срок не может быть менее 2 часов после приема уведомления о завершении грузовой операции.
Установленный данной нормой права срок на уборку вагонов, ООО ТПК "Восток-ресурс" в протоколе разногласий был соблюден, при этом Ответчик не предлагал Истцу установить какой-либо другой срок, который бы устроил ОАО "РЖД".
Не установление данного срока в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 5/132 будет противоречить п. 3.7. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 и ст. 422 ГК РФ, что в свою очередь предоставит Ответчику возможность затянуть время уборки вагонов на неопределенное время и извлекать из своего незаконного, недобросовестного поведения (в случае не установления срока уборки вагонов в нарушение п. 3.7 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26) преимущество.
С учетом того, что заявленное истцом требование неимущественного характера частично удовлетворено, расходы истца по оплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы подлежат отнесению на ответчика в общей сумме 9 000 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 декабря 2017 года по делу N А40-206262/17 отменить.
Производство по делу в части урегулирования разногласий по параграфу 20.4 и абзацу первому параграфа 20.10 договора - прекратить.
Отказать в исключении из договора п.п. "б" параграфа 17.
Изложить параграф 12 в редакции истца: "Готовые к уборке вагоны убираются с мест догрузки "Перевозчиком" согласно технологии работы маневрового локомотива на станции Ува-1 не позднее чем через 2 часа после получения уведомления от "Контрагента" о готовности вагонов к уборке. Готовыми к уборке считаются вагоны с оформленными перевозочными документами".
Взыскать с ОАО "РЖД" в пользу ООО ТПК "Восток-Ресурс" 9 000 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Д.Н. Садикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.