г. Саратов |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А12-2660/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Волгоградтранспригород" на решение Арбитражного суда Волоградской области от 18 апреля 2018 года по делу N А12-2660/2018, (судья С.В, Лазаренко),
по исковому заявлению комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131, г. Волгоград, улица Колммунистическая,5, ОГРН 1023403453072, ИНН 34440080684)
к акционерному обществу "Волгоградтранспригород" (400066, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 13/а, ОГРН 1063444005459, ИНН 3444130430),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, контрольно-счетная палата Волгоградской области
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от контрольно-счетной палаты Волгоградской области представитель Миргородов Вадим Анатольевич по доверенности N 18 от 28.03.18 г., выданной о 31.12.18 г.,
от контрольно-счетной палаты Волгоградской области представитель Беликова Елена Викторовна по доверенности N 3 от 09.01.18 г., выданной сроком до 31.12.18 г.,
от комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области представитель Краснов Роман Игоревич по доверенности N 25-01-01/10-43 от 15.02.16 г., выданной сроком до 15.02.2019 года,
от акционерного общества "Волгоградтранспригород" представитель Шейдурова Ольга Алексеевна по доверенности N 8 от 15.05.18 г., выданной сроком до 31.12.18 г.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратился Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, ответчик) с иском к акционерному обществу "Волгоградтранспригород" (далее - АО "Волгоградтранспригород", истец) о взыскании сумм субсидий на возмещение неполученных доходов, возникающих в результате перевозки отдельных категорий граждан по социальным проездным билетам в размере 1 179 300 руб.
Решением от 18 апреля 2018 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-2660/2018 с акционерного общества "Волгоградтранспригород" в пользу Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области взыскана сумма субсидий на возмещение неполученных доходов, возникающих в результате переводки отдельных категорий граждан по социальным проездным билетам в размере 1 179 300 руб..
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что 17.12.2015 между АО "Волгоградтранспригород" (Перевозчик) и Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (Заказчик) был заключен договор N 706-15, согласно которому Комитет поручил, а АО "Волгоградтранспригород" принял на себя обязательства по перевозке льготных категорий пассажиров на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 70 километров включительно по социальным проездным билетам, установленным Постановлением администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-п "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан на территории Волгоградской области".
В соответствии с дополнительным соглашением N 613-16 от 28.12.2016, в соответствии с п.1.2 Договора, плановая сумма субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате регулярных переводок отдельных категорий граждан по социальным билетам составляет 37 289 335 руб.
Согласно п. 2.1.1 и п. 2.1.2 Договора N 706-15, перевозчик обязан:
- перевозки льготных категорий пассажиров осуществлять в соответствии с требованиями Устава железнодорожного транспорта РФ и Правил оказания услуг по перевозке на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111.
- реализацию социальных проездных билетов осуществлять в соответствии с Перечнем категорий граждан, имеющих право на приобретение социальных проездных билетов, Положением о социальном проездном билете, Порядком реализации социальных проездных билетов, утвержденных Постановлением. Ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять Облкомдортрансу отчет о реализации социальных проездных билетов, по форме согласно Приложению N 1 к Договору. Перевозчик несет ответственность за достоверность предоставляемых сведений.
По требованиям п.2.3 Договора N 706-15, облкомдортранс обязуется осуществлять возмещение убытков перевозчику от реализации социальных проездных билетов гражданам в соответствии с Постановлением, согласно представленной для этих целей из областного бюджета.
Возмещение перевозчику убытков от реализации социальных проездных билетов осуществляется облкомдортрансом в соответствии с требованиями постановления, на основании ежемесячной отчетности в пределах лимита бюджетных обязательств, доведенных облкомдортрансу в текущем финансовом году (п.3.1).
Далее, 16.01.2017 между Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (заказчик) и АО "Волгоградтранспригород" (перевозчик) был заключен договор N 008-17 о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате перевозки отдельных категорий граждан по социальным проездным билетам железнодорожным транспортом пригородного сообщения в Волгоградской области.
В соответствии с п.1.2 Договора N 008-17, плановая сумма субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате регулярных перевозок отдельных категорий граждан по социальным проездным билетам составляет 12 612 870 руб.
Согласно дополнительному соглашению N 412-17 от 14.11.2017 к договору N 008-17, подписанному Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области и АО "Волгоградтранспригород" предметом договора является предоставление из областного бюджета в 2017 году АО "Волгоградтранспригород" по кодам классификации расходов бюджетов РФ (п.1.1); субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными облкомдортрансу как главному распорядителю бюджетных средств по кодам классификации расходов бюджетов РФ на цели, указанные в разделе 1 договора, ориентировочная сумма субсидий на 2017 год составляет 7 5060 000 руб. (п.1.2); ежемесячно предоставлять облкомдортрансу отчет о реализации социальных проездных билетов по форме согласно приложению к приказу облкомдортранса от 10.10.2016 N 304 в срок в соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления субсидий.
Пунктом 2 Постановления администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-п "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий на территории Волгоградской области" (в редакции, действующей до 10.05.20016) определена стоимость социальных проездных для проезда на автомобильном, городском, электрическом, внутреннем водном и пригородном железнодорожном транспорте в следующих размерах: 150 руб. - социальный проездной для проезда в автобусе городского сообщения; 200 руб. - социальный проездной билет для проезда в троллейбусе; 200 руб. - социальный проездной билет для проезда на обычном трамвайном маршруте; 210 руб. - социальный проездной билет для проезда на скоростном и обычном трамвайных маршрутах; 210 руб. - социальный проездной билет для проезда в автобусе пригородного сообщения; 300 руб. - социальный проездной билет для проезда на внутригородских и пригородных маршрутах внутреннего водного транспорта; 450 руб. - социальный проездной билет для проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 70 километров включительно.
Постановлениями администрации Волгоградской области от 10.05.2016 N 216-п и от 26.12.2016 N 734-п определена следующая стоимость социальных проездных: 200 руб. - социальный проездной для проезда в автобусе городского сообщения; 250 руб. - социальный проездной билет для проезда в троллейбусе; 250 руб. - социальный проездной билет для проезда на обычном трамвайном маршруте; 280 руб. - социальный проездной билет для проезда на скоростном и обычном трамвайных маршрутах; 300 руб.
- социальный проездной билет для проезда в автобусе пригородного сообщения; 410 руб.
- социальный проездной билет для проезда на внутригородских и пригородных маршрутах внутреннего водного транспорта; 520 руб. - социальный проездной билет для проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 70 километров включительно; 3 900 руб. - социальный проездной билет для проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 150 километров включительно; 5 200 руб. - социальный проездной билет для проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 200 километров включительно.
Согласно представлению Контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 24.10.2017 N 01КСП-01-09/46 в 2016 году в нарушение Постановления администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-П "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан на территории Волгоградской области" осуществило реализацию социальных билетов 60 гражданам свыше установленного предела мер социальной поддержки получило субсидии из областного бюджета в сумме 945 500 руб.
За пять месяцев 2017 года в нарушение постановления администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-п "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан на территории Волгоградской области" реализовало 32 пары социальных билетов 17 гражданам по стоимости, меньше, установленной и получило субсидии из областного бюджета на сумму 233 800 руб.
Таким образом, общая сумма полученной субсидии АО "Волгоградтранспригород" составил 1 179 300 руб.
Факт реализации социальных проездных билетов отдельным категориям граждан в объёме и количестве в 2016 году и за пять месяцев 2017 год, указанным в представлении Контрольно-счетной палаты Волгоградской области не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства, а также подтверждается представленными ответчиком отчетами о реализации социальных проездных билетов за вышеуказанный период времени.
Из представленных отчетов, а также ведомостей учета реализации социальных билетов на проезд в поездах пригородного сообщения гражданам установлено, что отдельными категориями граждан приобретались социальные проездные билеты, из расчёта два социальных проездных билета на одного человека.
Ответчиком в отчет о реализации социальных проездных билетов для получения субсидии в общее количество реализованных социальных билетов были включены все проданные билеты, независимо от того, если одним гражданином были приобретены два социальных билета.
На основании представления контрольно-счетной палаты Волгоградской области, не согласившись с размером произведённой субсидии за реализацию социальных проездных билетов, истец обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворяя исковые требования правомерно руководствовался следующим.
Согласно п.5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Полномочиями по разработке и реализации федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг обладает Российская Федерация (статья 4 Закона). Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6.5 Закона). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В отношении льготных категории граждан финансовое обеспечение расходных обязательств относится к полномочиям Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Согласно части 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
К предмету доказывания по искам о взыскании убытков относятся доказывание обстоятельств, свидетельствующих о противоправности действий ответчика, наличия и размере убытков, причинной связи между ними, а также вины лица, причинившего вред.
Так, в рамках полномочий, установленных п. "ж" ч.1 ст. 72, ч.2 ст. 76 Конституции РФ, п.п. 24 п.2 ст. 26.3 абз 5 ст. 26.3-1 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, в 2016 году в Волгоградской области в целях обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан постановлением администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-п "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан на территории Волгоградской области" установлен, в том числе месячный социальный проездной билет для проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 70 километров включительно.
В соответствии с п.5 вышеназванного постановления, возмещение недополученных доходов, возникающих в результате перевозки отдельных категорий граждан по социальным проездным билетам на автомобильном, водном, железнодорожном и городском электрическом транспорте на маршрутах регулярных переводок в городском и пригородном сообщениях в Волгоградской области, осуществляется Комитетом в установленном администрацией Волгоградской области порядке.
В ходе судебного заседания было достоверно установлено, что за 2016 год АО "Волгоградтранспригород" реализовывало социальные билеты на проезд на расстояние свыше 70 км путем разделения маршрута следования на два участка, каждый из которых не превышал 70 километров, то есть одному лицу было реализовано два социальных проездных билета на расстояние до 70 километров каждый.
Общее количество реализованных билетов составило 249 пар 60 гражданам.
С 01.01.2017 в Волгоградской области были внесены изменения в меры социальной поддержки по льготному проезду, поскольку вступила в силу глава 6 Социального кодекса Волгоградской области от 31.12.2015 N 246-ОД, согласно которой мера социальной поддержки по льготному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения расширена на всю установленную критериями классифицирующуюся протяженность расстояния пригородного железнодорожного транспорта в 200 километров.
В связи с указанными разночтениями в Социальном кодексе Волгоградской области и постановлении администрации Волгоградской области N 8-п были введены два вида социальных билетов на проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения - социальный билет для проезда на расстояние до 150 км. и на расстояние до 200 км.
Из материалов дела следует, что за пять месяцев 2017года АО "Волгоградтранспригород" не было реализовано ни одного из вышеуказанных социальных проездных билетов, а ответчик реализовывал социальные билеты на проезд на расстояние свыше 70 км путем разделения маршрута следования на два участка, каждый из которых не превышал 70 километров, то есть одному лицу было реализовано два социальных проездных билета на расстояние до 70 километров каждый.
Из имеющегося в деле представления контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 24.10.2017 также усматривается, что Постановление администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 447-п "Об установлении льгот по тарифам...(вместе с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета), постановление администрации Волгоградской области от 25.10.2010 N 19-п "Об утверждении Правил предоставления средств из областного бюджета транспортным организациям) не корректировались с 2011 года, в связи с чем не отвечают требованиям Бюджетного кодекса РФ.
Из пояснений сторон следует, что ответчиком не определялся Порядок реализации социальных проездных билетов, не был согласован с государственными органами субъекта РФ - Волгоградской области.
Закон предполагает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (ст. 10 ГК РФ ).
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Договор N 706-15 от 17.12.2015 был заключен сторонами в рамках Постановления администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-п, в соответствии с которым установлена реализация месячного социального проездного билета для проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 70 километров включительно.
Следовательно, выплата субсидии за реализацию социальных проездных билетов должна производиться за один социальный проездной билет для проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 70 километров, приобретённого одним гражданином.
Ответчик при подаче отчета и сведений для получения субсидии должен был исключить сведения о "двойной" реализации социальных проездных билетов одному гражданину на расстояние до 70 километров включительно.
Размер выплаченной субсидии ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
Таким образом исковые требования являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 апреля 2018 года по делу N А12-2660/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.