г. Челябинск |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А47-14599/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вилофосс" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.03.2018 по делу N А47-14599/2017 (судья Лазебная Г.Н.).
В судебном заседании приняли участие представители Оренбургской таможни - Вихлянцева Н.Н. (доверенность N 09-28/17504 от 29.12.2017, паспорт), Долгополов Д.И. (доверенность N 15-39/03465 от 15.03.2018, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Вилофосс" (далее - заявитель, ООО "Вилофосс", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Оренбургской таможне (далее - ответчик, таможенный орган, таможня) о признании недействительными полностью решения от 28.08.2017: N 1040900/210/280817/Т000026/052, N 1040900/210/280817/Т000026/050, N 1040900/210/280817/Т000026/040, N 1040900/210/280817/Т000026/042, N 1040900/210/280817/Т000026/045, N 1040900/210/280817/Т000026/046, N 1040900/210/280817/Т000026/048; о признании частично недействительными решения от 28.08.2017: N 1040900/210/280817/Т000026/051, N 1040900/210/280817/Т000026/036, N 1040900/210/280817/Т000026/037, N 1040900/210/280817/Т000026/039, N 1040900/210/280817/Т000026/043, N 1040900/210/280817/Т000026/047, об отказе в предоставлении льготы по уплате НДС в отношении товара Оренгут 14106 ФК Импульс, как несоответствующее нормам Таможенного кодекса Таможенного союза (с учетом ходатайства заявителя об уточнении заявленных требований, принятого судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением ООО "Вилофосс" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что задекларированные товары по своему составу, предназначению и способам применения фактически являются продуктами, используемым для кормления животных, и соответствуют включенным в Перечень наименованию товара и коду ТН ВЭД. Кроме того, ввезенный товар предназначен для использования в публично-значимых целях - для развития сельского хозяйства, то есть в тех целях, для достижения которых законодатель установил таможенную льготу в виде налоговой ставки 10% по налогу на добавленную стоимость. Ввезенная обществом продукция "Оренгут 14106 Импульс" относится к перечисленным в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации группе - комбикорма, кормовые смеси, что подтверждается присвоенным сертификатом о соответствии продукции кодом 929640.
До начала судебного заседания Оренбургская таможня представила в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонила доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считают, что основания для отмены решения суда отсутствуют.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Вилофосс" во исполнение внешнеторгового контракта N 102 от 07.04.2008, заключенного с компанией "Deutsche Vilomix Tierernahrung GmbH" (Германия), на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее-ЕАЭС) были ввезены товары, используемые для кормления животных: кормовые добавки, витаминно-минеральные добавки и витаминные смеси, предназначенные для производства премиксов и кормов для сельскохозяйственных животных и птиц различных наименований в широком ассортименте.
Таможенное декларирование ввезенных товаров, в том числе кормовой добавки Оренгут 14106 FK Impuls, осуществлялось таможенным представителем ООО "Альфа - Транс Брокер", г. Смоленск, в рамках заключенного договора об оказании услуг таможенного представителя путем подачи на Смоленский таможенный пост Смоленской таможни деклараций на товары (далее-ДТ), которым были присвоены регистрационные номера N N 10113110/020516/0000768, 10113110/240516/0004871, 10113110/100716/0022283, 10113110/170716/0025079, 10113110/150816/0037661, 10113110/090916/0047747, 10113110/191016/0065223, 10113110/091116/0073785, 10113110/121116/0074842, 10113110/161116/0076926, 10113110/190117/0004556, 10113110/190117/0004564, 10113110/110317/0026793.
Товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Таможенное декларирование осуществлялось в электронной форме с представлением документов в формализованном виде.
Таможенным представителем при таможенном декларировании заявлены следующие сведения о товарах:
- кормовая добавка Оренгут 14106 FK Impuls (Оренгут 14106 ФК Импульс), предназначенная для повышения сохранности и привесов поросят раннего возраста. Состав: картофельный протеин 35%, сухая молочная сыворотка 45%, глюкоза 17%, пальмовое масло 1,5%, витамины 1,5%. Изготовитель "Deutsche Vilomix Tierernahrung GmbH" (Германия), товарный знак "Deutsche Vilomix", товар классифицирован в товарной подсубпозиции 2309903300 ТН ВЭД ЕАЭС, ставка ввозной таможенной пошлины составляет 5%, ставка НДС 10 %.
Указанный товар продекларирован по ДТ N N 10113110/020516/0000768 (товар N 5), 10113110/240516/0004871 (товар N 4), 10113110/100716/0022283 (товар N 3), 10113110/170716/0025079 (товар N 1), 10113110/150816/0037661 (товар N 1), 10113110/090916/0047747(товар N I), 10113110/191016/0065223 (товар N 1), 10113110/091116/0073785 (товар N 1), 0113110/121116 /0074842 (товар N 1), 10113110/161116/0076926 (товар N 1), 10113110/190117/0004564 (товар N 1), 10113110/190117/0004556(товар N 1), 10113110/110317/0026793 (товар N 1).
При таможенном декларировании ввезенного товара на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в графах 36 вышеуказанных деклараций на товары заявлены сведения о льготном платеже (ЛП), а именно льгота по уплате НДС в размере 10%, также как в отношении ввозимых в Российскую Федерацию зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов. В графах 47 вышеперечисленных деклараций на товары НДС исчислен по ставке 10%.
В ходе таможенного контроля после выпуска товаров Оренбургской таможней были выявлены признаки недостоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях на товары и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, ввезенных заявителем в рамках контракта N 102 от 07.04.2008, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров по 54-м декларациям на товары за период с 01.08.2014 по 01.04.2017, которые послужили основанием для принятия решения от 24.05.2017 о проведении в соответствии со статьей 132 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) внеплановой выездной таможенной проверки в отношении ООО "Вилофосс" по вопросу проверки достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров "кормовые добавки, витаминно-минеральные добавки, витаминные смеси, многокомпонентные кормовые добавки", повлиявших на принятие решения о выпуске товаров по 54-м декларациям на товары, в том числе, по вышеперечисленным тринадцати декларациям на товары, в части контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей.
На основании анализа документов и сведений, представленных декларантом при таможенном декларировании товара и полученных в ходе выездной таможенной проверки, а также заключений таможенных экспертов, таможенный орган пришел к выводу о том, что заявителем, ООО "Вилофосс", при таможенном декларировании ввезенных товаров не были соблюдены требования и условия предоставления льгот по уплате налога на добавленную стоимость, установленные пунктами 2 и 5 статьи 164 Налогового кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов", в связи с чем, заявление ООО "Вилофосс" в вышеперечисленных декларациях на товары льготы по уплате НДС в виде пониженной ставки в размере 10 % в отношении продекларированного товара (кормовая добавка Оренгут 14106 FK Impuls ) является неправомерным.
На основании акта выездной таможенной проверки от 28.08.2017 N 10409000/210/280817/А000026 (т. 1, л.д. 64) в отношении ООО "Вилофосс" в соответствии с частью 5 статьи 178 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) Оренбургской таможней в отношении вышеуказанного товара были приняты 28.08.2017 решения NN10409000/210/280817/Т000026/036,10409000/210/280817/Т000026/037, 10409000/210/280817/Т000026/039, 10409000/210/280817/Т000026/040, 10409000/210/280817/Т000026/042, 10409000/210/280817/Т000026/043, 10409000/210/280817/Т000026/045, 10409000/210/280817/Т000026/046, 10409000/210/280817/Т000026/047, 10409000/210/280817/Т000026/048, 10409000/210/280817/Т000026/050, 10409000/210/280817/Т000026/051, 10409000/210/280817/Т000026/052 о не предоставлении льгот по уплате налога на добавленную стоимость (в виде пониженной ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 %). Непредставление льгот по уплате налога на добавленную стоимость влечет необходимость исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по ставке 18%. Указанные решения были получены обществом 29.08.2017.
Не согласившись с вышеуказанными решениями Оренбургской таможни, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что правовых оснований для признания оспариваемых решений таможенного органа не соответствующими требованиям действующего законодательства не имеется. При этом суд исходил из недоказанности обществом правомерности применённой им ставки НДС 10% и подтверждении таможней необходимости исчисления соответствующего налога по ставке 18%.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование общества подлежит удовлетворению при доказанности наличия совокупности следующих условий - несоответствие оспариваемого решения таможни закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким решением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Правильно применяя нормы процессуального права, арбитражные суды обоснованно руководствовались законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса определен перечень продовольственных товаров, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке 10 процентов. Указанная ставка подлежит применению при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пункт 5).
В указанный перечень включены зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы. При этом коды видов продукции, перечисленных в данном пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также ТН ВЭД определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением от 31.12.2004 N 908 утвержден Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации.
Согласно примечанию 1 к указанному Перечню следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ТС, так и наименованием товара.
В разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня поименованы "Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)".
В разделе "Мясо и мясопродукты" Перечня поименованы "Корма вареные из 2309 90 - корма вареные, используемые в кормлении животных (кроме кормов для кошек и собак, декоративных рыб, декоративных и певчих птиц)".
Согласно примечанию к группе 23 ТН ВЭД в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.
Из Пояснений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 (Рекомендация N 4) к ТН ВЭД следует, что в товарную позицию 2309 включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ.
Согласно указанных пояснений классификации в соответствии с товарной позицией 2309 подлежат как (А) готовые продукты, предназначенные для обеспечения животных всеми питательными элементами, необходимыми для создания рационального и сбалансированного повседневного рациона (полноценный корм), так и (Б) готовые продукты, используемые для дополнения/сбалансирования хозяйственных, то есть произведенных в хозяйстве, кормов (кормовые добавки) и (В) готовые продукты, используемые для приготовления полноценных кормов или кормовых добавок (представляют собой смеси, состоящие из ряда веществ, улучшающих пищеварение и обеспечивающих хорошую усвояемость кормов, а также сохраняющих здоровье животных, веществ, предназначенных для предохранения кормов от порчи до скармливания их животным).
Таким образом, товары, классифицируемые в соответствии с товарной позицией 2309 ТН ВЭД ЕАЭС и относящиеся к категориям Б и В, не являются полноценными кормами и не могут обеспечить при кормлении животных рациональный и сбалансированный повседневный рацион. Данные товары (кормовые добавки) являются готовыми продуктами, применяемыми для приготовления (дополнения) продуктов, используемых для кормления животных, и, следовательно, не являются готовыми продуктами, используемыми для кормления животных.
Согласно сведениям, заявленным ООО "Вилофосс" при таможенном декларировании в графе 31 ДТ, ввезенный товар Оренгут 14106 FK Impuls является кормовой добавкой, предназначенной для повышения сохранности и привесов поросят раннего возраста.
Кормовые добавки не являются товарами, тождественными кормовым смесям или товарам, являющимся комбикормом, а также зерном и зерновыми отходами, то есть товарам, поименованным в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса и в Перечне и облагаемым налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10%.
Различие указанных товаров подтверждается, в том числе и законодательно закрепленными понятиями перечисленных видов продукции.
Так, согласно положениям ГОСТа 23153-78 "Кормопроизводство. Термины и определения" (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 29.05.1978 N 14530):
корма - это продукты сельскохозяйственного или промышленного производства, предназначенные для удовлетворения физиологических потребностей сельскохозяйственных животных и птицы в питательных веществах и энергии (пункт 2);
кормовая смесь - это набор кормов, предназначенный для эффективного использования рационов животными (пункт 81).
В соответствии с пунктом 2 ГОСТа Р 51848-2001 "Продукция комбикормовая. Термины и определения" (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 25.12.2001 N 581-ст) комбикорм является комбикормовой продукцией, представляющей собой однородную смесь различных кормовых средств, предназначенных для скармливания животным конкретного вида, возраста и производственного назначения, а кормовое средство - продукт, используемый для кормления животных и, в пределах допустимых дозировок, не оказывающий вредного воздействия на их здоровье и продуктивность.
Зерновые отходы согласно Приложению "А" ГОСТа Р 54096-2010 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Взаимосвязь требований Федерального классификационного каталога отходов и Общероссийского классификатора продукции" (утвержден и введен в действие приказом Госстандарта РФ от 30.11.2010 N 759-ст) - это отходы от механической очистки зерна.
ГОСТом 23153-78 "Кормопроизводство. Термины и определения" введены понятия: "витаминная добавка корма - кормовая добавка, содержащая витамины или их концентраты, применяемая при балансировании витаминного состава рационов (пункт 83)", "минеральная добавка корма - кормовая добавка, содержащая минеральные вещества, используемая для сбалансирования рационов животных по минеральному составу (пункт 84)", "специальные добавки-микробиологические и синтетические добавки, обеспечивающие высокую усваиваемость кормов и сохранность здоровья (пункт 85а)".
ГОСТом Р 51848-2001 "Продукция комбикормовая. Термины и определения" введено понятие "комбикормовая добавка -природные и/или искусственные вещества или их смеси, вводимые в состав комбикормов, белково(амидо)-витаминно-минеральных концентратов в небольших количествах с целью улучшения их потребительских свойств и/или сохранения качества".
ГОСТом Р 54954-2012 "Корма и кормовые добавки для непродуктивных животных" введено понятие "кормовая добавка для непродуктивных животных -продукты растительного, животного, микробиологического, минерального и синтетического происхождения или их смеси, добавляемые в корма для непродуктивных животных с целью обеспечения физиологических потребностей в питательных веществах, профилактики заболеваний, кроме лекарственных средств, стимуляции роста и продуктивности животных, кроме лекарственных средств, обеспечения сохранности их качеств, увеличения доступности питательных веществ и улучшения потребительских свойств кормов".
Согласно пункту 2.1.12 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 и подлежащего применению на территории Российской Федерации, как составной части ЕАЭС, под кормами и кормовыми добавками понимаются продукты растительного, животного, минерального, химического и микробиологического происхождения, включая их смеси, используемые для кормления животных всех видов или как компоненты для производства кормов.
В силу положений статьи 2 Технического регламента "Требования к безопасности кормов и кормовых добавок", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.03.2008 N 263 (применяемого на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 132), кормовая добавка представляет собой вещества органического, минерального и (или) синтетического происхождения, используемые в качестве источников недостающих питательных и минеральных веществ и витаминов в рационе животных.
Является верным довод таможни о том, что нормативно закреплено разграничение понятий таких товаров как корма/комбикорма и кормовая добавка, поскольку последние не являются готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных. Фактически кормовая добавка является ингредиентом для производства продукта, используемого для кормления сельскохозяйственных животных, и добавляется в корма в целях улучшения их потребительских и питательных качеств, а также балансирования рационов животных.
В ходе проведения выездной таможенной проверки ООО "Вилофосс" были представлены документы на проверяемые товары, в том числе Инструкции по применению кормовых добавок и витаминных смесей, зарегистрированные в установленном порядке Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) и размещенные на официальном сайте контролирующего органа.
Так, в соответствии с Инструкцией по применению кормовой добавки Оренгут 14106 ФК Импульс, регистрационный номер ПВИ-2-8.15/04641 от 26.09.2015 (т.2, л.д. 38), данный продукт является кормовой добавкой, предназначенной для повышения сохранности и привесов поросят раннего возраста (п.1, п.6), представляет собой сыпучий порошок бежевого цвета. Кормовую добавку вводят в комбикорма или премиксы на комбикормовых заводах или кормоцехах хозяйств в соответствии с существующими технологиями ступенчатого смешивания с соблюдением нормы ввода с учетом возраста животных от 50 до 100 кг на 1 тонну корма (п.7). При применении кормовой добавки Оренгут 14106 ФК Импульс в рекомендуемых количествах побочных явлений и осложнений не отмечено (п.8). Оренгут 14106 ФК Импульс совместим со всеми ингредиентами кормов, другими кормовыми добавками и лекарственными средствами (п.9). При работе с кормовой добавкой Оренгут 14106 ФК Импульс необходимо соблюдать правила личной гигиены и техники безопасности, предусмотренные при работе с кормовыми добавками; при выгрузке, складировании и загрузке добавки в емкости необходимо использовать средства индивидуальной защиты (п. 12).
Таким образом, административным органом и судом верно установлено, что указанная Инструкция по применению продукта Оренгут 14106 ФК Импульс, разработанная самим заявителем совместно с компанией-производителем "Deutsche Vilomix Tierernahrung GmbH", подтверждает, что данный продукт является кормовой добавкой и не используется в чистом виде для кормления животных, а в обязательном порядке добавляется в корма с целью улучшения их свойств.
В соответствии с заключением таможенного эксперта N 12404002/0023935 от 18.07.2017 (т. 1, л.д. 127-134; т. 2, л.д. 99-107) все исследуемые пробы товаров не являются кормовыми смесями, а представляют собой продукты, возможной областью применения которых является использование в качестве комбикормовой добавки в корма сельскохозяйственным животным, в том числе и птиц, при наличии комплекса разрешительных документов. Установленные составы исследуемых проб товаров не соответствуют составам продуктов, которые используются в качестве основного корма животным.
При этом ранее, при осуществлении таможенного контроля декларируемых товаров, ввозимых ООО "Вилофосс" в рамках исполнения контракта N 102 от 07.04.2008, Смоленским таможенным постом Смоленской таможни были отобраны пробы товара: "кормовая добавка Оренгут 14106 ФК Импульс", и экспертно-исследовательским отделом N 2 (г. Смоленск) экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ (г.Брянск) была проведена таможенная экспертиза на предмет идентификации товара.
В соответствии с заключением таможенного эксперта N 029766 от 12.08.2016 (копия данного заключения была представлена заявителем в таможню в ходе выездной таможенной проверки, т. 2, л.д. 90-98) представленная на исследование проба товара "кормовая добавка Оренгут 14106 ФК Импульс" является добавкой к основному корму, используемой для обогащения кормов для животных белками, сахарами, минеральными веществами и витаминами, проба не является готовым к употреблению продуктом.
Таким образом, в результате проведенных в 2016- 2017 годах двух идентификационных экспертиз различными экспертными учреждениями были сделаны одинаковые выводы о том, что кормовая добавка Оренгут 14106 ФК Импульс является добавкой к основному корму, не является кормовой смесью и не является готовым к употреблению продуктом.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что ввезенный им товар "кормовая добавка Оренгут 14106 ФК Импульс" является не кормовой добавкой, а кормовой смесью по причине того, что процент ввода указанного товара в комбикорма составляет от 5 до 10 %, что не является небольшим количеством. При этом, таможней было установлено, что заявитель исходит из толкования определения "комбикормовой добавки", введенной ГОСТом Р 51848-2001 (в редакции от 25.10.2005), согласно которой добавку вводят в состав комбикормов в небольшом количестве, и из толкования размера "небольшого количеств", приведенного в письме АО "Всероссийский научно-исследовательский институт комбикормовой промышленности" от 13.11.2017 (т. 2, л.д. 41). Данное письмо не является нормативным правовым актом, а представляет собой частное мнение должностных лиц и специалистов АО "ВНИИКП", изложенное в письме ответе на запрос заявителя.
Введение в корма добавки Оренгут 14106 ФК Импульс в размере 10 % также является небольшим количеством, а повышенная обменная энергия данной добавки свидетельствует о невозможности применения указанного продукта в качестве самостоятельного корма для животных. Поскольку, как установлено ГОСТом 23153-78, кормовая смесь - это набор кормов, предназначенный для эффективного использования рационов животными, а корма - это продукты сельскохозяйственного или промышленного производства, предназначенные для удовлетворения физиологических потребностей сельскохозяйственных животных и птицы в питательных веществах и энергии; или кормовое средство - продукт, используемый для кормления животных и, в пределах допустимых дозировок, не оказывающий вредного воздействия на их здоровье и продуктивность (ГОСТ Р 5 1848-2001).
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции отнесся критически к выводам, изложенным в письме от 13.11.2017 АО "ВНИИКП", о том, что Оренгут 14106 ФК Импульс является кормовой смесью и состоит из набора кормов, поскольку вещества, входящие в состав указанного продукта (картофельный протеин, сухая молочная сыворотка, глюкоза, пальмовое масло и витамины), не являются кормовыми средствами, которые возможно использовать в чистом виде для корма животным без ущерба для их здоровья и продуктивности.
Кроме того, в Инструкции по применению кормовой добавки Оренгут 14106 ФК Импульс, разработанной заявителем и производителем, утвержденной и зарегистрированной в установленном порядке, указано, что продукт Оренгут 14106 ФК Импульс является именно кормовой добавкой, а не кормовой смесью. То есть, исходя из содержания настоящей Инструкции, сам производитель считает, что им произведена кормовая добавка, которая не возможна к употреблению в чистом виде, а подлежит обязательному добавлению в корма/комбикорма при употреблении ее животными.
К тому же, самим заявителем при таможенным декларировании ввезенного товара в графе 31 вышеуказанных деклараций на товары, заявителем были указаны сведения о товаре Оренгут 14106 ФК Импульс как о кормовой добавке, а не как кормовой смеси. В представленных при таможенном декларировании документах, в том числе декларации о соответствии от 13.04.2016 N RA.RU.11ПР85.Д01633 ООО "Вилофосс" заявлены сведения о ввезенном товаре - кормовая добавка Оренгут 14106 ФК Импульс.
Также, заявителем при таможенном декларировании было представлено свидетельство о государственной регистрации кормовой добавки для животных N ПВИ-2-8.15/04641 от 25.09.2015, выданное Россельхознадзором ООО "Вилофосс" со сроком действия "бессрочно" о том, что кормовая добавка Оренгут 14106 ФК Импульс в виде порошка применяется для повышения сохранности и привесов поросят раннего возраста (т. 2, л. д. 109).
В соответствии с Правилами государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденными приказом Минсельхоза РФ от 01.04.2005 N 48 (далее-Правила госрегистрации), установлен единый порядок государственной регистрации отечественных и зарубежных лекарственных средств для животных и кормовых добавок, являющийся обязательным для выполнения юридическими и физическими лицами, осуществляющими производство, реализацию, использование, а также ввоз на территорию Российской Федерации лекарственных средств и кормовых добавок. Пунктами 5 и 7 Правил госрегистрации определено, что государственную регистрацию лекарственных средств и добавок проводит Россельхознадзор на основании заключения федерального государственного учреждения "Всероссийский государственный Центр контроля качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" (далее - ФГУ "ВГНКИ"). При этом ФГУ "ВГНКИ" осуществляет экспертизу лекарственных средств и добавок, по результатам которой направляет в Россельхознадзор мотивированное заключение о возможности или о невозможности регистрации лекарственного средства или добавки (п.7-8 Правил гос.регистрации). По результатам рассмотрения документов и на основании экспертного заключения ФГУ "ВГНКИ" Россельхознадзор принимает решение о регистрации или о мотивированном отказе в регистрации лекарственного средства или добавки; на основании решения о регистрации Россельхознадзор выдает заявителю документ установленного образца о государственной регистрации на каждую форму (лекарственную) лекарственного средства сроком на 5 лет или добавки без установления срока действия регистрации, утвержденную инструкцию по применению лекарственного средства или добавки и согласованную нормативно-техническую документацию (п.9 Правил госрегистрации). Зарегистрированное лекарственное средство или добавка вносится в государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок (п. 13 Правил госрегистрации).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что свидетельство о государственной регистрации кормовой добавки для животных N ПВИ-2-8.15/04641 от 25.09.2015 является надлежащим документальным подтверждением того обстоятельства, что продукт Оренгут 14106 ФК Импульс, прошедший экспертизу и зарегистрированный в установленном порядке, является кормовой добавкой, а не кормовой смесью.
Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 % при реализации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908, содержит в разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" сведения о товарах:
в редакции до 01.01.2017: 92 9640 смеси кормовые/92 9641 - для жвачных животных;
в редакции с 01.01.2017: 10.91.10.230 концентраты и смеси кормовые.
Однако, Оренгут 14106 ФК Импульс, ввезенный ООО "Вилофосс", является не смесью кормовой, а представляет собой кормовую добавку, что подтверждается как сведениями, указанными заявителем в декларациях на товары, содержанием Инструкции по применению кормовой добавки Оренгут 14106 ФК Импульс (т. 2, л.д. 38), свидетельством о государственной регистрации кормовой добавки, так и представленными заявителем сертификатом соответствия (т. 2, л.д. 39) и декларацией о соответствии N RA.RU.11ПР85.Д01633 от 13.04.2016 (т. 2, л.д. 110).
Таким образом, продукция (кормовая добавка), ввезенная заявителем и в отношении которой таможенным органом приняты оспариваемые решения о не предоставлении льгот по уплате налога на добавленную стоимость, не перечислена в Перечне кодов товаров по ОКП.
Исходя из содержания представленных заявителем сертификата соответствия N РОСС DE.ПP85.H01707 от 13.04.2016 и декларации о соответствии N RA.RU.11ПР85.Д01633 от 13.04.2016, данные документы являются результатами проведенной сертификации ввезенной продукции на соответствие установленным требованиям.
Статьей 13 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" определено, что корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, допускаются к производству и применению только при наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно понятиям, установленным статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров; декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Следовательно, представленные заявителем документы являются документальным удостоверением проведенной органом по сертификации работы по подтверждению соответствия представленной ему продукции требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров. Исходя из положений действующего законодательства, в функции органов по сертификации не входит обязанность по определению кодов товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.
Кроме того, согласно Правилам сертификации кормов и кормовых добавок на соответствие установленным требованиям, утвержденным Госстандартом РФ 23.08.1994, и подлежащим применению при сертификации кормов и кормовых добавок на соответствие требованиям нормативных документов, в том числе в части безопасности (безвредности), полноценности продукции, сведения о коде товара по ОКП указываются заявителем (изготовителем, продавцом), обращающимся в уполномоченный орган для проведения сертификации, в заявке на сертификацию, что следует из формы данной заявки, утвержденной Приложением N 1 к настоящим Правилам.
Из содержания представленной заявителем декларации о соответствии N RA.RU.11ПР85.Д01633 от 13.04.2016 прямо следует, что код ОКП продукции "кормовая добавка Оренгут 14106 ФК Импульс" указан в ней заявителем (ООО "Вилофосс"), а не определен органом по сертификации продукции, как на этом настаивает заявитель.
Согласно Порядку регистрации деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 24.11.2014 N 752, представляемая на регистрацию декларация о соответствии заполняется самим заявителем. При этом указанным Порядком не предусмотрена обязанность органа по сертификации проверять правильность определения и указания в декларации о соответствии кода ОКП (ОКПД2)/ ТН ВЭД, также Порядком не предусмотрена ответственность за недостоверное указание в декларации о соответствии сведений о коде ОКП (ОКПД2)/ ТН ВЭД.
Таким образом, сведения о коде ОКП (ОКПД2) в декларации о соответствии либо в сертификате соответствия носят справочный характер и не подтверждают идентификацию товара в части его отнесения к какому-либо коду ОКП (ОКПД2).
Учитывая вышеизложенное, указание ООО "Вилофосс" в сертификате соответствия и в декларации о соответствии в отношении ввезенного товара "кормовой добавки Оренгут 14106 ФК Импульс" кода по ОКП - 92 9640 (смеси кормовые), не может считаться надлежащим подтверждением отнесения указанного продукта к товарам, облагаемым налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 %, и поименованным в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса.
На основании анализа заключений таможенных экспертов, положений Инструкции по применению кормовой добавки, письма производителя ввезенного товара, свидетельства о государственной регистрации кормовой добавки таможенный орган пришел к верному выводу о том, что фактически проверяемый товар (кормовая добавка Оренгут 14106 ФК Импульс) не является готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, и по своему составу представляет собой продукт, употребление которого животными невозможно без добавления в основной корм с соблюдением дозированного количества и соответствующей технологии смешивания.
Таким образом, ввезенный заявителем товар - кормовая добавка Оренгут 14106 ФК Импульс не относится к готовым кормам, не является комбикормом, кормовой смесью, зерном или зерновыми отходами. Такой товар, как кормовые добавки не поименован в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК России, а также в Перечне.
Сама по себе классификация ввезенного товара в соответствии с товарной позицией 2309 90 (прочие продукты /прочие предварительные смеси, используемые в кормлении животных) не порождает права на применение льготной ставки НДС в виде 10 % в том случае, если ввезенный товар не является зерном, комбикормом, кормовой смесью, зерновыми отходами или кормами вареными из мяса/мясопродуктов.
Таким образом, ООО "Вилофосс" не доказало правомерность исчисления НДС в отношении ввезенного им товара по ставке 10%.
Установив указанные обстоятельства и оценив подтверждающие их доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Оренбургской области обоснованно пришел к выводу о том, что заявителем не соблюдены условия предоставления льготы по уплате НДС, установленные Примечанием N 1 к Перечню кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции на законных основаниях отказал ООО "Вилофосс" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Заявителем при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 914 от 23.04.2018 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обжаловании судебных актов по делам по заявлениям о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина составляет 1500 рублей для юридических лиц и 150 рублей для физических лиц (пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возвращению заявителю.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.03.2018 по делу N А47-14599/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вилофосс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вилофосс" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. 00 коп., излишне уплаченную по платёжному поручению N 914 от 23.04.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.