г. Санкт-Петербург |
|
16 августа 2018 г. |
Дело N А21-2465/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семенова А.Б., Сомова Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бургановой А.А.
при участии:
от заявителя: Пузравина Е.А. дов. от 13.08.2018
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16463/2018) апелляционную жалобу МИФНС N 10 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2018 по делу N А21-2465/2018 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ООО "Добрые вести"
к МИФНС N 10 по Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении и представления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Добрые вести" (место нахождения: 236040, область Калининградская, город Калининград, улица Подполковника Иванникова, 3А; ИНН: 3906214960, ОГРН: 1103925001168; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области (место нахождения: 238300, область Калининградская, район Гурьевский, город Гурьевск, улица Крайняя, 1; ИНН: 3917007852, ОГРН: 1043917999993; далее - МИФНС N 10, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 05.03.2018 N 1 о назначении административного наказания, а также представления от 05.03.2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 29.05.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что Общество привлечено Инспекцией к административной ответственности не только за факт отсутствия идентификации приобретателя лотерейного билета в киоске, а также за отсутствие в киоске перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, поскольку Обществом не активирован и не использовался личный кабинет на сайте Росфинмониторинга.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Представитель инспекции в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Ходатайство удовлетворено судом, жалоба рассмотрена в соответствии с правилами статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Добрые вести" осуществляет распространение (реализацию) лотерейных билетов, что подтверждается субагентским договором от 04.07.2017, заключенным с ООО "Июль" (агент, принципалом которого является АО "Торговый дом "Столото"). Предметом указанного договора является реализация лотерейных билетов через розничные точки.
При проведении обследования 01.02.2018 г. в киоске по адресу: г. Гурьевск, ул. Крайняя, 3а, сотрудниками МИФНС установлено, что 01.02.2018 в 15 час. 10 мин. работником Общества приняты наличные денежные средства в размере 100 рублей от гражданина Рымши А.С. и выдан лотерейный билет "Жилищная лотерея" (тираж 271, номер билета 027100903913). При этом, документ, подтверждающий личность участника лотереи, истребован не был.
02.02.2018 г. Инспекцией вынесено определение N 1 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, Обществу направлено требование от 02.02.2018 N 05-13/703153 о представлении документов. В означенном определении отражено, что Обществом не используется Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму (далее - Перечень), "ввиду его отсутствия в точке".
Запрошенные Инспекцией документы, подтверждающие организацию и осуществление внутреннего контроля, Обществом не представлены.
Установив, что Общество не соблюдает требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), налоговый орган пришел к выводу о нарушении заявителем подпункта 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 7 указанного Закона.
По факту выявленных нарушений в отношении Общества составлен протокол N 1 от 21.02.2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В протоколе также отражено, что в данной торговой точке отсутствовал Перечень, поскольку Обществом не активирован и не используется личный кабинет на интернет-сайте Росфинмониторинга для просмотра такого Перечня и доведения его до сведения своих сотрудников, осуществляющих операции с денежными средствами.
Постановлением МИФНС от 05.03.2018 N 1 ООО "Добрые вести" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
05.03.2018 Инспекцией выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому Общество обязано зарегистрировать и использовать личный кабинет на интернет-сайте Росфинмониторинга для просмотра Перечня. Также необходимо разработать и утвердить правила внутреннего контроля о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также проводить идентификацию покупателей (клиентов), приобретающих лотерейные билеты.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о недоказанности события и состава вмененного налоговой инспекцией административного правонарушения по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя Общества, а также проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (часть 1 статьи 15.27 КоАП РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи, установив следующие сведения в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.
Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма) (пункт 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю подлежат операции получения денежных средств в виде платы за участие в лотерее и выплата денежных средств в виде выигрыша, если сумма, на которую совершается такая операция, равна или превышает 600000 рублей.
Как правильно указано в обжалуемом решении, заявитель обязан идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша, полученного от участия в лотерее в размере или свыше 600 000 руб. либо в сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб. или выше.
В отношении таких лиц заявитель обязан представлять информацию в уполномоченный орган. Доказательств выплаты суммы в размере или свыше 600 000 руб., а также приема платежей по покупке лотерейных билетов на сумму свыше 15000 руб. не представлено. При таких обстоятельствах вмененное Обществу невыполнение обязанности по идентификации клиента не образует событие административного правонарушения.
Как верно указано в постановлении ИФНС Общество, в силу пунктов 8-10 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", а также статьи 5 Закона N 115-ФЗ, осуществляя деятельность по организации и проведению лотереи (являясь распространителем на основании договора), Общество обязано соблюдать требования Закона N 115-ФЗ в части организации внутреннего контроля.
Вместе с тем, материалы дела не содержат предусмотренных КоАП РФ доказательств, подтверждающих вывод проверяющих о том, что "в торговой точке отсутствовал Перечень, поскольку Обществом не активирован и не используется личный кабинет на интернет-сайте Росфинмониторинга для просмотра такого Перечня". Протокол осмотра (статья 27.8 КоАП РФ) не составлялся, объяснения руководителя Общества (статья 26.3 КоАП РФ) по вопросу организации внутреннего контроля не взяты, а объяснения работника, реализовавшего лотерейный билет, даны только в части обязанности по идентификации клиента.
С учетом изложенного, апелляционным судом отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что проверкой установлено невыполнение Обществом требований в части организации внутреннего учета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2018 по делу N А21-2465/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.