город Омск |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А75-1115/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4903/2018) муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования город Ханты-Мансийск на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.02.2018 по делу N А75-1115/2018 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования город Ханты-Мансийск (ОГРН 1028600512313, ИНН 8601015197) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 102860051314, ИНН 8601011604) об оспаривании предписания N ХМ-509 от 30.10.2017,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
муниципальное предприятие "Жилищно - коммунальное управление" муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее - заявитель, предприятие, МП "ЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об оспаривании предписания N ХМ-509 от 30.10.2017, выданного Службой жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Служба).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.02.2018 по делу N А75-1115/2018 в удовлетворении заявленных Предприятием требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, МП "ЖКУ" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, настаивая на незаконности оспариваемого предписания, указал на то, что Службой не представлено доказательств по наличию угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям, в связи с чем требование предписания о восстановлении отделочного покрытия стен и потолков, выполнения ремонта подъездов N 1 и N 2 спорного жилого дома является незаконным и необоснованным.
По мнению подателя жалобы, у Предприятия отсутствует обязанность по проведению указанных в предписании ремонтных работ, поскольку в протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова 64А, с составом работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в составе работ указан ремонт только внутридомовых инженерных сетей (отопление, электросети, канализация, вентиляция, водопровод), ремонт конструктивных элементов - подъездов в состав и размер платы не включен.
Кроме того, податель жалобы выразил несогласие в с выводами суда первой инстанции о том, что требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими и иными обслуживающими организациями.
Предприятие, Служба, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
На основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, дом 6А, от 24.05.2013 МП "ЖКУ" определено в качестве обслуживающей организации для выполнения работ и оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества названного МКД.
Протоколом от 24.05.2013 так же определена стоимость за работы и услуги на 1 кв. м. общей площади квартиры.
На основании приказа Службы жилищного и строительного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20.01.2017 N 17-ЖН/17-ХМ в отношении Предприятия проведена внеплановая выездная проверка на предмет установления фактов, изложенных в обращении гражданки о ненадлежащем содержании дома, о чем составлен акт проверки от 25.01.2017 N ХМ-30.
В результате проверки органом контроля установлено, что отделочное покрытие стен и потолков подъездов в многоквартирном доме по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, дом 64А, имеет значительный физический износ, в связи с чем имеются многочисленные участки разрушения штукатурки и окраски. Установленные обстоятельства свидетельствуют о необходимости проведения текущего ремонта. При этом доказательства проведения такого ремонта за пять лет, предшествовавшие проверке, Предприятием не представлены, что является нарушением пункта 2.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (ПиН ТЭЖФ), утвержденных постановлением ГК РФ по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
В целях устранения выявленного нарушения Предприятию выдано предписание от 25.01.2017 N ХМ-30Б о проведении текущего ремонта в срок до 26.06.2017.
При проведении внеплановой проверки 06-07.07.2017 органом контроля выявлен факт неисполнения предписания от 25.01.2017, в связи с чем в адрес предприятия выдано повторное предписание от 07.07.2017 N ХМ-3178 об устранении нарушений в срок до 22.09.2017.
В связи с тем, повторное предписание от 07.07.2017 N ХМ-317 не было выполнено МП "ЖКУ", ему были выданы последующие предписания от 05.10.2017 N ХМ-468 об устранении нарушений в срок до 26.10.2017, от 30.10.2017 N ХМ-509 об устранении нарушений в срок до 05.07.2018.
Полагая, что предписание от 30.10.2017 N ХМ-509 является незаконным, Предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
28.02.2018 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требования МП "ЖКУ" подлежат удовлетворению только в том случае, если будет установлено несоответствие предписания закону или иному нормативному правовому акту, и что оспариваемое предписание повлекло нарушение прав и законных интересов МП "ЖКУ".
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Как следует из материалов дела, оспариваемым предписанием на МП "ЖКУ" возложена обязанность выполнить ремонт подъездов 1 и 2 жилого дома N 64 А по ул. Чехова в г. Ханты-Мансийске (восстановить отделочное покрытие стен, потолков, восстановить окраску лестничных маршей, перил, окон и т.д).
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 Кодекса).
При этом статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственники обязаны вносить, а управляющая организация взыскивать плату за предоставленные работы и оказанные услуги.
Таким образом, организация, обслуживающая жилой дом и получающая от жителей плату за содержание дома, обязана соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания жилищного фонда.
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определены в Правилах N 170.
Пунктом 1.1 Правил N 170 определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Раздел II Правил N 170 дает определение организации технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
В пункте 4.2.3.1 Правил N 170 установлено, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 7 к Правилам N 170 герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов относятся к текущему ремонту.
Согласно приложению N 2 Правил N 170 отслоение штукатурного слоя подлежит устранению в течение 5 суток с момента их обнаружения или заявки жильцов с немедленным принятием мер безопасности.
Таким образом, указанными Правилами прямо установлены обязанности управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома, в том числе стен.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества многоквартирного дома включаются в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно пункту 10 названных Правил общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и другого имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В пункте 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как следует из материалов дела, Предприятие является организацией, управляющей многоквартирным домом 64А, по ул. Чехова, г. Ханты-Мансийск, на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 24.05.2013 Протоколом от 24.05.2013 так же определена стоимость за работы и услуги на 1 кв. м. общей площади квартиры.
В соответствии с пунктом 2.1 договора на выполнение работ и оказание услуг по ремонту и содержанию МКД 64А, по ул. Чехова, г. Ханты-Мансийскуправляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 24.05.2013 и Приложением N 2 к договору управления утвержден перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту. Пунктом 5 Приложением N 2 к договору управления предусмотрен ремонт конструктивных элементов., предусмотрено содержание подъездов без уборки и с уборкой
Следовательно, на основании пункта 3 части 2 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 42 Правил N 491 Предприятие является лицом, ответственным за содержание и обслуживание данного жилищного фонда. Именно Предприятие как управляющая организация является лицом, ответственным за содержание и обслуживание названного жилого дома, а значит, оно обязано с целью обеспечения безопасности и комфортных условий проживания для жителей дома исполнять требования действующего законодательства в жилищной сфере.
Факт наличия нарушений установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в частности, актом проверки от 30.10.2017.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Предприятие приняло в полном объеме меры по содержанию жилого дома в надлежащем состоянии, в материалах дела отсутствуют.
Доводы о необоснованности предписания ввиду того, что повреждения отделочного покрытия стен, потолков не влекут угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям, являются необоснованными, поскольку оспариваемое предписание направлено на устранение допущенных Предприятием нарушений требований законодательства в жилищной сфере, является реально исполнимым заявителем способами, не противоречащими положениям действующего законодательства.
В рассматриваемом случае между предприятием и собственниками жилых помещений в МКД заключены договоры на выполнение работ и оказание услуг по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома. В составе работ, выполняемых по договору, предусмотрена обязанность предприятия выполнять ремонт конструктивных элементов, а так же установлен тариф за выполнение таких работ. Кроме того тариф на проведение текущего ремонта конструктивных элементов закреплен протоколом общего собрания собственников от 24.05.2013.
Приложением 2 к ПиН ТЭЖФ внутренняя и наружная отделка стен и потолков МКД перечислена в числе конструктивных элементов жилого дома.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о наличии в МКД нарушений внутренней отделки стен и потолков, а так же о наличии у Предприятия, как у обслуживающей организации, обязанностей устранить такие нарушения.
Поскольку устранение выявленных нарушений является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный для Предприятия характер в силу заключения договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и направлено на поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными требованиями и нормами действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у органа контроля правовых оснований для выдачи Предприятию оспариваемого предписания.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных Предприятием требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на МП "ЖКУ".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.02.2018 по делу N А75-1115/2018 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.