город Ростов-на-Дону |
|
28 июня 2018 г. |
дело N А32-50748/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Новик В.Л., Шапкина П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от истца: представитель Хомякова А.В., паспорт, по доверенности от 20.04.2018;
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.04.2018 по делу N А32-50748/2017 (судья Непранов Г.Г.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к ответчику акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674)
о взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - железная дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ОАО "ТМТП", ответчик) о взыскании 1 595 472 руб. 10 коп. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (уточненные требования в порядке статьи 49 АПК РФ, л.д. 1, т. 6).
Решением от 03.04.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 03.04.2018 отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы заявитель указывает, что в спорный период АО "ТМТП" не давало письменного отказа в приеме вагонов с экспортным грузом и принимало все подаваемые станцией Туапсе-Сортировочная вагоны. Во время нахождения спорных вагонов на путях общего пользования на пути порта производились подачи вагонов с разнородным грузом, что отражено в графиках занятости выставочных путей АО "Туапсинский морской торговый порт". Следовательно, причин нахождения вагонов на путях общего пользования, зависящих от АО "ТМТП", не допускалось.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик направил через канцелярию суда ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, которое судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом (перевозчик) и ответчиком (грузополучатель) действует договор от 24.01.2012 N 85/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования порта, принадлежащий дороге, при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги.
В соответствии с пунктом 6 договора от 24.01.2012 N 85/4 истец через выставочные пути осуществляет подачу ответчику на железнодорожный путь необщего пользования вагонов, прибывающих в адрес ответчика под выгрузку и погрузку, и их уборку с пути необщего пользования после выгрузки и погрузки.
Пунктом 5 договора установлен порядок подачи вагонов, периодичность подач, порядок уведомления, п. 5.6. договора установлено, что поданные на ж.д. путь необщего пользования ОАО "ТМТП" вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи вагонов согласно памятки приемосдатчика до времени приема приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, увеличенное на время проведения приемо-сдаточной операции. Сдаваемые на ж.д. путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе-Сортировочная на ж.д. выставочные пути N 5 или N 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов.
По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта (пункт 6 договора).
В соответствии с пунктом 7 договора с ж.д. пути необщего пользования вагоны возвращаются на выставочные пути N 5 или N 6 парка "В" в количестве не менее 13 порожних или 10 груженых вагонов.
Маневровые работы по подаче вагонов с выставочных путей к местам погрузки, выгрузки, на/с перевеску, протарку, дозировку, расстановке и перестановке групп вагонов по местам погрузки выгрузки, а также уборки с мест погрузки, выгрузки производятся локомотивом порта, арендованным у ОАО "РЖД" (пункт 8 договора).
Пунктом 12 договора от 24.01.2012 N 85/4 ответчику установлено 6 часов на возврат истцу ранее поданных вагонов (технологический срок оборота вагонов).
Пунктом 15 договора установлены платежи, которые вносит порт перевозчику, в том числе в пункте 17.6 сторонами согласовано, что ответственность за задержку вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи и на промежуточных станциях порт несет в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования по ставкам платы, предусмотренным пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
Требования истца мотивированы тем, что период с декабря 2016 года по март 2017 года на станцию Туапсе-Сортировочная следовали поезда с грузами. В результате нарушения ответчиком технологического срока оборота ранее прибывших вагонов, вагоны были задержаны в пути следования на промежуточных станциях.
Обстоятельства задержки вагонов на промежуточных станциях удостоверены актами общей формы. В актах общей формы указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточной станции, причина задержки.
Перевозчик уведомлял порт извещениями о задержке и отправлении вагонов во исполнение пункта 4.7. Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Ответчик подписал акты общей формы с разногласиями.
Общая сумма спорной платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций начислена истцом в размере 1 678 822 руб. 58 коп.
В адрес ответчика истцом направлены претензии с требованием об оплате стоимости, составляющей плату за время нахождения вагонов в составе задержанных поездов.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени указанная плата не выплачена ответчиком, истец обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Возражая против удовлетворения требований, ответчик указал на отсутствие нарушения сроков доставки вагонов как условия для взимания спорной платы в сумме 58900,88 руб. по актам общей формы NN 9/1408, 9/1409 от 17.02.17, 9/1410,9/1411 от 27.02.17, 9/1626-9/1629 от 09.03.17; указал на отсутствие нарушения сроков доставки как условия для взимания спорной платы в сумме 2947,64 руб. по актам общей формы NN 9/1413, 9/1420 от 27.02.17; заявил об оплате части долга в размере 21501,96 руб. по акту общей формы 9/153 от 19.01.17 г. платежным поручением N 862 от 19.05.17 г. В части 1 595 472,10 руб. ответчик не признал исковые требования, поскольку АО "ТМТП" не заявляло об отказе от приема спорных вагонов.
После предъявления иска истец отказался от части исковых требований, в том числе: 83 350,48 руб. по актам общей формы NN 9/1408, 9/1409 от 17.02.17, 9/1410, 9/1411 от 27.02.17, 9/1626-9/1629 от 09.03.17, 9/1413, 9/1420 от 27.02.17, 9/153 от 19.01.17 г.
По итогам рассмотрения материалов дела суд пришел к выводу о том, что уточненные исковые требования надлежит удовлетворить по следующим основаниям.
Статьей 39 УЖТ РФ определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.
Правило составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом от 18.06.2003 N 45 МПС РФ.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом от 18.06.2003 N 26 МПС РФ) установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика.
На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Частью 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, предусмотрено, что перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Пунктом 3.2.4. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом установлено, что при несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы.
В актах общей формы указана причина задержки вагонов на промежуточных станциях - невозможность обеспечения своевременной выгрузки ОАО "Туапсинский морской торговый порт". Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 3.4. Правил составления актов при перевозках грузов жедезнодорожным транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 3.5. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003 г., выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
Таким образом, судом установлено, что факт и причина задержки вагонов - необеспечение ответчиком - грузополучателем выгрузки вагонов в установленные сроки удостоверена актами общей формы, составленными в полном соответствии с Правилами составления актов.
Пунктом 4.7 Правил N 26 установлено основание для начисления платы за пользование вагонами в брошенных поездах: невыполнение технологических сроков оборота вагонов. Еще одно условие для начисления платы за пользование вагонами за время задержки вагонов на промежуточных станциях установлено статье 39 УЖТ РФ: нарушение срока доставки. Таким образом, законом установлено два условия, соблюдение которых необходимо для начисления платы: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки. Факт прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей. Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов.
В соответствии со статьями 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Суд первой инстанции верно указал, что документов, подтверждающих погашение ответчиком отыскиваемой суммы в материалы дела не представлено, в связи с чем суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Правомерно отклонен довод ответчика о том, что плата на спорную сумму начислена за простой по причинам, зависящим от перевозчика, поскольку в указанный в акте период ответчик принимал вагоны на путь общего пользования и не заявлял об отказе из-за отсутствия возможности принимать груженые вагоны.
Довод ответчика о неправомерном начислении ему платы в связи с отсутствием его отказа от приема вагонов, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на ошибочном понимании механизма начисления платы.
Аналогичная правовая позиция по спору между теми же сторонами со схожим предметом спора изложена апелляционным судом в делах N А32-36584/2017, N А32-36583/2017, NА32-36581/2017, А32-45647/2016.
В соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и статьей 39 УЖТ РФ спорная плата начислена не в связи с отказом, а в связи с несвоевременной выгрузкой (нарушением срока оборота) ранее прибывших вагонов.
Нарушение ответчиком срока оборота вагонов подтверждается имеющимися в материалах дела ведомостями подачи и уборки вагонов, нарушение срока доставки- дорожными ведомостями.
Отказ грузополучателя не является исключительным условием задержки вагонов при наличии нормативного регулирования оснований задержки вагонов в пути следования.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ответчик не представил доказательства, подтверждающие погашение задолженности на указанную истцом сумму или прекращение указанного обязательства иным, предусмотренным законом, способом, в связи с чем требование истца о взыскании 1 595 472 руб. 10 коп. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава признано судом обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2018 по делу N А32-50748/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.