г. Москва |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А40-149142/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой
судей: |
Т.Б. Красновой, В.А. Свиридова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Свердловской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2018 по делу N А40-149142/17, принятое судьей Дранко Л.А. (79-1322)
по заявлению Правительства Свердловской области
к 1) Министерству финансов РФ, 2) Федеральному казначейству
третьи лица: Управление Федерального казначейства по Свердловской области, Министерство транспорта и связи Свердловской области
о признании недействительными уведомления
при участии:
от заявителя: Кострицкий С.И. по дов. от 27.11.2017;
от ответчика: 1) Шиляев А.П. по дов. от 10.03.2017; 2)Седой Е.И. по дов. от 18.01.2017;
от третьего лица: 1)2) не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Правительство Свердловской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточенными в порядке ст. 49 АПК РФ требованиями о признании недействительным Приказа Министерства финансов РФ (далее - Минфин РФ) от 19.05.2017 г. N 371 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому федеральному бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета", и признании недействительным уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 18.04.2017г.N07-04-04/09-508.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Правительство Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, судом первой инстанции неверно применены нормы бюджетного законодательства, в частности, п.5 ст.306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), так как акт проверки, составленный Управлением Федерального казначейства по Свердловской области не содержит тех нарушений, которые указаны в Уведомлении Федерального казначейства. Заявителем не было допущено нарушений Правил N 1027, поэтому приобретение автобусов в лизинг также соответствовало условиям программы предоставления и использования средств из федерального бюджета субъектам Российской Федерации.
В отзывах на апелляционную жалобу Минфин РФ и Федеральное казначейство поддержали решение суда первой инстанции, возражали против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчиков поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрено в отсутствие третьих лиц.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзывы на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением Федерального казначейства по Свердловской области была проведена проверка в Министерстве транспорта и связи Свердловской области (далее - Министерство, Минтранссвязи СО) по вопросу соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и ее конкурентноспособности".
Результаты проверки оформлены Актом проверки от 21.02.2017, который был направлен в Федеральное казначейство.
По результатам рассмотрения Акта проверки Федеральным казначейством было вынесено Уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 18.04.2017 N 07-04-04/09-528 (далее - Уведомление).
По результатам рассмотрения указанного Уведомления о применении бюджетных мер принуждения Министерством финансов Российской Федерации был вынесен Приказ от 19.05.2017 N 371 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета" (далее - Приказ).
Считая Уведомление и Приказ незаконными, Правительство Свердловской области обжаловало их в Арбитражный суд г. Москвы.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) указанных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Подпрограмма "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 (далее - Программа) в период с 06.02.2017 по 21.02.2017.
В целях реализации подпрограммы Программы, Правил предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 N 1027 (далее - Правила от 08.10.2013 N 1027), Распоряжения Правительства РФ от 27.11.2014 N 2354-р "Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства", Распоряжения Правительства РФ от 17.07.2015 N 1393-р "Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства" между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Правительством Свердловской области заключены следующие Соглашения:
- от 11.12.2014 N 14412.1615173.20.19 "О предоставлении субсидий Свердловской области на закупку автобусов и техники, работающих на газомоторном топливе" (далее - Соглашение от 11.12.2014 N 14412.1615173.20.19);
- от 02.10.2015 N 15412.1615173.20.22 "О предоставлении субсидии в 2015 году на закупку автобусов и техники для жилищно - коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее - Соглашение от 02.10.2015 N 15412.1615173.20.22).
Объем субсидии, предоставляемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Правительству Свердловской области по Соглашению от 11.12.2014 N 14412.1615173.20.19, составляет 180 387 653,03 рубля.
Субсидия предоставляется на софинансирование затрат Правительства Свердловской области, направленных на реализацию мероприятий по закупке газомоторной техники по перечню (с указанием количества) по маркам, моделям и категориям (с указанием количества) газомоторной техники, согласно приложению N 1 к соглашению.
Объем субсидии, предоставляемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Правительству Свердловской области по Соглашению от 02.10.2015 N 15412.1615173.20.22, составляет 143 148 450,18 рублей.
Субсидия предоставляется на софинансирование затрат Правительства Свердловской области, направленных на реализацию мероприятий по закупке газомоторной техники по перечню (с указанием количества) по маркам, моделям и категориям (с указанием количества) газомоторной техники, согласно приложению N 1 к соглашению.
По Соглашению от 11.12.2014 N 14412.1615173.20.19 субъектом Российской Федерации осуществлен возврат неиспользованных средств в сумме 6 387 653, 03 руб. (платежное поручение от 09.11.2015 N 860867).
По Соглашению от 02.10.2015 N 15412.1615173.20.22 в сумме 143 148 450, 18 руб. (субъектом Российской Федерации осуществлен возврат неиспользованных средств в сумме 28 257 472 рубля 80 копеек (платежное поручение от 27.01.2016 N 685855).
Таким образом, было использовано средств федерального бюджета в сумме 286 790 977 рублей 38 копеек, в том числе: - по Соглашению N 14412.1615173.20.19 в сумме 174 000 000 рублей; - по Соглашению N 15412.1615173.20.22 в сумме 112 790 977, 38 руб.
Проверкой Управления Федерального казначейства по Свердловской области установлены следующие нарушения Правительством Свердловской области бюджетного законодательства Российской Федерации:
- в нарушение статьи 34, пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132, подпункта 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 11 от 08.10.2014 N 1027, пунктов 4.2.1, 4.2.5 Соглашения от 11.12.2014 N 14412.1615173.20.19 Министерством допущено неисполнение взятых на себя обязательств по обеспечению достижения установленных Соглашением от 11.12.2014 N 14412.1615173.20.19 значений показателей результативности предоставления субсидии по приобретению 4 единиц газомоторной техники, что составляет 6,5 процентов от планируемого к приобретению количества, в связи с чем, не освоены средства субсидии в сумме 6 387 653,03 рубля;
- в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Правил от 08.10.2014 N 1027, пункта 4.2.2 Соглашения от 02.10.2015 N 15412.1615173.20.22 в 2015 году Министерством допущено нарушение условий предоставления субсидии из федерального бюджета, выразившееся в том, что сумма средств межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета (КБК РФ 020,0412,1615173,521,251), израсходована сверх уровня осуществленного со финансирования в объеме большем, чем предусмотрено условиями Соглашения от 02.10.2015 N 15412.1615173.20.22 в сумме 60 191 889,17 рублей.
Кроме того, проверкой выявлены следующие нефинансовые нарушения:
- в нарушение подпункта в пункта 4 Правил от 08.10.2014 N 1027 заверенная в установленном порядке копия комплексной программы Свердловской области N 939- ПП, включающей согласованные источники финансирования, или наличии на территории субъекта Российской Федерации городов-организаторов чемпионата мира по футболу 2018 года, к письму от 29.04.2015 N 01-01-65/7787 "О направлении заявки на предоставление субсидии" не приложена;
- в нарушение подпункта г пункта 11 Правил от 08.10.2014 N 1027 в Соглашении от 02.10.2015 N 15412.1615173.20.22 не указан нормативно правовой акт субъекта Российской Федерации, устанавливающий расходное обязательство Свердловской области, на исполнение которого представляется субсидия"; несоответствие объемов расходов, предусмотренных государственной программой N 1331-ПП на 2015 год, пунктом 4.2.2 Соглашения от 02.10.2015 N 15412.1615173.20.22 и бюджетными назначениями, фактически предусмотренными в бюджете муниципального образования "город Екатеринбург", в сумме 57856,0 тыс. руб.
Акт проверки вместе с материалами проверки были направлены Управлением Федерального казначейства по Свердловской области в Федеральное казначейство.
В рамках предоставленных полномочий и в соответствии с п. 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки руководитель Федерального казначейства принимает решение о наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
По результатам рассмотрения материалов дела Федеральным казначейством были выявлены дополнительно два нарушения законодательства.
Согласно пункту 4.2.1 Соглашения N 14412.1615173.20.19 Правительство Свердловской области принимает субсидию и обеспечивает исполнение расходного обязательства в полном объеме, а также достижение значений показателей результативности предоставления субсидии.
Показателями результативности предоставления субсидии является количество газомоторной техники, приобретенное в рамках мероприятий по обновлению подвижного состава согласно приложению к Соглашению N 14412.1615173.20.19.
Как следует из приложения N 1 к Соглашению N 14412.1615173.20.19, субъект Российской Федерации обеспечивает приобретение транспортных средств в общем количестве 62 единицы газомоторной техники.
В приложении N 2 к Соглашению N 14412.1615173.20.19 предусмотрена форма отражения отчетной информации, а именно:
- в столбце N 3 "Наименование приобретенного транспортного средства (марка, модель, категория)";
- в столбцах N 4 и N 5 "Достижение значения показателя результативности предоставления субсидий - количество приобретенного транспортного средства" (в данном случае техника передается в пользование);
- в столбце N 6 "Реквизиты документов, подтверждающих государственную регистрацию приобретенных транспортных средств" (в данном случае транспортные средства (техника) находятся в собственности лизингодателя).
Однако Министерством транспорта и связи Свердловской области в 2015 году в соответствии с Соглашением от 29.12.2014 N 97 о предоставлении бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" субсидии на оплату услуг по финансовой аренде (лизингу) автобусов, работающих на газомоторном топливе (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 31.03.2015) (далее - Соглашение N 97) и Соглашением от 29.10.2015 N 65 о предоставлении бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" иных межбюджетных трансфертов на софинансирование расходов по оплате услуг финансовой аренды (лизинга) автобусов, работающих на газомоторном топливе, в рамках подготовки города Екатеринбурга к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 24.12.2015) (соглашение заключено позже даты 01.08.2015) средства субсидии из федерального бюджета предоставлены Администрации муниципального образования "города Екатеринбург" (далее Администрация) на софинансирование расходов по оплате услуг финансовой аренды (лизинга) автобусов и техники в размере 239 122 200 рублей, из них: за счет средств федерального бюджета в сумме 174 000 000 рублей (платежными поручениями от 18.06.2015 N 377941 и от 25.09.2015 N 452128); за счет средств областного бюджета в сумме 65 122 200 рублей 81 копейка (платежные поручения от 30.10.2015 N 460 и от 25.12.2015 N 655) (средства предоставлены позже 01.08.2015).
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения N 97 субсидии предоставляются на софинансирование расходов по оплате услуг по финансовой аренде (лизингу) 58 (пятидесяти восьми) автобусов, работающих на газомоторном топливе.
Между Администрацией и ООО "ПРОМАГРОЛИЗИНГ-ЦЕНТР" заключен Контракт от 02.06.2015 N 2015.155922 на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) городского автобуса большой вместимости на общую сумму 703 971 573, 87 руб. (далее - Контракт на оказание услуг), где фактическая стоимость газомоторной техники на момент заключения контракта составляла 486 777 760 рублей.
Согласно статье 11 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.
Право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное.
Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга.
В соответствии с условиями Контракта на оказание услуг, право собственности на закупаемую технику у Администрации возникает только после исполнения контракта (последний платеж 25.07.2020), после чего контракт будет считаться исполненным (завершенным), до этого времени газомоторная техника будет принадлежать лизингодателю.
Согласно Актам приема передачи предмета лизинга от 08.09.2015, от 09.09.2015 и от 14.09.2015 лизингодатель передает, а лизингополучатель (Администрация) принимает в пользование транспортные средства по Контракту по оказанию услуг.
Также из актов приема-передачи предмета лизинга следует, что поставка газомоторной техники автобусов осуществлена после даты 01.08.2015.
Кроме того, финансирование программы "Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года" на последующие годы до 2020 года субъектом Российской Федерации не предусмотрены.
Фактические кассовые расходы за 2015 год в рамках исполнения Контракта на оказание услуг произведены Администрацией в сумме 222 677 434 рубля 38 копеек, из них за счет средств федерального бюджета - в сумме 174 000 000 рублей.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 1027 в случае, если до 1 августа 2015 г. в рамках субсидий, полученных в 2014 году, субъектом Российской Федерации не исполнены обязательства, установленные Правилами N 1027 и соглашением в части закупки заявленных марок, моделей, категорий и количества приобретаемой газомоторной техники, субсидия подлежит возврату в доход федерального бюджета в размере, определяемом по соответствующей формуле.
Министерством транспорта и связи Свердловской области в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 17 Правил N 1027, пунктов 4.2.1, 4.2.7, 7.3 Соглашения при использовании средств из федерального бюджета в сумме 174 000 000 рублей не обеспечено на дату 01.08.2015 приобретение (установление права собственности) газомоторной техники, предусмотренной Соглашением N 14412.1615173.20.19.
Сумма субсидии из федерального бюджета в сумме 174 000 000 рублей на основании пункта 17 Правил N 1027 подлежит возврату в доход федерального бюджета.
Согласно пункту 4.2.1 Соглашения N 15412.1615173.20.22 субъект Российской Федерации принимает субсидию и обеспечивает исполнение расходного обязательства в полном объеме, а также достижение значений показателей результативности предоставления субсидии.
Показателями результативности предоставления субсидии является количество газомоторной техники, приобретенное в рамках мероприятий по обновлению подвижного состава согласно приложению к Соглашению N 15412.1615173.20.22.
Как следует из приложения N 1 к Соглашению N 15412.1615173.20.22, субъект Российской Федерации обеспечивает приобретение транспортных средств в общем количестве 49 единиц газомоторной техники.
Министерством транспорта и связи Свердловской области в 2015 году за счет средств федерального бюджета в соответствии с Соглашением от 04.12.2015 N 69 о предоставлении бюджету муниципального образования "Кировоградский городской округ" субсидии на закупку техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающей на газомоторном топливе в сумме 2 100 000 рублей (платежное поручение от 28.12.2015 N 533751) и Соглашением от 08.12.2015 N 71 о предоставлении бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" (далее соответственно - Соглашение N 69, Соглашение N 71, Администрация) предоставлены субсидии на оплату услуг по финансовой аренде (лизингу) автобусов, работающих на газомоторном топливе в размере 141 048 450 рублей 18 копеек (платежное поручение от 28.12.2015 N 530181).
Показатели результативности по приобретению 1 (одной) единицы техники по Соглашению N 69 исполнены (платежное поручение от 30.12.2015 N 591594 в сумме 2 100 000 рублей).
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения N 71 субсидии предоставляются на софинансирование расходов по оплате услуг по финансовой аренде (лизингу) 47 (сорока семи) автобусов, работающих на газомоторном топливе.
Между Администрацией и АО "Государственная транспортная лизинговая компания" заключен Контракт от 17.12.2015 N 2015.481728 по оказанию услуг по финансовой аренде (лизингу) автобусов городского типа большого класса для нужд города Екатеринбурга на общую сумму 710 091 774 рубля (далее - Контракт по оказанию услуг), где фактическая стоимость газомоторной техники на момент заключения контракта составляет 514 321 000 рублей.
В соответствии с условиями Контракта на оказание услуг, право собственности на закупаемую технику у Администрации возникает только после исполнения контрактов (последний платеж 25.03.2021), а именно после исполнения всех финансовых платежей (финансовых обязательств) и приобретения у лизингодателя газомоторной техники (автобусов) по остаточной (балансовой) стоимости (на момент окончания контракта, стоимость за единицу техники будет составлять 1180 рублей), после чего контракт будет считаться исполненным (завершенным), до этого времени техника будет принадлежать лизингодателю.
Согласно Актам приема передачи предмета лизинга от 15.01.2016, от 02.02.2016, от 21.03.2016 лизингодатель передает, а лизингополучатель (Администрация) принимает в пользование транспортные средства по Контракту на оказание услуг.
При этом финансирование программы "Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года" на последующие годы до 2020 года субъектом Российской Федерации не предусмотрены.
Фактические кассовые расходы за 2015 год в рамках исполнения Контракта на оказание услуг произведены Администрацией в сумме 123 196 147, 38 руб., из них за счет средств федерального бюджета в сумме 112 790 977, 38 руб. (платежное поручение от 30.12.2015 N 591528).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 1027, в случае если по истечении 250 дней со дня перечисления субсидий субъектом Российской Федерации не исполнены обязательства, установленные Правилами 08.10.2014 N 1027 и соглашением в части закупки заявленных марок, моделей, категорий и количества приобретаемой газомоторной техники, субсидия подлежит возврату в доход федерального бюджета в размере, определяемом по соответствующей формуле.
Субъектом Российской Федерации осуществлен возврат неиспользованных Администрацией средств федерального бюджета в сумме 28 257 472, 80 руб.
Таким образом, Министерством транспорта и связи Свердловской области в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 17 Правила N 1027, пунктов 4.2.1, 4.2.7, 7.3 Соглашения N 15412.1615173.20.22 при использовании средств из федерального бюджета в сумме 112 790 977 рублей 38 копеек (141 048 450,18 - 28 257 472,80) не обеспечено по истечении 250 дней со дня перечисления субсидий приобретение (установление права собственности) газомоторной техники, предусмотренной Соглашением N 15412.1615173.20.22.
Таким образом, сумма субсидии из федерального бюджета в размере 112 790 977, 38 рублей на основании пункта 17 Правил N 1027 подлежит возврату в доход федерального бюджета.
Общая сумма использованных средств федерального бюджета в нарушение условий предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета составляет 286 790 977 рублей 38 копеек.
За совершение данных нарушений предусматривается применение бюджетной меры принуждения в соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно указано, что Уведомление Федерального казначейства о применении бюджетной меры принуждения от 18 апреля 2017 г. N 07-04-04/09-528 является обоснованным.
Ссылка Минтранссвязи Свердловской области на Приказ Минфина России от 12.11.2007 N 105н "Об утверждении Порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления" несостоятельна, так как приказ предусматривает сокращение трансфертов (субсидий), при выявлении нарушений в пределах финансового года.
В рассматриваемом случае нарушения установлены за пределами финансового года, следовательно, положения вышеуказанного приказа не могут быть применимы.
В то же время Бюджетным кодексом Российской Федерации установлена мера ответственности за нарушение правил предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий) в соответствии со ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации в виде бесспорного взыскания суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования).
В соответствии с п.1 Правил от 08.10.2013 N 1027, они устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", а не на финансирование расходов по оплате услуг по финансовой аренде (лизингу) (как указано в п l. l Соглашений N 97 от 29.12.2014 и N 71 от 08.12.2015).
Следовательно, средства субсидии, предусмотренные на определенные цели - закупку техники, не были использованы в соответствии с условиями их предоставления.
Доводы жалобы о несоответствия Приказа требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации N 1027 от 08.10.2014 "Об утверждении Правил предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищного коммунального хозяйства", Правилам осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансовой бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.
Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации утвержден приказом Минфина России от 11 августа 2014 года N 74н (далее - Порядок N 74н).
В соответствии с пунктом 6 ст. 166 БК РФ министр финансов имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение: о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат; о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с пунктом 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
В соответствии со статьями 306.2 и 306.3 БК РФ финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения органов государственного (муниципального) финансового контроля (далее -уведомление).
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.
Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 БК РФ, подлежат применению в течении 30 календарных дней после получения уведомления.
Пунктом 2 Порядка N 74н предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, направленного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - уведомление), в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления.
В Министерство финансов Российской Федерации на исполнение поступило Уведомление о применении бюджетных мер принуждения N 07 - 04-04/09-528 от 18.04.2017.
НА основании поступившего Уведомления в соответствии с требованиями БК РФ Минфином РФ издан оспариваемый Приказ. Процедура вынесения Приказа не нарушена.
Доводы жалобы о различной квалификации нарушений, установленных в акте проверки и в Приказе Минфина РФ отклоняются апелляционным судом.
Выездная проверка и оформление акта проверки осуществлены Управлением Федерального казначейства по Свердловской области в пределах предоставленных статьей 269.2 БК РФ полномочий.
Уведомление оформлено Федеральным казначейством также в пределах предоставленных полномочий.
В рамках предоставленных полномочий и в соответствии с п. 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки руководитель Федерального казначейства принимает решение о наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
По результатам рассмотрения материалов дела Федеральным казначейством были выявлены дополнительно два нарушения законодательства.
Так как БК РФ предусматривает обязанность Министерства финансов Российской Федерации рассмотреть уведомление о применении бюджетных мер принуждения, направленное органом государственного финансового контроля, Уведомление было рассмотрено Минфином РФ. Изложенным в Уведомлении фактам дана надлежащая оценка, и окончательная квалификация нарушений бюджетного законодательства.
Поскольку в уведомлении о применении мер бюджетного принуждения направленном в Министерство финансов Российской Федерации, были указаны основания для применения бюджетных мер, а также учитывая, что указанное уведомление было сформировано и направлено с соблюдением установленного законодательством порядка, основания для принятия Министерством финансов Российской Федерации решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения отсутствовали.
Минфин России в соответствии с возложенными на него полномочиями, установленными Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не обладает правом подвергать ревизии расчеты сумм, установленные Управлением Федерального казначейства вследствие бюджетного нарушения, допущенного объектом контрольных мероприятий.
На основании п. 7 Положения Министерство финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Контролирующими функциями (полномочиями) обладает Федерального казначейство, согласно абзаца 2 пункта 5 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 1027, в случае если по истечении 250 дней со дня перечисления субсидий субъектом Российской Федерации не исполнены обязательства, установленные Правилами 08.10.2014 N 1027 и соглашением в части закупки заявленных марок, моделей, категорий и количества приобретаемой газомоторной техники, субсидия подлежит возврату в доход федерального бюджета в размере, определяемом по соответствующей формуле.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что согласно статье 11 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.
Право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное.
Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга.
В соответствии с условиями Контракта на оказание услуг, право собственности на закупаемую технику у Администрации возникает только после исполнения контракта (последний платеж 25.07.2020), после чего контракт будет считаться исполненным (завершенным), до этого времени газомоторная техника будет принадлежать лизингодателю.
Согласно Актам приема передачи предмета лизинга от 08.09.2015, от 09.09.2015 и от 14.09.2015 лизингодатель передает, а лизингополучатель (Администрация) принимает в пользование транспортные средства по Контракту по оказанию услуг.
Также из актов приема-передачи предмета лизинга следует, что поставка газомоторной техники автобусов осуществлена после даты 01.08.2015.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлена мера ответственности за нарушение правил предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий) в соответствии со ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации в виде бесспорного взыскания суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования).
В соответствии с п. 1 Правил от 08.10.2013 N 1027, установлен порядок и условия предоставления и распределения субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", а не на финансирование расходов по оплате услуг по финансовой аренде (лизингу) (как указано в n l. l Соглашений N 97 от 29.12.2014 и N 71 от 08.12.2015).
Следовательно, средства субсидии, предусмотренные на определенные цели - закупку техники, не были использованы в соответствии с условиями их предоставления.
Таким образом, уведомление Федерального казначейства о применении бюджетной меры принуждения от 18 апреля 2017 г. N 07- 04-04/09-528 правомерно признан судом первой инстанции законным обоснованным, а вынесенный на основании него приказ Министерства финансов Российской Федерации N 371- соответствующим нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Выездная проверка в отношении заявителя была проведена УФК по Свердловской области на основании приказа от 02.02.2017 N 108.
По результатам проверки было вынесено представление от 30.03.2017 N 6200- 65-10/4/3176, которое было обжаловано заявителем в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2017 и Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017 по делу N А60-31946/2017 в удовлетворении требований заявителя было отказано в полном объеме. Материалы проверки были направлены в Федеральное казначейство.
В ходе рассмотрения данных материалов Федеральное казначейство выявило нарушения, неучтенные по результатам проведения контрольного мероприятия и, согласно пункта 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092, (далее - Постановление N 1092) приняло решение о наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Довод заявителя о правомерности израсходования средств субсидии из федерального бюджета по соглашениям от 11.12.2014 и от 02.10.2015 для заключения договоров финансовой аренды (лизинга) суд считает не обоснованным.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.
Согласно Актам приема передачи предмета лизинга от 08.09.2015, от 09.09.2015 и от 14.09.2015 лизингодатель передает, а лизингополучатель принимает в пользование транспортные средства по Контракту от 02.06.2015 N 2015.155922 на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) (далее - Контракт на оказание услуг).
Кроме того, финансирование программы "Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года" на последующие годы до 2020 года субъектом Российской Федерации не предусмотрены, в то время как в соответствии с условиями Контракта на оказание услуг, право собственности на закупаемую технику у лизингополучателя возникает только после исполнения контрактов (последний платеж 25.03.2021), а именно после исполнения всех финансовых платежей (финансовых обязательств) и приобретения у лизингодателя газомоторной техники, после чего контракт будет считаться исполненным (завершенным), до этого времени техника будет принадлежать лизингодателю.
Таким образом, заявитель, в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 17 Правил предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027 (далее Постановление N 1027), пунктов 4.2.1, 4.2.7, 7.3 Соглашений о предоставлении субсидий, не обеспечил в установленные сроки приобретение (установление права собственности) газомоторной техники.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2004 N 329, в части осуществления Министерством финансов Российской Федерации полномочий по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, Федеральным казначейством был направлен запрос в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой высказать позицию Министерства финансов Российской Федерации по вышеуказанному вопросу.
В ответ было получено письмо от 05.06.2017 N 19-08- 06/34723, из которого следует, что Постановлением не предусмотрено субсидирование лизинговых платежей на указанную технику.
При вынесении оспариваемого Уведомления о применении бюджетной меры принуждения были соблюдены положения Постановления N 1092, соблюдена процедура вынесения и сроки направления Уведомления в Минфин РФ на рассмотрение.
Ссылка заявителя на Приказ Минфина РФ от 12.11.2007 N 105н несостоятельна, поскольку в рамках выездной проверки проверяемым периодом был установлен 2015 год, в то время как положения данного приказа распространяются на нарушения, выявленные в рамках одного финансового года.
Кроме того, Уведомление о применении бюджетной меры принуждения носит информативных характер, то есть содержит информацию для Минфина РФ о выявленных нарушениях бюджетного законодательства.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2018 по делу N А40-149142/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.