г. Вологда |
|
27 июня 2018 г. |
Дело N А66-101/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 июня 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Кутузовой И.В. и Моисеевой И.Н., при ведении протокола секретарём судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Коммунальное хозяйство Зубцовского района на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 апреля 2018 года по делу N А66-101/2018 (судья Янкина В.Ю.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь" (ОГРН 1026900548982, ИНН 6905077949; г. Тверь, ул. Достоевского, д. 2б; далее - Общество) обратилось в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию Коммунальное хозяйство Зубцовского района (ОГРН 1146914001475, ИНН 6923007969; Тверская обл., Зубцовский район, г. Зубцов, ул. Парижской коммуны, д. 42; далее - Предприятие) о взыскании 548 272,20 руб. долга за теплоэнергию в целях компенсации потерь за июль 2017 года.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 09.04.2018 иск удовлетворён.
Предприятие с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Общество в отзыве просит решение суда оставить без изменений.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования Городское поселение-город Зубцов Зубцовского района Тверской области от 03.05.2017 N 93 Общество является единой теплоснабжающей организации в отношении котельной N 1 (г. Зубцов, ул. Халтурина, д. 42, стр. 2), котельной N 4 (г. Зубцов, м-н Южный, д. 6, стр. 1).
Приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" по Тверской области от 26.06.2017 N 62-нп для Общества утверждены тарифы на теплоэнергию.
Предприятие на основании договоров аренды от 01.08.2017 и 01.09.2017 владеет тепловыми сетями, доставляющими коммунальный ресурс от котельных истца до конченых потребителей.
Общество обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Предприятие обязано компенсировать Обществу потери теплоэнергии, образовавшиеся в сетях, находящихся в ведении Предприятия, за июль 2017 года.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск, руководствуясь статьями 309, 310, 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 13, 15, 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении").
Как указано выше, истец (Общество) является единой теплоснабжающей организацией, а ответчик (Предприятие) - теплосетевой организацией, так как он владеет на праве аренды тепловыми сетями.
Согласно статье 17 Закона "О теплоснабжении" передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключённого теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией. По данному договору теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приёма тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать эти услуги.
Согласно части 5 статьи 13 Закона "О теплоснабжении" теплосетевые организации компенсируют потери в тепловых сетях путём производства тепловой энергии, теплоносителя, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке.
Так, согласно части 11 статьи 15 Закона "О теплоснабжении" теплосетевые организации приобретают теплоэнергию, теплоноситель в объёме, необходимом для компенсации потерь теплоэнергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют эти потери путём производства теплоэнергии, теплоносителя.
Таким образом, из технологических особенностей процесса транспортировки теплоэнергии часть этого ресурса неизбежно расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей. В связи с этим эта часть ресурса не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети. Эти потери теплосетевая организация обязана компенсировать, так как они возникли в принадлежащих ей сетях.
В рассматриваемом случае отношения сторон (Общества и Предприятия) в рассматриваемом периоде договором оказания услуг по передаче теплоэнергии либо договором поставки теплоэнергии урегулированы не были. Однако фактически Общество с использованием сетей Предприятия в июле 2017 года осуществляло поставку теплоэнергии конечным потребителям.
Потери теплоэнергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями. Таким образом, в силу прямого указания закона теплосетевая организация несёт обязанность по оплате потерь теплоэнергии, возникающих при передаче тепловой энергии, вырабатываемой теплоснабжающей организацией, через принадлежащие теплосетевой организации сети и теплотехническое оборудование.
При изложенных обстоятельствах Предприятие обязано компенсировать Обществу потери теплоэнрегии, так как они возникли в принадлежащих Предприятию сетях.
Суд первой инстанции правомерно отклонил возражения Предприятия о несогласии с выполненным истцом расчётом потерь.
Исходя из положений Закона "О теплоснабжении" различается два вида потерь теплоэнергии:
- нормативные потери, которые на основе утверждаемых государственным органом нормативов используются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения;
- фактические потери, возникающие при передаче теплоэнергии, которые должны быть компенсированы со стороны теплосетевой организации.
Нормативные (технологические) потери являются неизбежными издержками процесса эксплуатации тепловых сетей и передачи теплоэнергии, которые в силу пунктов 60, 61.2, 61.3 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2, учитываются при расчёте тарифов теплоснабжающей организации.
Таким образом, в пределах утверждённых тарифов на передачу теплоэнергии возмещению подлежат нормативные потери.
Фактические же потери теплоэнергии по своей природе являются убытками, возникающими вследствие ненадлежащего содержания тепловых сетей, за состояние которых отвечает теплосетевая организация - в рассматриваемом случае Предприятие.
Порядок организации коммерческого учёта теплоэнергии и теплоносителя, в том числе порядок определения объёма потерь тепловыми сетями устанавливают Правила коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
Расчёт потерь выполнен истцом исходя из количества выработанной котельными истца теплоэнергии с учётом потерь в теплотрассе, находящейся на балансе Предприятия, данных о полезном отпуске теплоэнергии конечным потребителям, подтверждённых актами, счетами. Этот расчёт соответствует законодательству, документально подтверждён, является верным.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для отмены решения суда нет.
Ответчик не представил во исполнение определения апелляционного суда от 29.05.2018 подлинный чек-ордер об уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, поэтому эта пошлина взыскивается с него в доход бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09 апреля 2018 года по делу N А66-101/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Коммунальное хозяйство Зубцовского района - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Коммунальное хозяйство Зубцовского района (ОГРН 1146914001475, ИНН 6923007969) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.