город Омск |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А46-1352/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5002/2018) арбитражного управляющего Каплуновой Галины Юрьевны на решение Арбитражного суда Омской области от 23.03.2018 по делу N А46-1352/2018 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению арбитражного управляющего Каплуновой Галины Юрьевны к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Центральному административному округу N 1 г. Омска Кокшаровой Ксении Викторовне, при участии в деле Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области, Мельниковой Ольги Владимировны, Мельниковой Елены Федоровны, о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании представителей:
от арбитражного управляющего Каплуновой Галины Юрьевны - Каплунов С.А. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 55АА 1625287 от 05.04.2017 сроком действия по 05.04.2020);
от судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному административному округу N 1 г. Омска Кокшаровой Ксении Викторовны - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Мельниковой Ольги Владимировны - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Мельниковой Елены Федоровны - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
Арбитражный управляющий Каплунова Галина Юрьевна обратилась в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному АО N 1 г. Омска Кокшаровой Ксении Викторовне о признании незаконным бездействия, выразившегося в не привлечении к ответственности Мельниковой Елены Федоровны за нарушение законодательства об исполнительном производстве
Определением суда от 12.02.2018 в качестве заинтересованных лиц к участию в деле, в соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума ВС РФ N 50 от 17.11.2015, привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области и должник по исполнительному производству - Мельникова Ольга Владимировна.
Поскольку заявителем оспаривается бездействие судебного пристава по не привлечению к ответственности Мельниковой Елены Федоровны, не являющейся стороной исполнительного производства, а являющейся дебитором должника, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерацииопределением суда от 21.02.2018 Мельникова Е.Ф. привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.03.2018 по делу N А46-1352/2018 заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, арбитражный управляющий Каплунова Галина Юрьевна обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, ее податель указывает на то, что заявление Мельниковой Е.Ф. от 21.11.2017 содержит достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения по части 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновности лица, поскольку объективных препятствий в неисполнении требования судебного пристава у Мельниковой Е.Ф. отсутствовали и никаких мер направленных на исполнение требований судебного пристава Мельникова Е.Ф. не предпринимала. Таким образом, по мнению подателя жалобы, имелись достаточные основания для применения должностным лицом статьи 113 ФЗ "Об исполнительном производстве" и возбуждения дела об административном правонарушении по части 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Центральному административному округу N 1 г. Омска Кокшарова Ксения Викторовна, Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области, Мельникова Елена Федоровна, Мельникова Ольга Владимировна, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель арбитражного управляющего Каплуновой Галины Юрьевны поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Определением Арбитражного суда Омской области от 04.12.2013 по делу N А46-4696/2010 с должника ИП Мельниковой О.В. в пользу арбитражного управляющего Каплуновой Г.Ю. взыскано вознаграждение в размере 420 000 руб., выдан исполнительный лист N АС N 002564652, в ОСП по Центральному АО N 1 г. Омска возбуждено исполнительное производство N 9545/14/05/55.
Согласно постановлению об обращении взыскания на дебиторскую задолженность от 23.10.2017, судебный пристав-исполнитель Кокшарова Ксения Викторовна обязала дебитора должника - Мельникову Елену Фёдоровну перечислить денежные средства на депозитный счёт подразделения судебных приставов.
Этим же постановлением Мельникова Е.Ф. была предупреждена об административной ответственности за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя в соответствии с частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку Мельникова Елена Фёдоровна не предпринимала необходимых мер, направленных на исполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, и направила заявление в адрес ОСП по Центральному АО N 1 г. Омска об отказе исполнять законные требования судебного пристава-исполнителя, заявитель полагает, что судебным приставом допущено незаконное бездействие, выразившееся в непривлечении Мельниковой Е.Ф. к административной ответственности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
23.03.2018 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 данного Кодекса.
Частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Согласно части 1 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества.
Исполнительные действия и меры принудительного исполнения, применяемые к должнику в целях исполнения исполнительного документа, предусмотрены статьями 64, 68 Федерального закона N 229-ФЗ.
Согласно статье 68 Федерального закона N 229 - ФЗ к должнику применяются следующие меры принудительного исполнения: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; обращение взыскания на имущественные права должника; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
В соответствии с положениями статьи 64 Федерального закона N 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; взыскивать исполнительский сбор; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Иными словами, правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц закреплено в качестве главной задачи исполнительного производства. Своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения закреплена в качестве основополагающего принципа исполнительного производства (статьи 2, 4 Федерального закона N 229-ФЗ).
Между тем, как указано в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Статьей 113 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрена ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя.
Часть 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) также предусматривает ответственность лица, не являющегося должником, за нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в не выполнении законных требований судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Соответственно, принятие решения по вопросу о возбуждении дела об административном правонарушении должно быть мотивированным и требует, в частности, проверки данных (доказательств), указывающих на наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ). Оценка же доказательств осуществляется по внутреннему убеждению уполномоченного должностного лица, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 КоАП РФ).
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного суда Российской Федерации от 28.09.2017 N 1813- О.
Таким образом, возбуждение дела об административном правонарушении при наличии соответствующих поводов является правом, но не обязанностью уполномоченного должностного лица (в рассматриваемом случае - судебного пристава-исполнителя).
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).
Такое определение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в арбитражный суд (части 3, 4 статьи 30.1 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2.1 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2016 N 1382-О статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина, организации по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. В соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации они определяются федеральными законами.
Таким образом, Каплунова Г.Ю. не лишена права в установленном порядке обратиться к соответствующему должностному лицу по вопросу привлечения к административной ответственности в порядке части 3 статьи 17.14 КоАП РФ виновных, по ее мнению, в совершении правонарушения лиц и в случае несогласия с актом должностного лица обжаловать его в установленном законом порядке.
Избранный способ восстановления нарушенного, по мнению Каплуновой Г.Ю., ее права не предусмотрен КоАП РФ, который не наделяет арбитражный суд применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела правом устанавливать обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении (статья 26.1 КоАП РФ), и тем самым подменять собой соответствующий административный орган.
В целом, доводы апелляционной жалобы заявителя повторяют доводы, сформулированные и заявлявшиеся последним в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу арбитражного управляющего Каплуновой Галины Юрьевны оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.03.2018 по делу N А46-1352/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1352/2018
Истец: Арбитражный управляющий Каплунова Галина Юрьевна
Ответчик: АО Судебный пристав-исполнитель ОСП по Уентральному N1 г. Омска Кокшарова К.В., Судебный пристав-исполнитель ОСП по Центральному административному округу N1 г. Омска Кокшарова К.В.
Третье лицо: Мельникова Елена Федоровна, Мельникова Ольга Владимировна, Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области