26 июня 2018 г. |
Дело N А09-3837/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 20 июня 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 июня 2018 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Григорьевой М.А., судей Сентюриной И.Г., Волковой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Устиновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Брянский завод металлоконструкций и технологической оснастки" в лице конкурсного управляющего Тимофеева П.А. на определение Арбитражного суда Брянской области от 28 апреля 2018 года (резолютивная часть от 24 апреля 2018 года) по делу N А09- 3837/2015,
принятое по требованию Федеральной налоговой службы (Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области)
о включении в реестр требований кредиторов должника в размере 7 364 970,76 рублей - капитализируемые платежи для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
в деле о банкротстве открытого акционерного общества "Брянский завод металлоконструкций и технологической оснастки",
при участии в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи в Арбитражном суде Брянской области:
- от ОАО "Брянский завод металлоконструкций и технологической оснастки" в лице конкурсного управляющего Тимофеева П.А. - представитель Шаханова В.И. (доверенность от 22.05.2018),
- от Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области - представитель Бельченко С.А. (доверенность N 70 от 28.08.2017),
- от ГУ-Брянское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - представитель Захарова Т.В. (доверенность N 12 от 29.12.2017),
в Двадцатый арбитражный апелляционный суд представители не явились,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Брянской области от 28 апреля 2018 года удовлетворено требование уполномоченного органа в делах о банкротстве УФНС России по Брянской области о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника открытого акционерного общества "Брянский завод металлоконструкций и технологической оснастки" требования в размере 8 241 095,99 рублей (основной долг).
Не согласившись с указанным определением суда первой инстанции, ООО "Брянский завод металлоконструкций и технологической оснастки" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда от 28 апреля 2018 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований УФНС России по Брянской области.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывал на то, что Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не предусматривает капитализацию дополнительных расходов, в частности, расходов на приобретение лекарств, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения, которые являются единовременной выплатой. Кроме того, указывает, что расчет капитализируемых платежей в срок до 18.04.2018 должником не был получен.
УФНС России по Брянской области и Фонд социального страхования Российской Федерации представили в материалы дела отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить обжалуемое определение без изменения. В судебном заседании представители УФНС России по Брянской области и ГУ-Брянское региональное отделение Фонда социального страхования РФ технологической оснастки" по доводам жалоб возражали.
В судебном заседании представитель ООО "Брянский завод металлоконструкций и технологической оснастки" доводы жалобы поддержал.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Общество с ограниченной ответственностью "Мосстройтрансгаз-Девелопмент" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании открытого акционерного общества "Брянский завод металлоконструкций и технологической оснастки" несостоятельным должником (банкротом).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28 ноября 2017 года (резолютивная часть оглашена 21 ноября 2017 года) ОАО "Брянский завод металлоконструкций и технологической оснастки" признано несостоятельным должником (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Тимофеев П.А.
27.12.2017 УФНС России по Брянской области обратилась в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов ОАО "БЗМТО" задолженности в размере 7 364 970,76 рублей - капитализируемые платежи для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Определением суда от 03 апреля 2018 года к участию в рассмотрении обособленного спора в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В судебном заседании 24.04.2018 представитель уполномоченного органа заявил ходатайство об уточнении требований, в соответствии с которым просит включить в реестр требований кредиторов ОАО "БЗМТО" задолженность в размере 8 241 095,99 рублей - капитализируемые платежи для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В материалы дела представлен расчет размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации на дату принятия арбитражным судом решения о ликвидации страхователя 27.11.2017. К расчету прилагаются личные дела застрахованных лиц, имеющих право страховые выплаты в связи с наступлением страховых случаев.
Согласно уточнению уполномоченного органа размер капитализированных платежей составил 8 241 095,99 рублей, спор рассматривается с учетом уточнения на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не опровергнув представленные расчеты, конкурсный управляющий заявил возражения относительно состава платежей, в которых указывает, что Закон о банкротстве, по его мнению, не предусматривает включение в расчет капитализированных платежей расходов на приобретение лекарств, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в суде апелляционной инстанции в пределах доводов жалобы в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Согласно пункту 2 статьи 1093 ГК РФ в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. В случае, если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон об обязательном страховании) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного лица при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), осуществляется Фондом в порядке, установленном данным Законом, путем предоставления застрахованному лицу в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
В силу требований подпункта 10 пункта 2 статьи 18 Закона об обязательном страховании страховщик обязан аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании при ликвидации страхователя юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 (далее - Порядок).
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализированных платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц страхователей.
В разделе 1 Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц -страхователей, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 30.07.2001 N 72 (далее также Методика) указано, что она базируется на применении социальных норм и экономических нормативов, определяющих размеры ежемесячных страховых выплат и средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших. Нормативы формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию это специфические для страховщика показатели, которые применяются для расчета стоимости средств в стоимостном выражении. Они разрабатываются страховщиком самостоятельно.
Согласно разделу 2 Методики, капитализированные платежи включают в себя не только ежемесячные страховые выплаты, но и оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" (далее постановление Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 N 57), ФСС, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.
Соответствующее требование ФСС, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании, не является требованием кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласия гражданина на предъявление указанного требования не требуется.
В соответствии с разделом вторым Методики расчет размера капитализированных платежей определяется на день принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и открытии конкурсного производства на каждого получателя путем умножения коэффициента капитализации на соответствующие социальную норму или экономический норматив формирования средств на обеспечение по страхованию.
Капитализированные платежи, поступившие в случае ликвидации страхователей, являются лишь одним из источников формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статья 20 Закона об обязательном страховании).
При этом капитализированные платежи не персонифицируются и не рассматриваются как целевые выплаты, предназначенные для расчетов с конкретным застрахованным лицом.
Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Кроме того, в момент принятия решения о прекращении правоспособности организации посредством ее ликвидации через процедуру конкурсного производства на стороне этой организации возникает самостоятельная публичная обязанность по внесению предусмотренных в пункте 2 статьи 23 Закона о социальном страховании обязательных капитализированных платежей. Впоследствии (до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц) размер капитализированных платежей перерасчету не подлежит.
Расчет Фонда социального страхования произведен на основании Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также Методики, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2011 N 72 во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Суд первой инстанции, верно, указал, что денежные средства в сумме 8 241 095,99 рублей являются дополнительными расходами, подлежащими возмещению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статьей 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Приведенные нормы не определяют оснований ограничения сумм возмещения на обеспечение выплат застрахованным лицам в полном объеме, как это определено статьей 1 Закона об обязательном страховании, которым предусмотрены гарантии предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Указанная правовая позиция поддержана в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2016 N 307-ЭС16-9486, от 17.10.2016 N 306-ЭС16-13004 по делу N А12-34248/2014.
Учитывая вышеизложенное, доводы апелляционной жалобы о необоснованности требования уполномоченного органа в части задолженности в сумме 8 241 095,99 рублей по капитализированным платежам по дополнительным расходам на медицинскую и социальную реабилитацию (в том числе санаторно-курортное лечение, проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно, приобретение лекарств и т.д.), мотивированные пунктом 5 постановления Пленума ВАС от 30.11.2006 N 57, правовыми подходами, сформированными в 2015 году (постановления АС ВСО от 14.10.2015 N А33-19123/20123, от 03.07.2015 NА33-5809/2014) отклоняются судом апелляционной инстанции.
Апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования уполномоченного органа в сумме 8 241 095,99 рублей являются обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов.
Изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что суд первой инстанции, дал полную и правильную оценку в обжалуемом судебном акте. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах определение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Брянской области от 28 апреля 2018 года по делу N А09-3837/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Григорьева |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-3837/2015
Должник: Арбитражный управляющий: Тимофеев Павел Анатольевич, ОАО "БЗМТО"
Кредитор: ООО " Мосстройтрансгаз-Девелопмент"
Третье лицо: в/упр Тимофеев П. А., ЗАО "АРНО", КОО Фрейра Холднигс Лимитед (представитель Воинова С. Л.), Мировому судье судебного участка N70 Володарского судебного района Рыженко О. В., НП СРО АУ ЦФО ", ОАО "Ростелеком" Брянский филиал, ОАО Брянский филиал ТКБ, ООО "АПИ "Кодекс", ООО "Келли Сервисез Си-Ай-Эс", ООО "Контур", ООО "ЛК "Мосстройтрансгаз", ООО "Мосстройтрансгаз", ООО "Нефтегазовые инновации", ООО "Союз", ООО "ТД "Мосстройтрансгаз", ООО "Трансмашэнерго", ООО "ХК Мосстройтрансгаз", ООО ТД "Мосстройтрансгаз", ПАО "Промсвязьбанк" в лице операцион.офиса "Смоленский " Ярославского филиала, УФНС по Брянской области, Филиал ГПБ (ОАО) в г. Туле
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4360/2023
01.03.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-222/2023
12.12.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5459/18
15.11.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6269/2022
27.07.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4514/2022
03.09.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5459/18
27.08.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4379/20
07.05.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1633/20
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-3837/15
27.09.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5459/18
23.07.2019 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5106/19
28.03.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5459/18
15.01.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7637/18
05.12.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5459/18
17.09.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4891/18
30.08.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4585/18
26.06.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3202/18
10.04.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-143/18
08.02.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7326/17
28.11.2017 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-3837/15
01.11.2017 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-3837/15
17.10.2017 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-3837/15
18.09.2017 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-3837/15
18.08.2017 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-3837/15
07.08.2017 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-3837/15
13.07.2017 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4056/17
26.11.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6082/15
25.11.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6497/15
15.09.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5242/15
01.09.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5091/15