г. Вологда |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А05-17115/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 июня 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
при участии от администрации муниципального образования "Кулойское" Трофимовой О.Л. по доверенности от 11.12.2017, от общества с ограниченной ответственностью "Луч" директора Маликова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Кулойское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 февраля 2018 года по делу N А05-17115/2017 (судья Булатова Т.Л.),
установил:
администрация муниципального образования "Кулойское" (место нахождения: 165100, Архангельская область, Вельский район, рабочий поселок Кулой, улица Комсомольская, дом 58; ОГРН 1052907034696, ИНН 2907011015; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Луч" (место нахождения: 165100, Архангельская область, Вельский район, рабочий поселок Кулой, улица Комсомольская, дом 58, помещение 1-Н;
ОГРН 1162901054777, ИНН 2907016944; далее - Общество) о признании недействительными ничтожных сделок - дополнительных соглашений от 01.09.2016, 03.10.2016, 18.10.2016, 23.01.2017, 14.03.2017, 07.04.2017, 17.04.2017 к договору управления многоквартирными домами от 20.06.2016 N 110516/0142190/01, о применении последствий недействительности ничтожных сделок в виде обязания ответчика считать не выбывшими из списка домов приложения 1"Список многоквартирных домов, переданных в управление" на дату заключения соответствующего ничтожного дополнительного соглашения, следующие дома, расположенные по адресу: поселок Кулой Вельского района Архангельской области: соглашение от 01.09.2016 - по улице Гагарина, дома 44, 58Е,63; улице Зеленая, дом 8, улице Кирова, дома 4, 12; улице Комсомольская, дома 27, 38А, 55, 57; улице Ленина, дома 44, 67, 68; улице Ломоносова, дом 6; улице Пионерская, дом 7; улице Победы, дом 14; соглашение от 03.10.2016 - по улице Кирова, дом 3; соглашение от 18.10.2016 - по улице Кооперативная, дом 16; соглашение от 23.01.2017 - по улице Зеленая, дома 3, 5; улице Ленина, дом 1; улице Пионерская, дом 15; соглашение от 14.03.2017 - по улице Комсомольская, дом 29, улице Ремесленная, дом 10; улице Гагарина, дом 46; соглашение от 07.04.2017 - по улице Дзержинского, дом 4; соглашение от 17.04.2017 - по улице Гагарина, дом 61.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20.02.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Администрация с решением не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что суд не исследовал и не оценил представление прокурора Вельского района Архангельской области об устранении нарушения жилищного законодательства от 20.10.2016 N 434Ж-2016, решение Вельского районного суда от 23.01.2017 N 5-4/2017 об отказе в привлечении к административной ответственности.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании возражали относительно ее удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 20.06.2016 по итогам конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами между Обществом (управляющая организация) и Администрацией, заключен договор управления многоквартирными домами N 110516/0142190/01, согласно предмету которого, на основании пункта 2.1 в соответствии с условиями настоящего договора управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении 1 "Список многоквартирных домов переданных в управление", в течение срока действия договора, за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, а именно:
а) оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирными домами, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
б) предоставлять установленные Договором коммунальные услуги Собственникам в многоквартирных домах и иным, пользующимся помещениями доме лицам (далее - пользователи), в порядке, установленном в разделе 3 настоящего договора;
в) осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность.
Впоследствии в соответствии с протоколами общих собраний жильцов вышеуказанных домов, жильцами избран способ управления домами - непосредственное управление.
В связи с изложенным, истцом заключены с ответчиком соглашения от 01.09.2016, от 03.10.2016, от 18.10.2016, от 23.01.2017, от 14.03.2017, от 07.04.2017, от 17.04.2017 об исключении спорных домов из управления ответчика.
Прокуратурой Вельского района Архангельской области 25.10.2016 в адрес истца вынесено представление, в котором указано на то, что в рассматриваемых домах доля собственности муниципального образования "Кулойское" превышает 50 %, в связи с чем на основании статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) переход данных домов на непосредственное управление противоречит действующему законодательству.
Решением Вельского районного суда Архангельской области от 02.05.2017 по делу N 2а-429/2017 удовлетворено требование по административному исковому заявлению прокурора к истцу о признании незаконным бездействия по проведению конкурса по выбору управляющей организации по управлении многоквартирными домами и по обязании администрации МО "Кулойское" проведения в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ открытого конкурса по выбору управляющей организации многоквартирных домов.
Открытый конкурс, организованный в августе 2017 года Администрацией на право заключения договора управления многоквартирными домами, не состоялся, что подтверждается протоколом от 08.09.2017 N 1вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.
Администрация направила ответчику претензию о применении последствий недействительности ничтожных сделок - спорных соглашений, которая оставлена без удовлетворения.
Считая, что заключенные соглашения противоречат части 2 статьи 163 ЖК РФ, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции признал требования незаконными и отказал в их удовлетворении.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым решением ввиду следующего.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 указанного Кодекса).
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (в редакции, действовавшей на 01.04.2013), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 данного Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В части 8 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
Заключение дополнительных соглашений от 01.09.2016, 03.10.2016, 18.10.2016, 23.01.2017, 14.03.2017, 17.04.2017, 17.04.2017 не противоречит действующему законодательству, поскольку не лишает права заключить договор управления в отношении спорных домов с иной управляющей организацией, отобранной по конкурсу, в соответствии с пунктом 4 статьи 161 ЖК РФ.
В данном случае, Администрация, в связи с тем, что открытый конкурс на право управления домами не состоялся, не лишена права объявить указанный конкурс повторно, для соблюдения положений пункта 2 статьи 163 ЖК РФ.
В связи с этим представление прокурора Вельского района Архангельской области от 20.10.2016 N 434Ж-2016, решение Вельского районного суда от 23.01.2017 N 5-4/2017 не имеют правового значения для настоящего дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
На основании изложенного, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имелось.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 февраля 2018 года по делу N А05-17115/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Кулойское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.