г. Владивосток |
|
17 августа 2018 г. |
Дело N А51-1927/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-5162/2018
на решение от 28.05.2018
судьи Е.М.Попова,
по делу N А51-1927/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ситэс Центр"
(ИНН 6659167468, ОГРН 1086659002803)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)
о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных
таможенных платежей исчисленных по ДТ N 10714040/200216/00006387,
изложенного в письме от 28.12.2017 N 13- 05/29050 и возврате излишне
уплаченных таможенных платежей в размере 155 769 рублей 25 копеек,
при участии: стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ситэс Центр" (далее по тексту - общество, заявитель, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Находкинской таможне (далее по тексту - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей исчисленных по ДТ N 10714040/200216/00006387 (далее по тексту - спорная ДТ), изложенного в письме от 28.12.2017 N 13-05/29050.
Решением суда от 28.05.2018 решение таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей исчисленных по ДТ N 10714040/200216/00006387, изложенное в письме от 28.12.2017 N 13- 05/29050, признано незаконным, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза. Кроме того, суд обязал таможенный орган возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи по ДТ N 10714040/200216/00006387 в размере 155 769 рублей 25 копеек, а также взыскал с таможни судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением, Находкинская таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает, что в нарушение части 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) с заявлением о возврате обществом не были предоставлены документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, а именно КДТ от 22.05.2016, которая содержит сумму дополнительно начисленных таможенных платежей.
Учитывая, что порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей носит заявительный характер, несоблюдение заявителем установленной процедуры свидетельствует о том, что у таможенного органа не возникло обязанности по рассмотрению заявления общества о возврате спорных денежных средств.
Просит обратить внимание суда на то, что таможенный орган в письме от 28.12.2017 N 13-05/29050 допустил опечатку, указав на КДТ от 22.05.2017, указывает, что по ДТ N10714040/200216/00006387 было внесено две КДТ от 22.05.2016 и 29.12.2016.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. Коллегия, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрела апелляционную жалобу по существу в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В канцелярию суда от таможни поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, в связи с ухудшением погодных условий, в удовлетворении которого коллегией на основании статьи 158 АПК РФ было отказано, поскольку не установлено уважительных причин для отложения рассмотрения апелляционной жалобы.
Общество по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенного к материалам дела, выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
В феврале 2016 года во исполнение внешнеторгового контракта от 16.11.2015 N 2015-62, заключенного между заявителем и иностранной компанией, на таможенную территорию Таможенного союза из Китая в адрес заявителя на условиях поставки FOB Шанхай ввезен товар изделия перчаточные трикотажные мужские и женские: перчатки из пряжи химических (синтетических) волокон и нитей с пропиткой, покрытием из полимерных материалов.
Посчитав, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, 04.05.2016 таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной ДТ, определив ее резервным методом, в результате чего увеличилась сумма таможенных платежей, уплаченных заявителем.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-13869/2016 от 21.09.2016 требование заявителя удовлетворено, решение Находкинской таможни признано незаконным как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.
Посчитав, что доначисленные таможенные платежи, являются излишне уплаченными, декларант обратился в таможню с заявлением об их возврате от 22.12.2017.
Письмом от 28.12.2017 года N 13-05/29050 Находкинская таможня отказалась производить возврат излишне уплаченных платежей и вернула заявление без рассмотрения, сославшись на отсутствие документов, подтверждающих факт начисления таможенных пошлин, налогов подлежащих возврату, а именно КДТ N10714040/200216/00006387 от 22.05.2017.
Не согласившись с отказом таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который удовлетворил его в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит отмене или изменению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно абзацу 1 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
По правилам части 1 статьи 147 Федерального закона Российской Федерации "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Согласно части 2 этой же статьи к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (пункт 3 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Форма заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов утверждена Приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога" (далее по тексту - Приказ N 2520).
По общему правилу, закрепленному статьей 90 ТК ТС и частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, возврат таких платежей производится на основании заявления плательщика не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
При этом, как разъяснено в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Подпунктом "а" пункта 11 Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289, Порядок внесения изменений в ДТ N 289) предусмотрено, что сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в случае выявления недостоверных сведений о классификации товаров, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей.
Согласно пункту 2 названного Порядка при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (КДТ).
Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения. Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений (пункты 12, 13 Порядка N 289).
В соответствии с пунктом 14 этого же Порядка к обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей.
Как установлено подпунктами 8, 9 пункта 10 Инструкции по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих перерасчету, отражается в КДТ в графе 47 "Исчисление платежей" и в графе "В", в том числе с отражением общего размера исчисленных платежей, предыдущей суммы таможенных платежей и разницы начислений по всем товарам, сведения о которых указаны в ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.
Между тем, положения пункта 2 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, устанавливая обязанность по представлению документов, подтверждающих начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, не содержат конкретного перечня документов, отвечающих понятию таких доказательств.
Как подтверждается материалами дела, основанием обращения в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 155 769 рублей 25 копеек, явилось несогласие общества с уплатой таможенных пошлин, налогов вследствие произведенной таможней корректировки таможенной стоимости ввезенных товаров по спорной ДТ.
Обстоятельства корректировки таможенной стоимости и доначисления на ее основе таможенных платежей в спорной сумме подтверждены представленными заявителем документами по таможенному оформлению задекларированных в спорной ДТ товаров и таможенному контролю заявленных в таможенной декларации сведений.
Данные обстоятельства были предметом исследования Арбитражным судом Приморского края в ходе рассмотрения дела N А51-13869/2016.
Согласно решению от 21.09.2016 по делу N А51-13869/2016 арбитражный суд в рамках оценки обстоятельств доначисления таможенных платежей в спорной сумме установил отсутствие у таможенного органа правовых оснований для корректировки таможенной стоимости товаров, задекларированных в спорной таможенной декларации.
Решение суда от 21.09.2016 по делу N А51-13869/2016 вступило в законную силу, следовательно, исследованные в ходе рассмотрения данного дела обстоятельства корректировки таможенной стоимости товаров, задекларированных в спорной ДТ, и доначисления на ее основе таможенных платежей в сумме 155 769 рублей 25 копеек не подлежат установлению судом и доказыванию вновь в рамках рассматриваемого спора.
Как следует из материалов дела, 22.12.2017 общество обратилось в таможню с заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей по ДТ N 10714040/200216/0006387 в сумме 155 769 рублей 25 копеек, с приложением следующих документов: копия КДТ-1 от 29.12.2016, ДТС-2, копия свидетельства о постановке на учет, копия паспорта гражданина РФ - лица, подписавшего заявление о возврате, и указало, что КДТ от 22.05.2016 обществом получена не была, находится в Находкинской таможне, кроме того ранее 07.05.2015 (исх.0105) представлялись: копия свидетельства о государственной регистрации, решение единственного участника от 02.10.2008.
Оставляя заявление без рассмотрения, таможенный орган указал, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие факт начисления таможенных пошлин, налогов подлежащих возврату, а именно КДТ N 10714040/200216/00006387 от 22.05.2017.
Вместе с тем, коллегия отмечает, что КДТ от 22.05.2016 в адрес общества действительно не направлялась, поскольку в адрес декларанта таможенным органом письмом от 28.12.2017 N 13-05/29050 была направлена КДТ-1 от 29.12.2016, именно, которая и была представлена декларантом одновременно с подачей заявления на возврат таможенных платежей.
Кроме того, апелляционный суд соглашается с доводами общества о том, что анализ КДТ-1 от 29.12.2016 показывает, что названная КДТ составлена и заполнена по форме КДТ, утвержденной Порядком 289, графа 47 содержит информацию об общем размере исчисленных платежей, предыдущей суммы платежей и разницу начислений по всем товарам, сведения о которых указаны в спорной ДТ, а также информацию о сумме платежей подлежащих возврату (-155 796,25). В силу изложенного, представленная форма КДТ отвечает понятию документа, подтверждающего начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату или доплате, обязанность по представлению которого предусмотрена пунктами 2, 3 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Помимо прочего, судом установлено, что одновременно с подачей в таможню заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей декларантом была инициирована процедура внесения соответствующих изменений в ДТ, а также представлены КДТ об изменении соответствующих граф спорной декларации и о перерасчете таможенных платежей в сторону уменьшения в соответствии с Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
В силу изложенного, коллегия делает вывод, что возвращая заявление общества без рассмотрения, с учетом установленных выше обстоятельств дела, таможня необоснованно указала на непредставление документов, подтверждающих факт начисления таможенных пошлин.
Учитывая, что порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей носит заявительный характер и установленная административная процедура обществом соблюдена, у таможенного органа возникла обязанность по рассмотрению заявления общества о возврате спорных денежных средств по существу.
Изложенное свидетельствует о том, что отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорной ДТ является неправомерным.
Вместе с тем, апелляционный суд принимает во внимание, что согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда.
При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется.
Соответственно, учитывая обстоятельства настоящего спора (в том числе вступление в законную силу решения арбитражного суда по делу N А51-13869/2016) и предмет заявленных требований, а также принимая во внимание разъяснения Пленума ВС РФ, изложенные в пункте 30 Постановления N 18, коллегия считает, что у таможни отсутствовали основания для оставления заявления общества без рассмотрения по статье 147 Закона N 311-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о наличии технической опечатки таможенного органа в письме от 28.12.2017 N 13-05/29050 в части указания даты КДТ, коллегией принимаются во внимание, однако данные обстоятельства не свидетельствуют о законности принятого таможенным органом решения.
По изложенному, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей исчисленных по ДТ N 10714040/200216/00006387, оформленный письмом от 28.12.2017 N 13-05/29050 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы декларанта.
С учетом изложенного, арбитражный суд правомерно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования, признав незаконным решение таможни, и, обязав возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в спорном размере.
Таким образом, заявленные обществом требования рассмотрены судом первой инстанции полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела судебной коллегией не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
По результатам рассмотрения дела, понесенные обществом расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в сумме 3 000 рублей, в соответствии со статьей 110 АПК РФ правомерно отнесены судом на таможню.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.05.2018 по делу N А51-1927/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1927/2018
Истец: ООО "СИТЭС ЦЕНТР"
Ответчик: Находкинская таможня