г. Красноярск |
|
27 июня 2018 г. |
Дело N А33-15926/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" июня 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Чистый Город"):
Тимошиной С.А., представителя на основании доверенности от 10.01.2018 N 1, паспорта;
от ответчика (муниципальному казенному учреждению администрации Солонцовского сельсовета): Жильцовой Т.А., представителя на основании доверенности от 01.06.2017 N 14, паспорта;
от третьего лица (администрации Емельяновского района): Гавриленко О.Н., представителя на основании доверенности от 07.03.2018 N 115, паспорта;
от третьего лица (Варкентина Александра Сергеевича): Мельникова В.Ю., представителя на основании доверенности от 21.09.2017, паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Чистый Город" и Варкентина Александра Сергеевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" января 2018 года по делу N А33-15926/2016,
принятое судьей Альтергот М.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Чистый Город" (ИНН 2465237140, ОГРН 1102468024746) (далее - заявитель, общество, ООО "Чистый Город") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному казенному учреждению администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края (ИНН 2411001149, ОГРН 1022400668146) (далее - ответчик, администрация Солонцовского сельсовета) о признании незаконным постановления администрации Солонцовского сельсовета от 08.04.2016 N 985 "О предоставлении Велькеру А.А. земельного участка с местоположением: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, МО Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2, с кадастровым номером 24:11:0290202:254 в аренду на 3 года".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Красплодцентр" (далее - ООО "Красплодцентр"), Велькер Александр Александрович (далее - Велькер А.А.), Варкентин Александр Сергеевич (далее - Варкентин А.С.), администрация Емельяновского района, муниципальное казенное учреждение "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" (далее - МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 января 2018 года по делу N А33-15926/2016 заявление удовлетворено. Признано недействительным постановление администрации Солонцовского сельсовета N 985 от 08.04.2016 "О предоставлении Велькеру А.А. земельного участка с местоположением: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, МО Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2, с кадастровым номером 24:11:0290202:254, в аренду сроком на 3 года". С администрации Солонцовского сельсовета в пользу ООО "Чистый город" взыскано 3000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Чистый Город" и Варкентин А.С. обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Варкентин А.С. в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобы третье лицо указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным и немотивированным.
ООО "Чистый Город" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в принятии уточнения исковых требований, заявленных в ходатайстве от 30.11.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- в заявлении об уточнении исковых требований от 30.11.2017 новые требования не заявлялись, а лишь исполнено определение Арбитражного суда Красноярского края от 08.09.2016, которым заявителю предложено уточнить требования в части заявленных восстановительных мер, а также были более детально конкретизированы требования указанные в первоначальном заявлении о признании незаконным действий администрации Солонцовского сельсовета по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 24:11:0290202:254; в силу изложенного судом неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства об уточнении исковых требований в части признания недействительными последующих постановлений в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:254;
- оспаривание отдельно и последовательно каждого постановления нецелесообразно, так как недействительность одного постановления порождает недействительность последующего постановления; недействительности последующих постановлений, помимо признанного судом постановления N 985 от 08.04.2016, прослеживается в причинно-следственной связи преобразования земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:254 путем разъединения и преобразования; заявленные в уточнении требования о признании недействительными последующих постановлений в отношении расформированного земельного участка, направлены на защиту и восстановление нарушенных прав ООО "Чистый город";
- заявленные изначально требования об обязании совершить действия, направленные на погашение регистрационной записи о наличии сведений об ограничениях на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:254 в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на дату вынесения решения 18.01.2018 невозможно применить, так как в результате действий администрации Солонцовского сельсовета предварительно согласованный земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:254 расформирован, снят с кадастрового учета и в рамках согласованных границ не существует;
- в течение трехлетнего периода со стороны ООО "Чистый город" проведен ряд мероприятий, направленных на подготовку к использованию земельного участка; незаконные действия администрации Солонцовского сельсовета привели к тому, что ООО "Чистый город" было полностью лишено возможности использовать свое право в отношении указанного участка, так как срок действия постановления N 4367 от 23.12.2014 истек 22.12.2017.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования своей апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы; доводы апелляционной жалобы третьего лица не признал.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал требования своей апелляционной жалобы, пояснил, что судом первой инстанции не проверены полномочия органов местного самоуправления по распоряжению спорным земельным участком; доводы апелляционной жалобы заявителя не признал.
Представители ответчика, администрации Емельяновского района с доводами апелляционных жалоб не согласились, сослались на основания, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела документов, приложенных к отзыву на апелляционную жалобу: копии решения Солонцовского сельского совета депутатов от 25.12.2015 N 6-19Р, газета "Солонцовские новости" за декабрь 2015 N 121 (122).
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 262, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынес протокольное определение о приобщении указанных документов к материалам дела, как представленных в обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы.
ООО "Красплодцентр", Велькер А.А., МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края", уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явились, своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных третьих лиц (их представителей).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
ООО "Чистый город" 30.07.2014 обратилось в администрацию Емельяновского района с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 30 га, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район (согласно прилагаемой схемы) и предварительном согласовании место размещения площадки временного складирования твердых бытовых отходов.
Решением градостроительной комиссии администрации Емельяновского района 04.08.2014 согласовано предоставление земельного участка ООО "Чистый город" и публикация в средствах массовой информации.
В газете "Емельяновские веси" от 13.08.2014 N 35 опубликовано информационное сообщение о возможном выделении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, 14 км северо-восточнее п. Солонцы, площадью 30 га для строительства площадки временного складирования твердых бытовых отходов.
Согласно акту выбора и обследования земельного участка для строительства от 15.09.2014 земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, 14 км северо-восточнее п. Солонцы, площадью 30 га пригоден для строительства полигона коммунальных и промышленных отходов.
Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Емельяновского района 17.12.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой испрашиваемый земельный участок расположен в кадастровом квартале 24:11:0290202, площадь участка - 300 000 кв.м., местоположение земельного участка: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2, категория земель - земли сельско-хозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного назначения.
Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 23.12.2014 N 4367 ООО "Чистый Город" предварительно согласовано место размещения объекта - площадки временного складирования твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2, площадью 300 000 кв.м. из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, утвержден акт выбора и обследования земельного участка от 15.09.2014, на ООО "Чистый Город" возложена обязанность обеспечить перевод земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 12.03.2015 N 1259 внесены изменения в постановление администрации Емельяновского района от 23.12.2014 N 4367, пункт 1 изложен в следующей редакции: "ООО "Чистый город" предварительно согласовано место размещения объекта - полигона твердых коммунальных и промышленных отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2, площадью 300 000 кв.м. из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения".
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 23.03.2015 N 163 земельному участку (согласно акту выбора и обследования земельного участка от 15.09.2014), разрешенное использование: коммунальное обслуживание, присвоен следующий адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2.
На основании кадастрового плана территории от 24.03.2015 N 24/15-210816, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 17.12.2014, выписки из каталога координат геодезических пунктов от 05.02.2008 N 191-сп кадастровым инженером ООО "Специализированное предприятие Спект-Гео" Тумаковым А.А. подготовлен межевой план на образуемый земельный участок площадью 300 000 кв.м., местоположение: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - коммунальное обслуживание.
Согласно кадастровому паспорту от 31.03.2015 N 24/15-231600 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:254, площадью 300000 кв.м., местоположение: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - коммунальное обслуживание, поставлен на кадастровый учет 31.03.2015 (кадастровый инженер ООО "Специализированное предприятие Спект-Гео" Тумаков А.А.).
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 28.04.2015 N 323 согласован перевод земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2, с кадастровым номером 24:11:0290202:254, площадью 300 000 кв.м., в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для полигона твердых коммунальных и промышленных отходов, в связи с отсутствием иного варианта размещения.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 14.08.2015 N 938 назначены публичные слушания по строительству полигона для захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов на территории муниципального образования Солонцовский сельсовет на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0290202:254.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 15.09.2015 N 1006 создана комиссия для проведения публичных слушаний по вопросу строительства полигона для захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов.
В протоколе проведения публичных слушаний по вопросу строительства полигона для захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов от 21.09.2015 указано, что публичные слушания признаны состоявшимися.
Согласно заключению администрации Солонцовского сельсовета от 23.10.2015 признаны состоявшимися публичные слушания по вопросу строительства полигона захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов на территории муниципального образования Солонцовский сельсовет на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0290202:254.
Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю от 28.04.2016 N 375 утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации "Полигон твердых коммунальных и промышленных отходов", образованный приказом Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 10.02.016 N 130.
Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 13.05.2016 N 531 согласован перевод земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, с кадастровым номером 24:11:0290202:254, площадью 300000 кв.м., в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, в связи с отсутствием иного варианта размещения.
Согласно заключению Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края от 12.05.2016 N 2064 размещение полигона твердых коммунальных и промышленных отходов на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0290202:254 возможно. С учетом схемы территориального планирования муниципального образования Емельяновский район, утвержденной Емельяновским районным советом депутатов N 27-121р от 03.02.2012 и генерального плана муниципального образования Солонцовский сельсовет, утвержденного решением депутатов Солонцовского сельсовета N 6-19р от 25.12.2015, земельный участок расположен в зоне санитарно-технического назначения, и его предполагаемое использование не противоречит планам развития Емельяновского района. Данная территория не используется в сельскохозяйственных целях.
ООО "Чистый город" 21.06.2016 обратилось в Правительство Красноярского края с ходатайством вх. N 35-25401 о переводе земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:254 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для строительства и дальнейшего использования в качестве полигона твердых коммунальных и промышленных отходов.
Велькер А.А. 08.04.2016 обратился в администрацию Солонцовского сельсовета с заявлением вх. N 444 о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2, с кадастровым номером 24:11:0290202:254, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование, для сенокошения.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 08.04.2016 N 985 Велькеру А.А. предоставлен в аренду на 3 года земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2, площадью 300 000 кв.м., с кадастровым номером 24:11:0290202:254, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование, для сенокошения.
Муниципальное казенное учреждение администрация Солонцовского сельсовета (арендодатель) и Велькер А.А. 02.04.2016 заключили договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 28, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 3 года, земельный участок из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2, площадью 300 000 кв.м., с кадастровым номером 24:11:0290202:254. Срок аренды участка по договору составляет три года и исчисляется с даты государственной регистрации в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (пункт 2.1. договора).
Согласно кадастровой выписке от 01.04.2016 N 24/16-236763, приложенной к договору аренды, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:254, площадью 300 000 кв.м., категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2, поставлен на государственный кадастровый учет 31.03.2015 на основании сведений представленных кадастровым инженером ООО "Специализированное предприятие Спект-Гео" Тумаковым А.А.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.06.2016 N 24/001/007/2016-339 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:254, площадью 300 000 кв.м., местоположение: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное производство, предоставлен в аренду ООО "Красплодцентр" на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 08.04.2016 N 28 и соглашения от 05.05.2016 об уступке прав и обязанностей по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 08.04.2016 N 28.
Как следует из кадастрового паспорта от 27.06.2016 N 24/16-477490 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:254 обременен арендой ООО "Красплодцентра".
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 29.04.2016 N 1120 отменено заключение о результатах публичных слушаний проектной документации строительства объекта "Полигон для захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов" на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0290202:254.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 04.05.2016 N 1122 отменено постановление администрации Солонцовского сельсовета N 323 от 28.04.2015 "О согласии на перевод земельного участка из одной категории земель в другую".
Прокуратура Емельяновского района Красноярского края Главе администрации Солонцовского сельсовета 02.08.2016 вынесла представление об устранении нарушения земельного законодательства, выразившегося в предоставлении в аренду Велькеру А.А. земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:254 без проведения торгов. В целях устранения нарушения прокурор потребовал отменить постановление администрации Солонцовского сельсовета от 08.04.2016 N 985, расторгнуть договор аренды земельного участка от 08.04.2016 N28.
В письме от 02.08.2016 Прокуратура Емельновского района Красноярского края сообщила ООО "Чистый город" о вынесении Главе администрации Солонцовского сельсовета представления от 02.08.2016 об устранении нарушений земельного законодательства с требованием отменить постановление администрации Солонцовского сельсовета от 08.04.2016 N 985, а также расторгнуть договор аренды от 08.04.2016 N 28.
Согласно уведомлению от 29.09.2016 N 24/001/092/2016-5261 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:254, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 23.05.2016 N 1281 в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:254 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с присвоением адреса следующим земельным участкам:
- 24:11:0290202:254:ЗУ1 площадью 150000 кв.м. адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2/1;
- 24:11:0290202:254:ЗУ2 площадью 150000 кв.м. адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2/2.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 04.08.2016 N 1795 в связи с объединением земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:280, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 3, земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:283, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2/2 и земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:284, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2/1, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и вновь образуемому земельному участку присвоен следующий адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 4, площадь образуемого участка 907 779 кв.м., категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
Муниципальное казенное учреждение администрация Солонцовского сельсовета (арендодатель) и ООО "Красплодцентр" 11.08.2016 заключили договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 244, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду до 21.04.2019, земельный участок из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 4, площадью 907 779 кв.м., с кадастровым номером 24:11:0290202:289, образованный из земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0290202:280, 24:11:0290202:283, 24:11:0290202:284.
ООО "Красплодцентр" и Варкетин А.С. 15.11.2016 заключили соглашение об уступке прав и обязанностей по договору аренды N 244 находящегося в государственной собственности земельного участка от 11.08.2016.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 26.12.2016 N 3082 Варкетину А.С. предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:289.
На основании постановления администрации Солонцовского сельсовета от 26.12.2016 N 3082 муниципальным казенным учреждением администрация Солонцовского сельсовета и Варкетиным А.С. заключен договор купли-продажи земельного участка от 26.12.2016 N 324 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:289.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 24.04.2017 N 24/001/036/2017-544, от 26.09.2017 N КУВИ-002/2017-479432, от 18.10.2017 N 99/2017/31656986 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:289 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0290202:280, 24:11:0290202:283, 24:11:0290202:284, поставлен на кадастровый учет 08.08.2016; 12.01.2017 зарегистрировано право собственности Варкетина А.С. на данный земельный участок.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20.04.2017 N 24/001/156/2017-149 за Варкетиным А.С. 12.01.2017 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:289, площадью 907 779 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 4, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование, дата присвоения кадастрового номера 08.08.2016.
Постановлением следственного отдела по Емельяновскому району от 13.04.2017 возбуждено уголовное дело по факту мошенничества при предоставлении в аренду и собственность земельных участков в Емельяновском районе Красноярского края.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22.09.2017 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:254 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:289 и снят с кадастрового учета 18.07.2016.
Согласно заключению кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "ТЕХПЛАН" от 26.01.2017 N 5 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:254 снят с кадастрового учета 18.07.2016 в связи с разделением на два земельных участка с кадастровыми номерами 24:11:0290202:283 и 24:11:0290202:284, данные земельные участки и земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:280 сняты с кадастрового учета 30.08.2016 в связи с образованием из них земельного участка с кадастровом номером 24:11:0290202:289. К заключению приложен схематический план наложения участков.
В выписке от 18.10.2017 N 99/2017/31659993 указано, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:283 снят с кадастрового учета 30.08.2016.
В соответствии с выпиской Единого государственного реестра недвижимости от 18.10.2017 N 99/2017/31657442 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:280 поставлен на кадастровый учет 26.05.2016, снят с кадастрового учета 30.08.2016 в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:289.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18.10.2017 N 99/2017/31657373 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:284 образован из земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:254 и поставлен на кадастровый учет 03.06.2016, снят с кадастрового учета 30.08.2016 в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:289.
Полагая, что постановление администрации Солонцовского сельсовета от 08.04.2016 N 985 нарушает права и законные интересы ООО "Чистый город" в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В апелляционной жалобе ООО "Чистый город" ссылается на то, что в заявлении об уточнении исковых требований от 30.11.2017 новые требования не заявлялись, а лишь исполнено определение Арбитражного суда Красноярского края от 08.09.2016, которым заявителю предложено уточнить требования в части заявленных восстановительных мер, а также были более детально конкретизированы требования указанные в первоначальном заявлении о признании незаконным действий администрации Солонцовского сельсовета по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 24:11:0290202:254; в силу изложенного судом неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства об уточнении исковых требований в части признания недействительными последующих постановлений в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:254.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, первоначально заявитель обратился в суд с требованием о признании незаконными действий администрации Солонцовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 24:11:0290202:254 путем его передачи в аренду ООО "Красплодцентр".
08.09.2016 заявитель уточнил требования, просил признать постановление администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 08.04.2016 N 985 "О предоставлении Велькеру А.А. земельного участка с местоположением: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, МО Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202 участок N 2, с кадастровым номером 24:11:0290202:254, в аренду на 3 года" незаконным. Обязать администрацию Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Чистый город" путем расторжения договора аренды от 08.06.2009 N 21, заключенного (с учетом замены стороны по договору) с ООО "Красплодцентр". Обязать совершить действия, направленные на погашение регистрационной записи о наличии сведений об ограничениях на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:254 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Определением от 08.09.2016 Арбитражный суд Красноярского края, руководствуясь частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял изменение предмета требований в части требования о признании незаконным постановления. В части заявленных восстановительных мер суд первой инстанции предложил заявителю уточнить восстановительные меры в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к основному требованию.
30.11.2017 ООО "Чистый город" представило заявление об уточнении требований, в котором просит:
- признать постановление администрации Солонцовского сельсовета N 985 от 08.04.2016 "О предоставлении гр. Велькеру А.А. земельного участка с местоположением: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, МО Солонцовский сельсовет, Северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202:254" незаконным;
- признать постановление администрации Солонцовского сельсовета N 1281 от 23.05.2016 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:254, предоставленного в аренду Велькеру А.А. на два земельных участка: 24:11:0290202:254:ЗУ1 и 24:11:0290202:254:ЗУ2, и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" незаконным;
- признать постановление администрации Солонцовского сельсовета N 1562/1 от 29.06.2016 "О предоставлении в аренду ООО "Красплодцентр" земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:284" незаконным;
- признать постановление администрации Солонцовского сельсовета N 1795 от 04.08.2016 "Об объединении земельных участков с кадастровыми номерами: 24:11:0290202:283, 24:11:0290202:284 и 24:11:0290202:289" незаконным;
- продлить срок действия постановления N 4367 администрации Емельяновского района Красноярского края от 23.12.2014 "О предварительном согласовании места размещения объекта - площадки временного складирования твердых бытовых отходов на указанном земельном участке";
- признать результат межевания земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0290202:283, 24:11:0290202:284 и 24:11:0290202289 недействительными;
- снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:289;
- восстановить земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:254 в имеющихся границах координат.
Определением от 01.12.2017 Арбитражный суд Красноярского края отклонил заявление об изменении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, право истца заявить об одновременном изменении основания и предмета иска, заявлять дополнительные (новые) требования в рамках рассмотрения принятого к производству суда дела Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает.
Оценив требования заявителя, исходя из их буквального толкования, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, обращаясь с ходатайством от 30.11.2017 об изменении требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель фактически предъявил новые требования, являющиеся по своей сути самостоятельными требованиями, а не уточнением восстановительной меры, применяемой судом на основании части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы апелляционной жалобы о том, что оспаривание отдельно и последовательно каждого постановления нецелесообразно, так как недействительность одного постановления порождает недействительность последующего постановления; недействительности последующих постановлений, помимо признанного судом постановления N 985 от 08.04.2016, прослеживается в причинно-следственной связи преобразования земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:254 путем разъединения и преобразования, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не изменяют вывод суда о невозможности в ходе рассмотрения дела заявлять новые требования. Ссылаясь на то, что заявитель уточнил только восстановительную меру, общество не обосновывает, как указанные им восстановительные меры соотносятся с предметом спора - оспариванием постановления от 08.04.2016 N 985.
Довод апелляционной жалобы о том, что требования о признании недействительными последующих постановлений в отношении расформированного земельного участка направлены на защиту и восстановление нарушенных прав ООО "Чистый город", отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство само по себе не является безусловным основанием для одновременного изменения и предмета и основания заявленных требований. ООО "Чистый город" может реализовать свое право на обращение в суд с соответствующими требованиями о признании недействительными последующих постановлений в отношении расформированного земельного участка.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отклонил заявление об изменении требований. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено. Отказ в принятии дополнительных требований не нарушает прав заявителя, поскольку не препятствует его обращению в арбитражный суд с указанными требованиями в общем порядке.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Варкентина А.С. о том, что решение суда первой инстанции является незаконным и немотивированным, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с доводом третьего лица о том, что судом первой инстанции не проверены полномочия органов местного самоуправления по распоряжению спорным земельным участком. Действительно, в тексте решения отсутствуют выводы суда первой инстанции о полномочиях органа местного самоуправления, вынесшего оспариваемый ненормативный правовой акт, тогда как выяснение данного обстоятельства входит в предмет доказывания (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако, данное нарушение судом первой инстанции норм процессуального права не привело к вынесению неправильного решения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование заявителя, пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление администрации Солонцовского сельсовета от 08.04.2016 N 985 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей в период спорных отношений) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (пункт 2). Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения (пункт 3). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4).
Правила землепользования и застройки муниципального образования Солонцовский сельсовет утверждены решением Солонцовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 25.12.2015 N 6-19Р (опубликованы в газете "Солонцовские новости" от 28.12.2015 N 121).
В силу изложенного, полномочия по распоряжению спорным земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, до даты утверждения Правил землепользования и застройки поселения имелись у администрации Емельяновского района, после даты утверждения Правил землепользования и застройки поселения соответствующие полномочия возникли у администрации Солонцовского сельсовета.
Таким образом, оспариваемое постановление от 08.04.2016 N 985 вынесено уполномоченным органом - администрацией Солонцовского сельсовета, также как и постановление N 4267 от 23.12.2014 о предварительном согласовании ООО "Чистый город" места размещения объекта на земельном участке вынесено уполномоченным органом - администрацией Емельяновского района Красноярского края.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края N 4267 от 23.12.2014 ООО "Чистый город" предварительно согласовано место размещения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2, площадью 300 000 кв.м из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно частям 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
С 01.03.2015 вступил в действие Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), в соответствии с которым указанные статьи Земельного кодекса признаны утратившими силу.
Вместе с тем, статьей 34 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что земельный участок, находящийся в публичной собственности, предоставляется в аренду без проведения торгов, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; такой земельный участок в течение трех лет со дня принятия указанного решения не может стать предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, не обозначенному в решении. Завершение процедуры предоставления земельного участка с применением механизма предварительного согласования места размещения объекта, осуществляется органом принявшим такое решение.
Согласно материалам дела, после предварительного согласования места размещения объекта до 01.03.2015, ООО "Чистый город" за свой счет провело работы по формированию земельного участка, который 31.03.2015 поставлен кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 24:11:0290202:254 (межевой план, кадастровый паспорт от 31.03.2015).
Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края N 4267 от 23.12.2014 ООО "Чистый город" предписано обеспечить перевод земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Законом Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Из положений статей 2 и 3 Закона о переводе земель следует, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти, который в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В силу пункта 9 статьи 3 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" в области использования и охраны земель в Красноярском крае Правительство края осуществляет принятие решений о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности края, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или частной собственности, а также до разграничения государственной собственности на землю осуществление перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, за исключением случаев, установленных законодательством.
Согласно пункту 3.11 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 27.08.2008 N 57-п, в компетенцию министерства входит подготовка и представление предложений в Правительство края по рассмотрению ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, либо об отказе в переводе земель сельскохозяйственного назначения в другие категории, если иное не предусмотрено федеральным законом, законом края.
ООО "Чистый город" обратилось в Министерство сельского хозяйства Красноярского края с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:254 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности.
Как следует из заявления, при рассмотрении указанного ходатайства Министерством были получены сведения о наличии обременении земельного участка, в связи с чем, процедура перевода земельного участка из одно категории в другую была приостановлена.
Согласно статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов.
Как указано выше, постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 23.12.2014 N 4367 ООО "Чистый Город" предварительно согласовано место размещения объекта - площадки временного складирования твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2, площадью 300000 кв.м. из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, утвержден акт выбора и обследования земельного участка от 15.09.2014.
В соответствии с кадастровой выпиской от 01.04.2016 N 24/16-236763, приложенной к договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 08.04.2016 N28, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:254 поставлен на государственный кадастровый учет 31.03.2015 на основании документов, подготовленных кадастровым инженером Тумаковым А.А. Межевой план для постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290202:254 подготовлен кадастровым инженером Тумаковым А.А. Согласно пояснениям заявителя, услуги по межеванию земельного участка оказаны по заказу ООО Чистый город". Данное обстоятельство документально не опровергнуто, лицами, участвующими в деле не оспаривается.
В соответствии с пунктом 22 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо.
Вместе с тем, постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 08.04.2016 N 985 земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала 24:11:0290202, участок N 2, площадью 300000 кв.м., с кадастровым номером 24:11:0290202:254, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование, для сенокошения, предоставлен в аренду на 3 года иному лицу - Велькеру А.А.
На основании вышеуказанного постановления администрация Солонцовского сельсовета и Велькер А.А. заключили договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 08.04.2016 N 28.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290202:254 предварительно согласованный ООО "Чистый город" администрацией Емельяновского района Красноярского края был в дальнейшем предоставлен в аренду администрацией Солонцовского сельсовета на основании постановления от 08.04.2016 N 985 третьему лицу, что противоречит пункту 22 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что на дату вынесения оспариваемого ненормативного акта администрация Солонцовского сельсовета не имела правовых оснований по предоставлению в аренду указанного участка путем издания постановления от 08.04.2016 N 985, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление администрации Солонцовского сельсовета от 08.04.2016 N 985 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Поскольку сам факт признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта служит цели восстановления прав заявителя, отдельного указания на восстановительные меры в данном случае (исходя из предмета спора) не требуется.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого определения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционных жалоб. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные с подачей апелляционных жалоб, подлежат отнесению на Варкентина А.С. и ООО "Чистый город".
Вместе с тем, в соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел размер государственной пошлины для организаций составляет 1500 рублей.
При подаче апелляционной жалобой ООО "Чистый город" уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 21.02.2018 N 794.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в больше размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату. Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату ООО "Чистый город".
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" января 2018 года по делу N А33-15926/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Чистый Город" (ИНН 2465237140, ОГРН 1102468024746) из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 21.02.2018 N 794.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.