город Томск |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А27-218/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Шахтоуправление "Талдинское-Кыргайское" (N 07ап-4731/2018), на решение от 04.04.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-218/2018 (Судья Потапов А.Л.) по заявлению акционерного общества "Шахтоуправление "Талдинское-Кыргайское" (Прокопьевский район, с. Большая Талда, ОГРН 1104223001960, ИНН 4223713620) к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N2 по Кемеровской области (г. Новокузнецк, ОГРН 1044217029834, ИНН 4216003097) о признании недействительными решений от 19.10.2017 N18, N19,
Третьи лица, (не) заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "ГеоЛогистикс"
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Валеев Р.Р., представитель по доверенности от 05.07.2016, паспорт;
от заинтересованного лица: Коптелова И.П., представитель по доверенности от 25.12.2017, удостоверение; Новожилова Е.С., представитель по доверенности от 03.11.2017, удостоверение; Яшина Т.А., представитель по доверенности от 22.03.2018, паспорт;
от третьего лица, (не) заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Шахтоуправление "Талдинское-Кыргайское" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, АО "Шахтоуправление "Талдинское-Кыргайское") обратилось в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области (далее - далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительными решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 18 от 19.10.2017 в части уменьшения суммы излишне заявленного к возмещению НДС за 1 квартал 2017 г. в размере 4 000 445,28 рублей по взаимоотношениям с АО "ГеоЛогистикс", а также решения N 19 от 19.10.2017 в части отказа в возмещении НДС в размере 4 000 445,28 рублей по| взаимоотношениям с АО "ГеоЛогистикс". Определением от 29.01.2018 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) АО "ГеоЛогистикс" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением суда от 04.04.2018 (резолютивная часть объявлена судом 03.04.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Шахтоуправление "Талдинское-Кыргайское" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа в части уменьшения сумм, излишне заявленного к возмещению НДС за 1 квартал 2017 года и в части отказа в возмещении НДС в размере 3 720 281, 43 рублей по взаимоотношениям с АО "ГеоЛогистикс", принять по делу новый судебный акт в указанной части об удовлетворении требований. В обоснование своей позиции общество, ссылаясь на нарушение норма материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, указав, что положения подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), указывает, что применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость по услугам перевозки по территории Российской Федерации не предусмотрено. Поэтому услуги по перевозке по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом товаров, в том числе ввезенных в Российскую Федерацию с территории иностранного государства, облагаются налогом на добавленную стоимость на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса по ставке 18 процентов.
Налоговый орган в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 АПК РФ, представители в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, полагает доводы апелляционной жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество представило налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2017 г.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган принял решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 18 от 19.10.2017, которым Обществу уменьшена сумма излишне заявленного к возмещению НДС за 1 квартал 2017 г. в размере 4 222 018 рублей. Одновременно решением N 19 от 19.10.2017 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, Обществу было отказано в возмещении НДС в сумме 4 222 018 рублей. Инспекцией по итогам проверки был сделан вывод о принятии Обществом к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, выставленных ЗАО "ГеоЛогистикс" с нарушением ст. 169 Налогового кодекса РФ, а именно контрагентом (ЗАО "ГеоЛогистикс") была применена неверная налоговая ставка 18 процентов вместо 0 процентов.
Общество, не согласившись с решением Инспекции, подало жалобу в УФНС России по Кемеровской области. Решением Управления ФНС N 952 от 12.12.2017 жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решение N 18 от 19.10.2017 утверждено, что явилось основанием для обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Инспекции соответствует положениям законодательства о налогах и сборах и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда, считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В целях статьи 164 Кодекса к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса налоговая ставка 0 процентов применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Судом учтено, что при толковании указанных норм необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.
В связи с этим налоговую ставку 0 процентов применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы первый - второй подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац пятый подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса).
При этом по смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.
Налогоплательщик (агент) в рамках договорных отношений с иностранными партнерами (заказчики) по организации и сопровождению перевозок автомобильным транспортом грузов заказчиков, перевозимых по территории Российской Федерации, а также помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в свою очередь заключил договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание с вышеуказанными российскими организациями по тем же самым маршрутам по территории Российской Федерации.
То есть, услуги контрагентов налогоплательщика по перемещению экспортируемых грузов являются неотъемлемой составной частью единого процесса транспортировки данных товаров.
При этом, положения главы 21 Кодекса связывают режим обложения транспортных услуг НДС по налоговой ставке 0 процентов с фактом трансграничного перемещения с территории Российской Федерации и (или) на территорию Российской Федерации товаров, пассажиров и багажа, а не с наличием у лиц выполняющих данные операции внешнеэкономических контрактов и (или) договорных отношений с российскими экспортерами (импортерами).
В силу пункта 3.1 статьи 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщики представляют в налоговые органы следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 года N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налоговая ставка 0% применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
При толковании указанных норм судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.
В связи с этим налоговую ставку 0 процентов применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацем 1, 2 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзацем 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
По смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.
Как следует из материалов дела, АО "Шахтоуправление "Талдинское - Кыргайское" заключен Договор N PL/240152793/Е16-002 от 12.05.2016 г. с АО "Польские горные машины" (Польша) на поставку Оборудования, условиях поставки - FCA "Франко перевозчик" (Инкотермс 2010).
АО "Шахтоуправление "Талдинское - Кыргайское" с ЗАО "Геологистикс" заключен договор на транспортно - экспедиционное обслуживание от 05.09.2016 г. N ТЭ16-80. Договор определяет общие условия оказания услуг, условия и порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении каждого груза заказчика стороны определяют в Поручениях Экспедитору, протоколах согласования стоимости, являющиеся неотъемлемыми частями такого договора (п.1.3 договора).
Согласно Поручения Экспедитору N 1 от 05.09.2016 к договору транспортноэкспедиционного обслуживания от 05.09.2016 N ТЭ-16-80 (т.1 лд 34) стороны согласовали, что Экспедитор принимает на себя организацию перевозки груза из пункта отправления (г. Горлице, Польша) до пункта назначения (Станция Ерунаково ЗападноСибирской ж/д, код станции 863007, Россия) и иные связанные с перевозкой услуги по согласованному сторонами перечню.
Согласно Протокола согласования стоимости услуг по Поручению Экспедитору N 1 от 05.09.2016 (т.1 л.д. 37) стоимость услуг ЗАО "Геологистикс" включает: стоимость международной части перевозки на иностранной территории (Горлице (Польша) - Брест Северный (Белоруссия) - Смоленск (Российская Федерация) составляет 442 510 Евро; стоимость внутренней части перевозки на территории РФ (Смоленск - Ерунаково) составляет 33 027 000 руб., включая НДС (с учетом дополнительного соглашения к протоколу - т.1 л.д. 39).
Из Поручения экспедитору также следует, что Обществом были поручены экспедитору следующие услуги: - организация перевозки груза из пункта отправления (г.Горлица, Польша), до пункта назначения (ст.Ерунаково); - оформление товаросопроводительной документации; - информационные услуги (уведомление грузополучателя об отправке груза; уведомление грузополучателя о продвижении груза и подходе к пункту назначения; слежение за продвижением груза от пункта отправления до пункта назначения; уведомление грузополучателя или грузоотправителя о подходе груженного или порожнего автотранспорта; уведомление грузоотправителя о пересечении груза государственной границы; уведомление грузополучателя или грузоотправителя о прибытии груза в пункт назначения; уведомление о погрузке груза на подвижной состав и прибытии в пункт назначения), организация платежно-финансовых услуг (оформление и оплата провозных платежей, сборов, штрафов; проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов; проведение расчетных операций за проведение погрузоразгрузочных, складских и иных работ, выполняемых в начальных, перевалочных и конечных пунктах), организация таможенного оформления грузов (проверка комплектности документов, необходимых для таможенных целей), разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов.
Согласно Протоколу согласования стоимости услуг по Поручению Экспедитору N 1 от 05.09.2016 г. стоимость услуг ЗАО "Геологистикс" включает: стоимость международной части перевозки на иностранной территории (Горлице (Польша) - Брест Северный (Белоруссия) - Смоленск (Российская Федерация) составляет 442 510 Евро; стоимость внутренней части перевозки на территории РФ (Смоленск - Ерунаково) составляет 33 027 000 руб., включая НДС, где применим (с учетом дополнительного соглашения к протоколу).
Таким образом, в рассматриваемом случае целью получения транспортно-экспедиционных услуг была организация международной перевозки, поскольку пункт отправления товаров расположен за пределами Российской Федерации. Доставка товара по территории Российской Федерации являлась лишь одним из этапов международной перевозки.
Из материалов дела следует, что Обществом в 1 квартале 2017 г. заявлен вычет по НДС в сумме 4 000 445,28 руб. по счетам-фактурам N N 3284/2, 3285/2, 3286/2, 3287/2, 3288/2 от 24.11.2016, в которых в качестве продавца указано ООО "Метако Центр", счетфактуры составлены экспедитором - ЗАО "ГеоЛогистикс".
Как ранее изложено, согласно пп.2.1 п.1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В целях данной статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения данного подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях названной статьи законодатель отнес к транспортно-экспедиционным услугам следующие виды услуг: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Согласно статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами (п. 3 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из буквального толкования подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для отнесения услуг к транспортно-экспедиционным являются: услуги должны оказываться на основании договора транспортной экспедиции; налогоплательщик в рамках договора транспортной экспедиции должен оказывать услуги по организации международной перевозки товаров; услуги должны соответствовать перечню, указанному в абзаце 4 подпункта 2.1 статьи 164 Кодекса.
Положения подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат расширительному толкованию и применяются только в отношении исполнителя по договору транспортной экспедиции в рамках международной перевозкой товара.
При этом с учетом положений статьи 11 НК РФ договор транспортной экспедиции должен соответствовать положениям главы 41 "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 "О транспортно-экспедиционной деятельности". А чтобы определить, относятся те или иные услуги к транспортно-экспедиционным, следует руководствоваться понятиями видов услуг, приведенными в Национальном стандарте ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденном Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст (Письма Минтранса России от 20.05.2008 N СА-16/3729, Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72 (п. 2), ФНС России от 20.03.2012 N ЕД-4-3/4588@), ФНС России от т 29.04.2013 г. N ЕД-4-3/7939, ФНС России от 31.10.2014 г. N ГД-4-3/22593, ФНС России от 14.06.2016 N СД-4-3/10498@, ФНС России от 15.09.2017 N СД-4-3/18435@).
Из анализа содержания Национального стандарта Российской Федерации "Услуги транспортно-экспедиторские" (ГОСТ Р 52298-2004) следует, что к услугам по организации и выполнению перевозки груза относится, в том числе, выбор перевозчика и заключение с ним договора перевозки и выполнение перевозки избранным перевозчиком согласно заключенному договору (пункт 3.1.12).
Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Из буквального толкования условий договора N ТЭ-16-80, с учетом Поручения Экспедитора, протокола согласования стоимости (являющихся неотъемлемыми частями договора), следует о заключении сторонами договора в отношении транспортноэкспедиционных услуг по международной перевозке.
Следовательно, в силу п.п.2.1 п.1 ст. 164 НК РФ транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке облагаются по налоговой ставке 0 процентов.
С учетом изложенного, в силу указанной нормы НК РФ, а также разъяснений Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод относительно того, что порядок выставления (перевыставления) контрагентом Общества счетов-фактур непосредственных исполнителей не изменяет предмет договора, сущность оказанной Обществу услуги.
Доводы Общества, что положения пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ согласно абз.7 данной нормы не распространяются на услуги, оказанные российским перевозчиком на железнодорожном транспорте, судом правомерно отклонены как не состоятельные.
Из обстоятельств дела, условий рассматриваемого договора, а также иных доказательств по делу не следует, что Общество находилось во взаимоотношениях с российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, а Обществу были оказаны услуги, поименованные в пп.9 п.1 ст. 164 НК РФ.
ОАО "РЖД" привлечено в качестве соисполнителя при оказании услуг по международной перевозке.
Вместе с тем, согласно позиции Пленума ВАС РФ в п. 18 Постановления от 30.05.2014 N 33 по вопросу применения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, ставку 0 процентов применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки. В Постановлении Пленума ВАС РФ указано, что при толковании норм пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ необходимо учитывать, что оказание услуг по международной перевозке товаров несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.
В связи с этим налоговую ставку 0 процентов применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абз. 1 - 2 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
С учетом изложенного, является не обоснованным довод Общества о том, что разъяснения, содержащиеся в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 не затрагивают российских перевозчиков на железнодорожном транспорте - ОАО "РЖД", привлечённых в качестве соисполнителей при оказании услуг по международной перевозке.
Доводы Общества о перевыставлении его контрагентом счетов-фактур непосредственного исполнителя (ООО Метако Центр) суд правомерно признал подлежащими отклонению.
Исходя из предмета заключенного Обществом с АО "ГеоЛогистикс" договора данная реализация подлежит обложению по ставке 0 процентов. В силу указанной нормы НК РФ, а также ранее приведенных разъяснений Пленума ВАС РФ, порядок выставления (перевыставления) контрагентом Общества счетов-фактур непосредственных исполнителей не изменяет предмет договора, сущность оказанной Обществу услуги.
Доводы общества о том, что налогоплательщик руководствовался разъяснениями Минфина, изложенными в Письме от 21.08.2015 N 03-07-08/48467, отклоняются апелляционным судом, поскольку оно не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.
В рассматриваемом случае, АО "Геологистикс" является организатором международной перевозки на основании договора транспортно-экспедиционного обслуживания от 05.09.2016 N ТЭ-16-80, где местом отправления оборудования является г. Горлица (Польша), местом прибытия - станции Ерунаково Западно-Сибирской ж/д (Россия). Что подтверждается Поручением Экспедитору, в котором указаны пункты отправления и пункт назначения и что АО "Геологистикс" организует перевозку груза из г. Горлица (Польша), до станции Ерунаково Западно-Сибирской ж/д., а также декларацией на товары.
Таким образом, услуги, оказанные по данному договору с привлечением третьих лиц, являются элементом комплекса услуг по международной перевозке товаров, следовательно, применению подлежит ставка 0%.
Согласно позиции Минфина РФ, изложенной в Письме от 25.05.2011 N 03-07-13/01-19, в случае если товары, вывозимые с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь или территорию Республики Казахстан железнодорожным транспортом, под таможенную процедуру экспорта не помещаются, в отношении услуг по их перевозке, оказываемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, нулевая ставка налога на добавленную стоимость не применяется и такие услуги на основании п. 3 ст. 164 НК РФ облагаются налогом по ставке в размере 18%.
Таким образом, ссылка апеллянта на указанное письмо также является несостоятельной, поскольку в указанном письме рассматривался вопрос о размере ставки НДС, применяемой в отношении услуг по перевозке товаров, вывозимых с территории РФ на территорию других государств - членов Таможенного союза, оказываемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте.
В Письме Минфина РФ от 29.03.2011 N 03-07-08/86 рассматривался вопрос о применении российской организацией ставки НДС 18% в отношении услуг по транспортировке по территории РФ железнодорожным транспортом импортных товаров, услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для таких перевозок, терминальных и агентских услуг, не поименованных в подпунктах 2.1, 2.5, 2.7 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также не предусмотренных в иных подпунктах п. 1 ст. 164 НК РФ.
В силу вышеизложенного, не обоснована ссылка налогоплательщика на письмо Минфина РФ от 25.05.2011 N 03-07-13/01-19, от 29.03.2011 г. N 03-07-08/86.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно поддержана правильность позиции Инспекции, которая пришла к обоснованным выводам о том, что услуги, оказанные российскими организациями - экспедиторами, в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса подлежат налогообложению по ставке 0 процентов и что налогоплательщик неправомерно применил налоговый вычет по ставке 18 процентов.
Поскольку ставка налога по реализации услуг по международной перевозке товаров составляет 0 процентов, исполнители при реализации услуг по международным перевозкам, в том числе оказываемых российскими организациями, должны выставлять покупателю услуг счета-фактуры с указанием ставки НДС - 0 процентов.
Арбитражный апелляционный суд также отмечает, что нормами главы 21 НК РФ не предусмотрено право налогоплательщика на изменение по своему усмотрению законодательно установленной ставки налога.
Доказательства возможности применения налоговой ставки 18 процентов на спорные услуги заявителем в материалы дела не представлено.
Следовательно, ставка 18 процентов при исчислении НДС применена контрагентами налогоплательщика в счетах-фактурах неправомерно, то есть с нарушением требований, установленных подпунктом 10 пункта 5 статьи 169 НК РФ.
При этом нормы НК РФ исключают предъявление к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 НК РФ.
Неправомерное предъявление заявителем сумм НДС к вычету не может компенсироваться ошибочным поведением контрагента, исчислившего и уплатившего предъявленные заявителю суммы налога, при том что такой контрагент не лишен возможности уточнить свои обязательства перед бюджетом и возместить сумму НДС, подтвердив свое право на применение ставки 0 процентов.
Доводы, содержащиеся в жалобе Общества, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.04.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-218/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Шахтоуправление "Талдинское-Кыргайское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-218/2018
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 сентября 2018 г. N Ф04-4347/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Шахтоуправление "Талдинское- Кыргайское"
Ответчик: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области
Третье лицо: АО "ГеоЛогистикс"