город Воронеж |
|
20 июня 2018 г. |
Дело N А35-10467/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение арбитражного суда Курской области от 29.03.2018 по делу N А35-10467/2017 (судья Калуцких Р.Г.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Курска" (ОГРН 1024600951759, ИНН 4629026667) к управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости и об обязании зарегистрировать указанное право,
третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска,
при участии в судебном заседании:
от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области - представители не явились, надлежаще извещено;
от муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Курска" - представители не явились, надлежаще извещено;
от комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска - представители не явились, надлежаще извещен,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал города Курска" (далее - предприятие "Водоканал города Курска", унитарное предприятие) обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - управление Росреестра по Курской области, регистрирующий орган) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости муниципальной собственности города Курска - канализационную насосную станцию, расположенную по адресу: г. Курск, ул. Звездная, кадастровый номер 46:29:102237:238, а также об обязании произвести государственную регистрацию указанного права.
Определением суда от 04.12.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее - комитет по управлению имуществом, третье лицо).
Решением арбитражного суда Курской области от 29.03.2018 заявленные унитарным предприятием требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Росреестра по Курской области обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы регистрирующий орган ссылается на то, что в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - Единый государственный реестр) запись о праве собственности за муниципальным образованием город Курск на спорный объект недвижимости внесена 28.10.2016 на основании решения арбитражного суда Курской области от 01.09.2016 по делу N А35-4409/2016, в связи с чем право собственности на объект возникло у муниципального образования город Курск лишь с указанной даты, следовательно, на момент принятия распоряжения от 02.08.2012 N 04/254, на основании которого объект закрепляется на праве хозяйственного ведения за предприятием "Водоканал города Курска", издавшее его муниципальное образование не являлось собственником объекта и, соответственно, не имело прав по распоряжению им.
Иных правоустанавливающих документов регистрирующему органу представлено не было. Оснований для применения исключений, установленных пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в рассматриваемом случае не имеется.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Управлением Росреестра по Курской области в апелляционной жалобе было заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- Арбитражный процессуальный кодекс) неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 26.04.2017 предприятие "Водоканал города Курска" обратилось в управление Росреестра по Курской области с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости - канализационную насосную станцию, расположенную по адресу: г. Курск, ул. Звездная, кадастровый номер 46:29:102237:2387.
Для регистрации права собственности в регистрирующий орган были представлены следующие документы:
- заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество, сделки с ним, ограничения (обременения), перехода, прекращения права на недвижимое имущество от 26.04.2017 N 46/001/002/2017-4083;
- доверенность от 20.01.2016 N 2-23;
- распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска от 02.08.2012 N 04/254 "Об использовании имущества муниципальной собственности",
- акт приема-передачи имущества от 02.08.2012;
- распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска от 14.12.2016 N 04/700 "О внесении изменений в распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска от 02.08.2012 г. N 04/254";
- платежное поручение от 14.03.2017 N 872 на сумму 22 000 руб.
Указанное подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию 46/001/002/2017-4083 от 26.04.2017 (л.д.63).
Уведомлением от 05.05.2017 управление Росреестра по Курской области приостановило государственную регистрацию сроком до 05.08.2017 на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ, Закон N 218-ФЗ).
В связи с истечением срока приостановления и неустранением приведенных в уведомлении причин, препятствующих осуществлению регистрации права хозяйственного ведения, сообщением от 04.08.2017 N 46/001/002/2017-4083 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия "Водоканал города Курска" на объект недвижимости - канализационную насосную станцию, расположенную по адресу: г. Курск, ул. Звездная, кадастровый номер 46:29:102237:2387.
Отказ в государственной регистрации был мотивирован теми же причинами, что и приостановление регистрации, а именно отсутствием права муниципальной собственности на имущество на момент принятия комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска распоряжения от 02.08.2012 N 04/254 о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за предприятием "Водоканал города Курска".
Посчитав, что отказ управления Росреестра по Курской области от 04.08.2017 N 46/001/002/2017-4083 в государственной регистрации права хозяйственного ведения не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, унитарное предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что комитет по управлению имуществом Курской области является уполномоченным органом на распоряжение спорным недвижимым имуществом, а регистрация права хозяйственного ведения за унитарным предприятием основана на распоряжении комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска от 14.12.2016 N 04/700 "О внесении изменений в распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска от 02.08.2012 N 04/254", принятого после регистрации за муниципальным образованием права собственности на канализационную насосную станцию, расположенную по адресу: г. Курск, ул. Звездная, кадастровый номер 46:29:102237:2387 на основании вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда Курской области от 01.09.2016 по делу N А35-4409/2016.
При этом суд области указал, что отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности за передающей стороной на момент передачи имущества предприятию не влечет юридические последствия, выражающиеся в невозможности государственной регистрации права хозяйственного ведения, поскольку на момент подачи унитарным предприятием заявления в регистрирующий орган право муниципальной собственности на спорное имущество было зарегистрировано.
Соглашаясь с указанными выводами суда области, апелляционная инстанция исходит из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также ведением Единого государственного реестра, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ) и является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса (часть 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
В части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ перечислены документы, являющиеся основаниями для осуществления государственной регистрации прав, к которым, в том числе, относятся: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Порядок осуществления государственной регистрации прав регламентирован статьей 29 Закона N 218-ФЗ и включает в себя следующие стадии: прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 названного Закона; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных названным Законом сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 названного Закона, либо уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 Закона, либо уведомление о прекращении государственной регистрации прав; выдача документов после осуществления государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственной регистрации прав, либо после прекращения государственной регистрации прав.
Основанием для отказа в государственной регистрации прав является, как это следует из статьи 27 Закона N 218-ФЗ, неустранение в течение срока приостановления государственной регистрации причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 названного Закона.
В силу положений части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, в частности, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, основанием для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия "Водоканал города Курска" на объект недвижимости муниципальной собственности города Курска - канализационную насосную станцию, расположенную по адресу: г. Курск, ул. Звездная, кадастровый номер 46:29:102237:238, послужил вывод регистрирующего органа об отсутствии у правообладателя - муниципального образования город Курск на момент издания распоряжения от 02.08.2012 "Об использовании имущества муниципальной собственности" права распоряжаться спорным имуществом и, соответственно, передавать его в хозяйственное ведение предприятию "Водоканал города Курска.
Между тем управлением Росреестра по Курской области не было учтено следующее.
Основания приобретения права собственности установлены статьей 218 Гражданского кодекса.
В частности, из указанной нормы следует, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (пункт статьи 218 Кодекса).
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 Кодекса).
В силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса, в случаях и в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 212 Кодекса).
В частности, статьей 215 Гражданского кодекса установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом (статьи 294, 296).
Из материалов дела усматривается, что канализационная насосная станция по адресу: г. Курск, ул. Звездная, кадастровый номер 46:29:102237:238 была принята в муниципальную собственность города Курска на основании решения общего собрания собственников жилых домов N 19 и N 21 по ул. Звездной в г. Курске от 13.07.2009, в соответствии с которым для эксплуатации объекта был выделен и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 46:29:102237:54.
Указанный объект недвижимости внесен в реестр объектов недвижимости муниципальной собственности в соответствии с Положением о реестре объектов недвижимости муниципальной собственности города Курска, утвержденным решением Курского городского Собрания N 112-2-PC от 23.03.2001.
Судом области установлено и подтверждается материалами дела, что 02.08.2012 комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска распоряжением N 04/254 закрепил канализационную насосную станцию площадью 29,9 кв.метров, расположенную по адресу: г. Курск, ул. Звездная, на праве хозяйственного ведения за предприятием "Водоканал города Курска".
Решением арбитражного суда Курской области от 01.09.2016 по делу N А35-4409/2016, вступившим в законную силу 01.10.2016, за муниципальным образованием город Курск признано право муниципальной собственности на указанное имущество и на основании данного решения произведена государственная регистрация права муниципальной собственности муниципального образования город Курск, о чем в Единый государственный реестр 28.10.2016 внесена регистрационная запись N 46-46/001/002/2016-24260/1, что не оспаривается управлением Росреестра.
В указанной связи комитетом по управлению имуществом принято распоряжение от 14.12.2016 N 04/700 "О внесении изменений в распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска от 02.08.2012 N 04/254", предписывающее предприятию "Водоканал города Курска" провести мероприятия по регистрации права хозяйственного ведения на канализационную насосную станцию, расположенную по адресу: г. Курск, ул. Звездная, кадастровый номер 46:29:102237:2387.
Таким образом, на момент обращения предприятия "Водоканал города Курска" с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимости - 26.04.2017 право муниципальной собственности муниципального образования город Курск возникло и было зарегистрировано.
В указанной связи апелляционной коллегией отклоняется довод управления Росреестра об отсутствии у муниципального образования права собственности, а, следовательно, и права на распоряжение спорным объектом недвижимости, поскольку представленным для осуществления государственной регистрации права комплектом документов, с учетом вступившего в законную силу судебного акта по делу N А35-4409/2016, произведенной 28.10.2016 государственной регистрацией права, и распоряжения комитета по управлению имуществом от 14.12.2016 N 04/700 "О внесении изменений в распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска от 02.08.2012 N 04/254", подтверждено наличие у муниципального образования указанных прав на момент обращения за государственной регистрацией права хозяйственного ведения за предприятием "Водоканал города Курска".
То обстоятельство, что первоначально распоряжение о закреплении спорного имущества за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения было принято комитетом по управлению имуществом города Курска ранее момента возникновения права собственности у муниципального образования город Курск, не могло, с учетом приведенных фактов, являться в рассматриваемом случае основанием ни для приостановления государственной регистрации, ни для отказа в государственной регистрации права.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Принятое судом области по рассматриваемому делу решение является законным и обоснованным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, регистрирующим органом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не решается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Курской области от 29.03.2018 по делу N А35-10467/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.