г. Москва |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А41-14309/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Батруковым Р.Э.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "СтройКамень" - Балмазова И.А., (по доверенности от 05.06.2018 г.),
от административного органа по делу - Министерства экологии и природопользования МО - Мусиев Р.А. (по доверенности от 29.12.2017 г.),
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СтройКамень" на решение Арбитражного суда Московской области от 09.04.2018 по делу N А41-14309/18, принятое судьей Криворучко Е.С., по заявлению ООО "СтройКамень" к Министерству экологии и природопользования Московской области о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройКамень" (далее - заявитель, Общество, ООО "СтройКамень") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо, Минэкологии МО) о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2018 N 200256/24/2018 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.04.2018 оспариваемое постановление изменено в части назначенного штрафа, его размер снижен до 150 000 руб.
ООО "СтройКамень" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "СтройКамень" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Министерства экологии и природопользования МО в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "СтройКамень" имеет Лицензию на пользование недрами МСК 80167 ТЭ сроком действия до 19.06.2020, на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных и песчано-гравийных пород на участке "Крюково" площадью 11,0 га расположенного в 0,6 км северо-западнее деревни Крюково Рузского района Московской области.
14.02.2018 в Управление государственного экологического надзора из Управления по рациональному использованию Минэкологии Московской области поступила служебная записка (СЗ-1185/от 14.02.2018) по вопросу нарушения ООО "СтройКамень" пунктов 5.2, 11.4 Условий пользования недрами к Лицензии на пользование недрами МСК 80167 ТЭ.
Как следует из служебной записки (СЗ-1185/от 14.02.2018) Управления по рациональному использованию Минэкологии Московской области ООО "СтройКамень" в адрес Минэкологии Московской области представило форму 5-гр, согласно которой ООО "СтройКамень" в 2017 году осуществило добычу полезного ископаемого в объеме 269,2 м3, при том, что ежегодный уровень добычи полезных ископаемых недропользователю установлен в объеме 520-574 тыс. м3 (п. 5.2 Условий пользования недрами Приложения к Лицензии МСК 80167 ТЭ).
В соответствии с пунктом 11.4 Условий пользования недрами к Лицензии на пользование недрами МСК 80167 ТЭ ООО "СтройКамень" обязано в срок до 05 февраля предоставлять информацию с пояснительной запиской, содержащей сведения о выполнении условий недропользования за прошедший год.
Как следует из служебной записки (СЗ-1185/от 14.02.2018) Управления по рациональному использованию Минэкологии Московской области ООО "СтройКамень" в срок до 05 февраля 2018 года не представило в Минэкологии Московской области информацию с объяснительной запиской, содержащей сведения о выполнении условий недропользования за 2017 год.
16.02.2018 по факту установления в действиях Общества события административного правонарушения, выразившегося в нарушении п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", уполномоченным должностным лицом Минэкологии МО, при участии уполномоченного представителя Общества, в отношении ООО "СтройКамень" составлен протокол N 200256/24/2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
16.02.2018 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом административного органа, при участии генерального директора Общества - Бакулина С.С., в отношении ООО "СтройКамень" вынесено постановление о назначении административного наказания N 200256/24/2018, предусмотренного частью 2 статьей 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 310 000 рублей.
Не согласившись с правомерностью указанного постановления, Общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества в части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначенного штрафа, поскольку назначенный административный штраф не соответствует требованиям статьи 4.1 КоАП РФ, является чрезмерным и не соответствует целям административного наказания.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В статье 26.1 КоАП РФ указано, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются отношения в сфере пользования недрами.
Объективную сторону составляют действия (бездействие) лица, в результате которых нарушаются лицензионные условия и (или) требования технического проекта.
Отношения, возникающие в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В силу статьи 1.2 Закона о недрах, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 12 Закона о недрах, лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание границ участка недр, предоставляемого в пользование;
4) указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;
8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ;
9.1) условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев);
10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими данному Закону.
В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно части 10 статьи 22 Закона о недрах, пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Как следует из материалов дела, ООО "СтройКамень" имеет Лицензию на пользование недрами МСК 80167 ТЭ сроком действия до 19.06.2020, на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных и песчано-гравийных пород на участке "Крюково" площадью 11,0 га расположенного в 0,6 км северо-западнее деревни Крюково Рузского района Московской области.
Из служебной записки (СЗ-1185/от 14.02.2018) Управления по рациональному использованию Минэкологии Московской области следует, что ООО "СтройКамень" в адрес Минэкологии Московской области представило форму 5-гр, согласно которой ООО "СтройКамень" в 2017 году осуществило добычу полезного ископаемого в объеме 269,2 м3, при том, что ежегодный уровень добычи полезных ископаемых недропользователю установлен в объеме 520-574 тыс. м3 (п. 5.2 Условий пользования недрами Приложения к Лицензии МСК 80167 ТЭ).
В соответствии с пунктом 11.4 Условий пользования недрами к Лицензии на пользование недрами МСК 80167 ТЭ ООО "СтройКамень" обязано в срок до 05 февраля предоставлять информацию с пояснительной запиской, содержащей сведения о выполнении условий недропользования за прошедший год.
Из служебной записки (СЗ-1185/от 14.02.2018) Управления по рациональному использованию Минэкологии Московской области ООО "СтройКамень" в срок до 05 февраля 2018 года не представило в Минэкологии Московской области информацию с объяснительной запиской, содержащей сведения о выполнении условий недропользования за 2017 год.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что заявитель, имея возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, соответствующих мер не предпринял.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции, что свидетельствует о виновном совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, административным органом обоснованно установлено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, а также наличие в действиях общества вмененного состава административного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку обществом не представлены доказательства того, что оно выполнило положения п. 5.3 Условий пользования недрами к Лицензии и подало в Министерство заявление об уменьшении уровня добычи.
Также в материалы дела обществом не представлены доказательства фактического выполнения определения суда общей юрисдикции о приостановлении работ по добыче песка.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Несогласие ООО "СтройКамень" с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.04.2018 по делу N А41-14309/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.