г. Санкт-Петербург |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А21-12944/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Аносовой Н.В.
Судей: Барминой И.Н., Пряхиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания Захаровой С.А. в помещении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д.65, зал N 121
рассматривает в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ООО "КЕЯ", ООО "КАЛИНИНГРАДНЕФТЕСТРОЙ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.03.2018 по делу N А21-12944/2017 (судья Залужная Ю.Д.), принятое по заявлению ООО "КЕЯ"
к Администрации ГО "Город Калининград" 3-е лицо: ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны по Калининградской области о признании недействительным распоряжения
при участии:
от ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны по Калининградской области - Климова Н.Ю. (по доверенности от 10.11.2017)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КЕЯ" (далее - ООО "КЕЯ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация, заинтересованное лицо) об отмене распоряжения N 5877/р-КМИ от 11.12.2017.
Заявителем к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора были привлечены ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России по Калининградской области (далее - третьи лица).
В ходе судебного разбирательства обществом с ограниченной ответственностью "КАЛИНИНГРАДНЕФТЕСТРОЙ" (далее - ООО "КАЛИНИНГРАДНЕФТЕСТРОЙ") подано через канцелярию суда первой инстанции заявление о замене стороны заявителя по делу в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 06.03.2018 суд отказал в удовлетворении заявления о замене заявителя в порядке процессуального правопреемства.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 суд произвел процессуальную замену истца - общество с ограниченной ответственностью "КЕЯ" (ОГРН: 1063917033223) на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "КАЛИНИНГРАДНЕФТЕСТРОЙ" (ОГРН: 1103926016369).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 06.03.2018 суд в удовлетворении заявления отказал.
ООО "КЕЯ" и ООО "КАЛИНИНГРАДНЕФТЕСТРОЙ" не согласились с вынесенным решением и обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, при этом, апелляционным судом установлено, что доводы обеих апелляционных жалоб в обоснование отмены решения совпадают. Так, по мнению заявителей апелляционных жалоб, суд первой инстанции лишил возможности ООО "КАЛИНИНГРАДНЕФТЕСРОЙ" предоставить документы о том, что павильон по адресу: ул. Артиллерийская 33 "Б" установлен на земельном участке с кадастровым номером 39:15:131919:1397, общей площадью 2 926 кв.м. и находящийся у ООО "КАЛИНИНГРАДНЕФТЕСРОЙ" на праве аренды по Договору N 350/2017-А аренды земельного участка от 11.08.2017 года, который в свою очередь зарегистрирован установленным законным порядком в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, Дата регистрации: 17.08.2017, номер регистрации: 39:15:131919:1397-39/001/2017-2.
Кроме того, заявители жалоб указали на то, что распоряжения N 5876/р-КМИ и N 5877/р-КМИ от 11.12.2017 содержат идентичные сведения о месторасположении построек, в связи с чем невозможно достоверно установить в отношении каких объектов вынесены вышеуказанные распоряжения, что в очередной раз свидетельствует о нарушении администрацией городского округа "Город Калининград" требований по содержанию руководящих документов. Заявители жалоб также указали, что павильон по адресу: ул. Артиллерийская, ЗЗА, установлен (возведен) в соответствии с паспортом объекта и установлен на арендуемом земельном участке, ввод торгового павильона произведен специальным актом ввода в эксплуатацию, что прямо свидетельствует о правомерности возведения и создания павильона как строения.
Вместе с тем, податели жалоб ссылались на то, что специалистами отдела Комитета не запрашивались документы, а также пояснения позволяющие достоверно провести проверку правомерности нахождения павильона на земельном участке, в связи с чем Заключение N 205 от 23.05.2017, на основании которого вынесено спорное Распоряжение, носит необоснованный характер, так как визуальный осмотр приблизительных габаритов объекта без запроса и проверки соответствующих документов не может служить полноценным обоснованием такой юридической категории - как самовольная постройка.
В связи с болезнью судьи Колосовой Ж.В. дело N А21-12944/2017 порядке ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации передано в производство судьи Аносовой Н.В.
Представитель ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" в судебном заседании апелляционного суда с доводами апелляционных жалоб не согласен. Считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционных жалоб несостоятельными. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
В Тринадцатый арбитражный апелляционный суд поступили ходатайства от ООО "КЕЯ" и ООО "КАЛИНИНГРАДНЕФТЕСТРОЙ" о рассмотрении дела в их отсутствие.
Администрации ГО "Город Калининград" представила отзыв в котором указывает на законность и обоснованность принятого решения, просит отказать в удовлетворении апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.11.2006 между ООО "КЕЯ" и ИП Клочковым А.А.был заключен договор купли-продажи торгового павильона площадью 56 кв.м. по адресу: г.Калининград, ул. Артиллерийская, ЗЗА.
Участок под объектом, расположенным по адресу: г.Калининград, ул. Артиллерийская, 33а является частью земельного участка с кадастровым номером 39:15:131919:1397, находящегося в муниципальной собственности с 23.10.2013.
Между ООО "КЕЯ" и МУП "Муниципальная собственность" 19.03.2008 был заключен договор N Л2.28 на срок с 01.03.2008 до 30.06.2008 на оказание услуг по организации и обслуживанию мелкорозничной торговой сети на размещение торгового объекта "павильона" площадью 50,1 кв.м, площадью торгового зала 20,3 кв.м по адресу: г. Калининград, ул. Артиллерийская, ориентир - кольцо автобусов.
Соглашением N 6 от 16.03.2009 срок действия договора был продлен на два месяца с момента вступления в силу (28.02.2009).
В соответствии с п. 2.3.14 договора ООО "КЕЯ" по истечении срока действия договора собственными силами и за свой счет обязано убрать (демонтировать) размещенный торговый павильон в срок не позднее 10 дней с момента окончания настоящего договора.
ООО КЕЯ" не исполнила свои обязательства по демонтажу торгового павильона и приведению территории под объектом в первоначальное состояние и продолжало использовать по назначению торговый павильон.
06.10.2010 Общество обратилось в Комитет экономики, финансов и контроля с заявлением о включении в Реестр нестационарных торговых объектов павильона площадью 50,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Артиллерийская, ориентир - 33а. В связи с тем, что ранее земельный участок (до 2014) находился в федеральной собственности, Комитетом экономики, финансов и контроля был подготовлен отказ во включении указанного павильона в Реестр.
По результатам осмотра Комитетом 23.11.2016 составлено заключение N 492, которым установлен факт размещения на данном земельном участке строения, используемого "КЕЯ" (для осуществления торговой деятельности) без разрешительных документов.
На основании распоряжения комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" от 12.05.2017 N 2126/р-КМИ, 12.05.2017 отделом проверок и муниципального контроля комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" был проведен осмотр нестационарного торгового объекта (павильона), расположенного напротив дома N 35 по ул. Артиллерийской.
В ходе осмотра установлено, что данный нестационарный торговый объект является самовольной постройкой и подлежит сносу.
Результаты осмотра оформлены заключением по осмотру самовольной постройки от 23.05.2017 N 205.
На основании вышеуказанных заключений Комитетом издано распоряжение N 5877/р-КМИ от 11.12.2017, которым в срок до 11.01.2018 ООО "КЕЯ" предложено в добровольном порядке снести самовольную постройку.
В адрес Общества направлено уведомление о добровольном исполнении распоряжения в срок до 11.01.2018.
Посчитав, что вынесенное Комитетом распоряжение является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Применив нормы гражданского и процессуального законодательства, исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции счел заявленные требования необоснованными.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, не находит оснований для удовлетворения жалоб и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 N 120 "Об установлении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области", постановлением Главы Администрации ГО "Город Калининград" от 30 ноября 2015 г. N 1994 объектом муниципального земельного контроля являются земли, находящиеся в границах муниципального образования городской округ город Калининград, органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль, является администрация города Калининграда в лице ее структурных подразделений.
Частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ от 28.12.09г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение названного Закона Правительством Калининградской области издано постановление от 28 мая 2010 г. N 386 "О порядке разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Калининградской области". Положение "О порядке организации и предоставления мест для размещения остановочных комплексов и иных объектов мелкорозничной торговли и (или) услуг" утверждалось также решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 7 апреля 2010 г. N 82.
Администрацией ГО "Город Калининград" в свою очередь принято постановление от 17.11.2011 N 1979, которым утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории городского округа Калининград. В соответствии с пунктом 8.1 Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского совета депутатов города Калининграда от 20.05.2015 N 161 размещение НТО на территории городского округа "Город Калининград" допускается только в соответствии со схемой размещения НТО, разработанной и утвержденной органом местного самоуправления, в порядке, утвержденном действующим законодательством.
Пунктами 8.9.1, 8.9.2 и 8.9.5 Правил на территории города запрещается самовольно устанавливать НТО в местах, не предусмотренных схемой размещения НТО; размещать НТО на придомовых территориях и размещать НТО после окончания срока действия договора на размещение НТО, договора аренды земельного участка в местах, ранее предусмотренных для этого.
Из материалов дела следует, что в утвержденную Администрацией Схему размещения НТО (постановление от 17.11.2011 N 1979) принадлежащий Обществу павильон включен не был, договор аренды с собственником земельного участка ООО "КЕЯ" не заключен. Ранее подписанный договор аренды прекратил свое действие в 2009 г. Доказательств обратного не представлено.
Как следует из ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), здание, возведенные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.
Согласно ч. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с положениями частью 4 статьи 222 ГК РФ органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
Согласно п.2.10 Положения, утвержденного решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 7 апреля 2010 г. N 82 "О порядке организации и предоставления мест для размещения остановочных комплексов и иных объектов мелкорозничной торговли и (или) услуг", НТО, установленные и/или эксплуатируемые без договора на их размещение, оформленного в порядке, установленном настоящим Положением, подлежат демонтажу в течение трех недель с момента получения официального уведомления о демонтаже либо с даты опубликования сообщения в газете "Гражданин" в случае отсутствия информации о владельце или информации о получении им уведомления. В случае невыполнения указанного требования в оговоренный срок хозяйствующим субъектом - владельцем НТО в добровольном порядке администрация городского округа "Город Калининград" обязана демонтировать объект самостоятельно, переместить его на площадку временного хранения с дальнейшим взысканием всех расходов (по демонтажу и хранению) с лица, самовольно установившего НТО.
Порядок сноса самовольных построек, в том числе нестационарных торговых объектов, ограждений определен постановлением главы ГО "Город Калининград" от 24 декабря 2015 г. N 2097.
В силу п.2.1 названного Порядка Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" начинает мероприятия по сносу самовольных построек после поступления соответствующей информации от юридических (физических) лиц, структурных подразделений администрации городского округа "Город Калининград", органов государственной власти или в результате проверок в рамках осуществления муниципального контроля, плановых (рейдовых) осмотров.
Согласно п.2.4 Порядка результаты осмотра самовольной постройки оформляются заключением по осмотру самовольной постройки, которое подписывается лицами, его проводившими. Заключение по осмотру самовольной постройки составляется в ходе проведения осмотра либо в течение трех рабочих дней после его проведения. К заключению по осмотру самовольной постройки прилагаются фототаблица (с фотофиксацией самовольной постройки, схематический чертеж с указанием места расположения самовольной постройки. В ходе рассмотрения дела нарушений процедуры выявления и фиксации факта самовольной постройки - торгового павильона находящегося в пользовании ООО "КЕЯ", извещения лица о дате сноса самовольной постройки, регламентированной вышеприведенным нормативным актом не установлено.
Поскольку участок не предоставлен Обществу в установленном порядке для целей размещения НТО, договор аренды с ООО "КЕЯ" не заключался, сам участок расположен границах зоны застройки многоэтажными жилыми домами (территория общего пользования) суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Кроме того, факт нахождения участка под самовольно используемым заявителем павильоном в муниципальной собственности подтвержден сведениями государственного земельного кадастра.
Апелляционный суд приходит к заключению, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.03.2018 по делу N А21-12944/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Аносова |
Судьи |
И.Н. Бармина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.