город Москва |
|
25 июня 2018 г. |
дело N А40-29491/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ЗАО "МАКС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2018
по делу N А40-29491/18, принятое судьей Сизовой О.В.
по заявлению Банка России (ОГРН 1037700013020)
к ЗАО "МАКС" (ОГРН 1027739099629)
о привлечении к административной ответственности;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2018 ЗАО "МАКС" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30.000 руб.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ЗАО "МАКС" обладает лицензией на осуществление страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОС N 1427-03 от 14.09.2015.
В службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг поступило обращение гражданина вх. N ОЭТ-189679 от 18.12.2017, содержащее сведения о возможном нарушении страховщиком законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки изложенных в обращении сведений административным органом установлено следующее.
12.10.2017 между страховщиком и гражданином заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (серии ЕЕЕ N 1019232682 со сроком действия с 12.10.2017 по 11.10.2018.
17.11.2017 произошло дорожно-транспортного происшествие с участием транспортных средств под управлением Рахматова Х.М. и Оруджова А.Ф. Указанное происшествие произошло вследствие нарушения Рахматовым Х.М. Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090.
В результате дорожно-транспортного происшествия транспортному средству, принадлежащее заявителю и застрахованное по договору ОСАГО серии ЕЕЕ N 1019232682 у страховщика причинены механические повреждения.
18.11.2017 страховщику поступило заявление о прямом возмещении убытков по договору ОСАГО в связи с повреждением транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 17.11.2017.
21.11.2017 страховщиком организован осмотр транспортного средства заявителя в ассистанской компании "ЛАТ".
14.12.2017 страховщику поступило заявление потерпевшего о нарушении срока страховой выплаты.
Письмом от 15.12.2017 N 26900 страховщик направил потерпевшему ответ на заявление.
20.12.2017 независимой экспертной организацией ООО "Экспертно-Консультационный Центр" подготовлено экспертное заключение N УП-268861 о стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, согласно которому затраты на восстановительный ремонт транспортного средства с учетом износа составляют 257.416 руб.
20.12.2017 ООО "Экспертно-Консультационный Центр" подготовлено экспертное заключение N УП-265561 о стоимости годных остатков поврежденного транспортного средства, в котором указанно, что среднерыночная стоимость транспортного средства на момент происшествия превышает стоимость ремонта транспортного средства, а также определена стоимость годных остатков транспортного средства в размере 24.200 руб.
22.12.2017 страховщиком составлен акт о страховом случае и платежным поручением от 25.12.2017 N 26928 перечислена страховая выплата в размере 229.820 руб.
В ходе проверки, административным органом установлено нарушение обществом условий п. 21 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2005 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", выразившееся в нарушении страховщиком срока осуществления страховой выплаты по договору ОСАГО.
07.02.2018 по факту выявленного нарушения в отношении общества составлен протокол N СЗ-59-ЮЛ-18-1582/1020-1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 14-21).
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом на основании ст. ст. 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" в присутствии представителя ЗАО "МАКС", действующего по доверенности N 2134 (А) от 28.08.2017 (л.д. 26).
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Банка России в арбитражный суд с заявлением о привлечении ЗАО "МАКС" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30.000 до 40.000 руб.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Банком России 19.09.2014 N 431-П.
Согласно п. 21 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном п. 15.3 ст. 12 Закона N 40-ФЗ, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.
Пунктом 4.22 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 N 431-П предусмотрено, что страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и предусмотренные п. п. 3.10, 4.1, 4.2, 4.4 - 4.7, 4.13 настоящих Правил документы в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней.
В течение указанного срока страховщик обязан составить документ, подтверждающий решение страховщика об осуществлении страховой выплаты или прямого возмещения убытков, фиксирующий причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, являющегося страховым случаем, его последствия, характер и размер понесенного ущерба, размер подлежащей выплате страховой суммы (акт о страховом случае), и произвести страховую выплату либо направить в письменном виде извещение об отказе в страховой выплате.
В соответствии со ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, датой окончания срока осуществления потерпевшему страховой выплаты по договору ОСАГО являлось 08.12.2017 (включительно).
Согласно подп. 1 п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.1992 N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона N 4015-1 право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
Соответственно, соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение норм, указанных выше Законов.
В силу подп. 14 п. 2 ст. 32 Закона N 4015-1 для получения лицензии соискатель лицензии на осуществление страхования, перестрахования, представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (в случаях, если федеральные законы содержат дополнительные требования к страховщикам).
Статьей 21 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ установлены специальные требования к страховщику, обращающемуся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ одним из основополагающих принципов обязательного страхования является обеспечение гарантий возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим законом.
Субъекты страхового дела согласно п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Таким образом, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.
Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1, положения которого обязывают субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.
Из совокупности приведенных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм страхового законодательства в целом, в том числе законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В рассматриваемом случае обществом, нарушен срок осуществления страховой выплаты по договору ОСАГО, чем допущено нарушение лицензионных требований и условий.
При таких обстоятельствах имеются достаточные данные, указывающие на наличие в действиях ЗАО "МАКС" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. ч. 1 - 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 07.02.2018 N СЗ-59-ЮЛ-18/1582/1020-1.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения обществом вмененного административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований страхового законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований законодательства в материалы дела не представлено.
Поскольку факт совершения обществом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, процедура привлечения ЗАО "МАКС" не нарушена, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, судом первой инстанции обоснованно удовлетворено заявление Банка России о привлечении ЗАО "МАКС" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде взыскания штрафа в минимальном размере.
Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемое решение соответствует доказательствам и обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, не подлежит отмене или изменению по приведенным в апелляционной жалобе доводам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2018 по делу N А40-29491/18 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Т.Т.Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.