г. Чита |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А58-10474/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 9 апреля 2018 года по делу N А58-10474/2017 (суд первой инстанции - Устинова А.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (ИНН 1435167945, ОГРН 1061435006808, далее - заявитель, ООО "ЖКХ Губинский", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916, далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным предписания от 12.12.2017 N 08-02-514-17-л.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищных отношений" Окружной администрации города Якутска" (ИНН 1435138020, ОГРН 1031402054793, далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 9 апреля 2018 года по делу N А58-10474/2017 заявленные требования удовлетворены частично.
Предписание Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 12.12.2017 N 08-02-514-17-л по результатам проведения внеплановой документарной проверки, проверенное на соответствие положениям Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", признано недействительным в части проведения перерасчета (возврата) полученной суммы за услуги "повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение" нанимателю квартиры, расположенной по адресу: г. Якутск, ул. Северная, 7, кв. 55, за период ноябрь - декабрь 2017 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
ООО "ЖКХ Губинский" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Управление в отзыве и в дополнениях к отзыву с доводами апелляционной жалобы не согласилось. Кроме того, просило изменить решение в части удовлетворения требований и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании 13.06.2018 объявлен перерыв до 10 час. 50 мин. 19.06.2018, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 19.05.2018, 14.06.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 13.11.2017 за вх. N 16800 в управление поступило заявление от нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Северная, 7, кв. 55, на предмет правомерности начисления платы за "повышающий коэффициент ГВ, ХВ" и "капитальный ремонт" (т.1 л.д.71).
17.11.2017 главным специалистом управления вынесено представление в связи с поступлением заявления от 13.11.2017 за вх. N 16800 о назначении внеплановой проверки в отношении ООО "ЖКХ Губинский" в связи с установлением возможного нарушения жилищного законодательства при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги (т.1 л.д.72).
17.11.2017 управлением издан приказ N 01-09-3194-17 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "ЖКХ Губинский" в срок с 21.11.2017 до 18.12.2017 на основании представления от 17.11.2017 с целью проверки фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД, изложенных в обращении от 13.11.2017 вх. N 16800 (т.1 л.д.74-75).
21.11.2017 в адрес ООО "ЖКХ Губинский" направлено требование N 01-26-11150 "О предоставлении информации", в соответствии с которым в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса необходимо представить договор управления МКД, расположенным по адресу: г. Якутск, ул. Северная, дом 7; финансовые счета по начислению и внесению платы за ЖКУ по квартире N 55 МКД N 7 по ул. Северная города Якутска с июля по октябрь 2017 года (помесячно, в разрезе услуг); объяснение на каком основании с нанимателя взимают плату за "повышающий коэффициент ГВ, ХВ", "капитальный ремонт"; обратился ли собственник квартиры о составлении акта о наличии/отсутствии технических возмещений установлении ИПУ потреблении ХГВС (т.1 л.д.73).
01.12.2017 обществом сопроводительным письмом от 29.11.2017 N 2/7759 (т.1 л.д.76) представлены истребованные документы и пояснения.
12.12.2017 по результатам проведенной проверки должностным лицом управления составлен акт проверки N 08-01-1835-17-л, в котором отражено:
обязанность по установке ИПУ потребления коммунальных услуг и оплата повышающего коэффициента в случае их отсутствия возлагается на собственника помещения в МКД;
собственником квартиры N 55 по ул. Северная, дом 7 г. Якутска является администрация ГО "город Якутск", которая предоставлена заявителю - нанимателю квартиры N 55 на основании распоряжения от 19.08.2016 N 1406р, с нанимателем заключен договор социального найма;
повышающий коэффициент по причине неоснащенности квартиры N 55 ИПУ водопотребления должен начисляться администрации ГО "город Якутск" как собственнику помещения;
из счетов-квитанций по оплате ЖКУ следует, что общество начислило и получило с жильца квартиры N 55 денежные средства за услуги "повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение" за период с мая по декабрь 2017 года включительно;
общество, начислив и получив оплату за услуги "повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение" за период с мая по декабрь 2017 года включительно с нанимателя квартиры N 55, нарушило пункт 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
12.12.2017 управлением вынесено предписание N 08-02-514-17-л по результатам проведения внеплановой документарной проверки, которым заявителю предписано устранить нарушение в срок до 25.12.2017, выразившееся в начислении и принятии платы за услуги "повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение" за период с мая по декабрь 2017 года включительно с нанимателя квартиры N 55 (в нарушение пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) путем прекращения начисления платы за услуги "повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение" нанимателю квартиры N 55, проведения перерасчета (возврата) полученной суммы за услуги "повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение", в предписании имеется ссылка о том, что информацию о выполнении предписания с приложением документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений законодательства надлежит направить в управление в срок до 27.12.2017.
Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО "ЖКХ Губинский" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции по существу спора подтвердил правомерность оспариваемого предписания, поскольку пришел к выводу о том, что общество необоснованно выставляло нанимателю квартиры N 55 по ул. Северная, дом 7 плату за услуги "повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение" за период с мая по декабрь 2017 года в нарушение пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в связи с чем оспариваемое предписание УГСЖН в части прекращения начисления платы за услуги "повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение" и проведения перерасчета (возврата) полученной суммы за услуги "повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение" нанимателю квартиры, расположенной по адресу: г. Якутск, ул. Северная, 7, кв. 55, за период май - октябрь 2017 года признал соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме по следующим мотивам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Суд первой инстанции, исходя из пункта 2, подпункта 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 4.3.3 Положения об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом в пределах его компетенции, что заявителем жалобы не оспаривается.
Грубых нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в ходе проведения УГСЖН проверки в отношении заявителя судом первой инстанции также не установлено.
Положения части 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ обязывают своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги организаций и граждан, являющихся собственниками помещений, а также нанимателями жилых помещений по договору социального найма, нанимателями жилых помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, нанимателями жилых помещений по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, членами жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, собственниками помещений.
Согласно положениям статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги как для собственников, так и для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 в Правила N 354 были внесены изменения, предусматривающие порядок расчета нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов при отсутствии приборов учета в условиях технической возможности их установки.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, в том числе с применением повышающих коэффициентов определен Правилами N 306.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 внесены изменения в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, в том числе в Правила N 354, Правила N 306.
Данным Постановлением из Правил N 306 исключены положения, касающиеся порядка расчета норматива платы с повышающим коэффициентом, а пункт 42 Правил N 354 дополнен абзацем 3, согласно которому при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что при отсутствии приборов при наличии технической возможности их установки размер платы коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению должен определяться исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом повышающего коэффициента.
Вместе с тем, суд первой инстанции с учетом буквального толкования положений статьи 157 ЖК РФ, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), системного толкования положений Правил N 306, Правил N 354 пришел к выводу о правомерности оспариваемого предписания, поскольку начисление платы за коммунальные услуги с применением повышенного норматива возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей.
Суд апелляционной инстанции полагает такие выводы суда ошибочными по следующим мотивам.
Действительно, исходя из положений статьи 13 Закона об энергосбережении и пункта 81 Правил N 354, именно собственники обязаны обеспечить оснащение принадлежащих им жилых помещений индивидуальными приборами учета.
Как следует из материалов дела, собственником квартиры N 55 по ул. Северная, дом 7 г. Якутска является администрация ГО "город Якутск", которая, в свою очередь, предоставлена нанимателю квартиры N 55 на основании распоряжения от 19.08.2016 N 1406р, с нанимателем заключен договор социального найма;
Судом первой инстанции в данном случае не учтено, что в силу абзаца третьего пункта 42 Правил N 354 размер платы в предусмотренном случае определяется за оказанную услугу потребителю в жилом помещении многоквартирного дома.
По смыслу пункта 2 Правил N 354 потребителем является не только собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, но и в данном случае наниматель жилого помещения, т.е. лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, лицом, потребляющим коммунальные услуги, являлся именно наниматель.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание не соответствует приведенным положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правил N354 и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 9 апреля 2018 года по делу N А58-10474/2017 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным полностью, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предписание Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 12.12.2017 N 08-02-514-17-л.
Обязать Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916) в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилищного фонда "ЖКХ Губинский" (ИНН 1435167945, ОГРН 1061435006808) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.