г. Санкт-Петербург |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А56-59490/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Липняговой Е.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Куцкой Е.П. на основании решения от 20.07.2009 N 1 и решения от 10.07.2017 N 1;
от 3-го лица: Редькина С.В. по доверенности от 29.07.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10019/2018) Рыжова Вячеслава Викторовича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2018 по делу N А56-59490/2017 (судья Чекунов Н.А.), принятое
по иску Рыжова Вячеслава Викторовича
к ООО "Ведо-Аудит"
3-е лицо: ЗАО "Корпорация "Петрострой"
о признании,
установил:
Рыжов Вячеслав Викторович (далее - истец, Рыжов В.В.) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ведо-Аудит" (далее - ответчик, ООО "Ведо-Аудит") с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований, в котором просил признать заведомо ложным аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2016 год закрытого акционерного общества "Корпорация "Петрострой" (далее - ЗАО "Корпорация "Петрострой", Общество), выполненное ООО "Ведо-Аудит" от 07.07.2017, а также заключение ООО "Ведо-Аудит" представителям собственника и руководства ЗАО "Корпорация "Петрострой" по результатам аудиторской (инициативной) проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2013-2016 от 07.07.2017, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ЗАО "Корпорация "Петрострой" (далее - третье лицо).
Решением суда от 06.03.2018 в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, Рыжов В.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, иску удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
Истец выражает несогласие с выводом суда о нераспространении на оспариваемое заключение положений части 5 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
По мнению апеллянта, суд неправомерно отказал в назначении судебной экспертизы в отношении оспариваемых заключений, чем допустил существенное нарушением норм процессуального права и лишил истца возможности доказывания значимых обстоятельств по делу при том что оснований для обоснованных сомнений в достоверности спорных заключений, как полагает истец, было более чем достаточно.
13.06.2018 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ООО "Ведо-Аудит" поступил отзыв на апелляционную жалобу Рыжова В.В., в котором ответчик возражает против доводов апелляционной жалобы истца, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
21.06.2018 в судебном заседании ответчик и представитель третьего лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании апелляционного суда не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав ответчика и представителя третьего лица, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В материалы дела представлены заключение ООО "Ведо-Аудит" представителям собственника и руководства ЗАО "Корпорация "Петрострой" по результатам аудиторской (инициативной) проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2013-2016 (далее - Заключение инициативной проверки), а также Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности ЗАО "Корпорация "Петрострой" по результатам аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2016 год (далее - Аудиторское заключение за 2016).
Истец согласно представленной выписке из реестра владельцев ценных бумаг является акционером Общества, истцу принадлежит одна и 1/4 шт. обыкновенных именных акций ЗАО "Корпорация "Петрострой".
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что Заключение инициативной проверки и Аудиторское заключение за 2016 являются заведомо ложными. В обоснование данных утверждение Рыжов В.В. указал, что в Заключении инициативной проверки ошибочно указаны суммы дебиторской задолженности, размер убытка; в уточненном заключении неверно указаны дебиторская и кредиторская задолженность. Кроме того, как Заключение инициативной проверки, так и Аудиторское заключение за 2016, по мнению истца, не соответствуют международным стандартам аудита, введенным в действие на территории Российской Федерации с 01.01.2017 приказами Минфина России от 24.10.2016 N 192н и от 09.11.2016 N 207н, что выражается в отсутствии раздела с заголовком "Основание для выражения мнения"; также отсутствует информация о судебных спорах с участием аудируемого лица.
Учитывая указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом установленных обстоятельств по делу суд первой инстанции пришел к заключению о необоснованности заявленных исковых требований.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В пункте 3 статьи 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ (далее - Закон об аудиторской деятельности) под аудитом понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.
Согласно пункту 4 указанной статьи виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган).
Приказом Минфина России от 09.03.2017 N 33н определены виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг.
В соответствии со статьей 6 Закона об аудиторской деятельности аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.
В соответствии с Правилом (стандартом) N 4 "Существенность в аудите" Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2004 N 532, действовавшим на дату составления оспариваемых заключений, аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее, как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. Примерами качественных искажений являются: недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием; отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований в случае, когда существует вероятность того, что последующее применение санкций сможет оказать значительное влияние на результаты деятельности аудируемого лица.
В статье 6 Закона об аудиторской деятельности указано, что аудиторское заключение должно содержать:
1) наименование "Аудиторское заключение";
2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
7.1) результаты проверки, проведенной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в соответствии с другими федеральными законами;
8) указание даты заключения.
Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.
Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.
В данном случае из Заключения инициативной проверки, которое оспаривает истец и в отношении которого заявлены доводы в апелляционной жалобы (том 1, л.д. 21-36), следует, что аудитором проводился инициативный аудит бухгалтерской отчетности ЗАО "Корпорация "Петрострой" в соответствии с условиями и порядком, определенными договором N 210-А от 23.06.2017. Аудиторская проверка за период с 01.01.2013 по 31.12.2016 была проведена по следующим вопросам:
- финансовая (бухгалтерская) отчетность;
- учет внеоборотных активов;
- учет ТМЦ;
- учет затрат;
- учет реализации;
- учет расчетов с поставщиками и покупателями;
- учет кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами;
- учет внереализационных доходов и расходов;
- учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- учет расчета заработной платы;
- учет формирования финансовых результатов и использования прибыли;
- учет капитала.
Из содержания данного Заключения следует, что Заключение инициативной проверки не является аудиторским заключением по смыслу статьи 6 Закона об аудиторской деятельности, так как указанное Заключение подготовлено не столько для выражения достоверности отчетности Общества, а в первую очередь в целях формирования ответов на поставленные истцом вопросы.
Судом установлено, что Заключение инициативной проверки не содержит наименования "Аудиторское заключение" (пункт 2 статьи 6 Закона об аудиторской деятельности", не соответствует требованиям, установленным стандартами аудиторской деятельности (пункт 3 статьи 6 Закона об аудиторской деятельности), в Заключении отсутствуют ключевые разделы (графы), такие как "мнение", "ответственность аудитора", "Ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность".
В суде апелляционной инстанции ответчик пояснил, что Заключение инициативной проверки следует квалифицировать как иной вид аудиторских услуг исходя из видов аудиторских услуг, установленных Приказом Минфина России от 09.03.2017 N 33н.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о неприменимости норм статьи 6 Закона об аудиторской деятельности к оспариваемому истцом Заключению инициативной проверки.
В частности, дне подлежат применению нормы, предоставляющие возможность признавать аудиторское заключение заведомо ложным, поскольку Заключение инициативной проверки аудиторским заключением не является.
Более того, к такому выводу пришел сам истец, что подтверждается апелляционной жалобой Рыжова В.В. на решение по делу N А56-21983/2017, в которой Рыжов В.В. ссылался именно на то, что представленное ООО "Ведо-Аудит" заключение не является аудиторским заключением.
Учитывая то, что Заключение инициативной проверки не может быть признано заведомо ложным, проведение судебной экспертизы в отношении заключения инициативной проверки правового значения не имеет, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства истца о назначении по делу судебной экспертизы. Повторно в апелляционном суде такое ходатайство заявлено не было.
Поскольку истец в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции не представил доказательств, свидетельствующих о составления Аудиторского Заключения за 2016 год без проведения аудита либо наличия в оспариваемом Аудиторском заключении за 2016 год явных противоречий содержания документов, представленных аудиторской организации и рассмотренных в ходе аудита, а равно наличие в оспариваемом Аудиторском заключении за 2016 год признаков заведомой ложности, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Доводов, по которым Аудиторское заключение за 2016 год является недостоверным, истец не приводит.
Коллегия судей приходит к заключению, что в апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2018 по делу N А56-59490/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59490/2017
Истец: Рыжов Вячеслав Викторович
Ответчик: ООО "ВЕДО-АУДИТ"
Третье лицо: ЗАО "КОРПОРАЦИЯ "ПЕТРОСТРОЙ"