г. Воронеж |
|
27 июня 2018 г. |
Дело N А64-7946/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Кораблевой Г.Н., |
судей |
Седуновой И.Г., |
|
Поротикова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелгуновой Д.О.,
при участии:
от муниципального образования - городской округ город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбов: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Управдом 68": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городской округ город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбов на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.03.2018 по делу N А64-7946/2017 (судья Захаров А.В.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управдом 68" (ОГРН 1086829000059, ИНН 6829040045) к муниципальному образованию - городской округ город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбов (ОГРН 1066829055732, ИНН 6829028489) о взыскании 5 518 руб. 96 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управдом 68" (далее - ООО "Управдом 68", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию - городской округ город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова (далее - Жилищный комитет администрации г. Тамбова, ответчик) с исковым заявлением о взыскании задолженности по установке общедомового прибора учета теплоснабжения в многоквартирном доме N 183 "Б" по ул.К.Маркса г.Тамбова в размере 5 518 руб. 96 коп.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.03.2018 исковые требования ООО "Управдом 68" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Жилищный комитет администрации г.Тамбов обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области от 14.03.2018, в связи с чем просит его отменить в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции стороны явку своих полномочных представителей не обеспечили.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.03.2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Жилищного комитета администрации г.Тамбов - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания" и собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тамбов, ул. К.Маркса, д. 183 "Б" (собственники), заключен договор управления многоквартирным домом N 286/12 от 31.03.2008 (далее - договор управления).
В соответствии с пунктом 2.1 договора управления собственники передают управляющей компании функции по управлению многоквартирным домом, а управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять предусмотренные настоящим договором работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечить предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в дано, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, предусмотренную настоящим договором.
Согласно пункту 3.1.5 договора управления управляющая компания обязана в случае принятия общим собранием собственников решения о проведении работ по реконструкции, текущему и (или) капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не включенных в приложение N 2 к договору и об оплате указанных работ, обеспечить выполнение данных работ на основании дополнительного соглашения к договору.
Пунктом 4.1 договора управления установлено, что собственники производят оплату в рамках договора за следующие работы и услуги:
- коммунальные услуги, указанные в разделе 1 договора (электроснабжение мест общего пользования управляющая компания вправе выделять отдельной строкой единого платежного документа);
- содержание и ремонт общего имущества, за работы по капитальному ремонту общего имущества, за вывоз твердых и жидких бытовых отходов, за обслуживание лифтового хозяйства и внутридомовых газопроводов управляющая компания вправе выставлять отдельные счета либо, при расчетах по единому платежному документу, выделять данные платежи отдельными строками;
- управление многоквартирным домом, в том числе за работы и услуги, указанные в пункте 3.1.1 договора.
Срок внесения платежей устанавливается в соответствии с действующим законодательством и указывается в платежном документе.
Договор вступает в силу с 31.03.2008 и заключен сроком на 5 лет (пункт 9.1 договора управления).
Согласно пункту 9.6 договор управления считается ежегодно пролонгированным на тех же условиях на тот же срок, при условии, если ни одна из сторон письменно не заявит о его расторжении не позднее, чем за 30 дней до окончания срока его действия.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания" переименовано в ООО "Управдом 68", что подтверждается изменениями в Устав, листом записи Единого государственного реестра юридических лиц.
31.03.2017 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тамбов, К.Маркса, д.183 "Б", принято решение об установке общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, утверждена смета в размере 207 587 руб.; установлено произвести сбор денежных средств с собственников в размере 42 руб. 78 коп. с 1 кв. м с рассрочкой платежа с течение 3 месяцев (с мая 2017 года по июль 2017 года) (протокол общего собрания от 31.03.2017).
17.07.2017 между ООО "Управдом 68" (заказчик) и ООО "Интерьер-Сервис" (подрядчик) был заключен договора подряда N 45/17-У68 (далее - договор подряда), согласно пункту 1.1 которого заказчик в рамках исполнения функций управляющей организации, действующий в интересах собственников помещений многоквартирного дома и за их счет, поручает подрядчику выполнить работы по установке общедомового прибора учета теплоснабжения в многоквартирном доме N 183 Б по ул. К.Маркса г.Тамбова, подрядчик обязуется выполнить работы и сдать результат заказчику, а заказчик принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 2.1 договора подряда цена договора составляет 175 987 руб.
Согласно пункту 2.4 договора подряда заказчик выплачивает подрядчику аванс 30% от сметной стоимости работ, указанной в пункте 2.1 договора в течение 30 банковских дней с момента подписания договора, оставшаяся сумма выплачивается заказчиком после подписании сторонами акта о приемке выполненных работ (по форме КС-1) в течение 10 банковских дней по мере поступления денежных средств собственников помещений, начисленных по строке "капитальный ремонт" единых платежных документов за период с мая по июль 2017 года.
Срок выполнения работ - до 01.09.2017 (пункт 3.1 договора подряда).
Работы выполнены ООО "Интерьер-Сервис" и приняты ООО "Управдом 68" по акту о приемке выполненных работ N 2 от 31.08.2017 на сумму 175 987 руб. (л.д. 20-25), стоимость соответствует справке о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 31.08.2017 на сумму 175 987 руб. (л.д.19).
В многоквартирном доме N 183 Б по ул. К.Маркса г. Тамбова расположена квартира 11 общей площадью 43 кв.м, принадлежащая на праве собственности муниципальному образованию городской округ - город Тамбов, что подтверждается письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова N 30-50-1098/17 от 04.12.2017.
Договор управления многоквартирным домов по адресу: г.Тамбов, по ул.К.Маркса, д.183 Б, муниципальным образованием городской округ - город Тамбов не заключен, что не оспаривается ответчиком.
В рамках исполнения обязательств по договору управления истец оказал ответчику услуги по установке общедомового прибора учета теплоснабжения в многоквартирном доме стоимостью 5 518 руб. 96 коп.
Факт выполнения работ по установке общедомового прибора учета теплоснабжения в многоквартирном доме подтверждается представленными в материалы дела договором подряда N 45/17-У68, актом о приемке выполненных работ N 2 от 31.08.2017, справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 31.08.2017.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии введен в эксплуатацию, что подтверждается актом от 18.10.2017.
Истцом была направлена претензия N ИСП1612 от 21.09.2017 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Вышеуказанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности в сумме 5 518 руб. 96 коп.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Статьей 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, доля собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Из части 6.2 статьи 155 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, следует, что ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 4 статьи 39 ЖК РФ).
Согласно пункту 38 (1) "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома общедомовыми приборами учета (ОДПУ) используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен ОДПУ, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
В то же время из статей 161, 162 ЖК РФ, пункта 16 Правил N 491 следует, что для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 ЖК РФ, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
Между тем, из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
Управляющая компания, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме и лишенное возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных собственников, не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 162 ЖК РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 ЖК РФ).
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, принято решение об установке общедомового прибора учета теплоснабжения в многоквартирном доме и оплате собственниками расходов по установке прибора учета с рассрочкой платежей. На момент обращения в суд срок рассрочки истек, ответчик не погасил в полном объеме указанные расходы.
Учитывая, что истец исполнил свои обязательства надлежащим образом, а ответчиком не был оспорен факт наличия задолженности, требования ООО "Управдом 68" о взыскании задолженности по установке общедомового прибора учета теплоснабжения в многоквартирном доме N 183 "Б" по ул.К.Маркса г.Тамбова в размере 5 518 руб. 96 коп. обоснованны, правомерны и подлежали удовлетворению.
В силу статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. На основании вышеизложенного, суд области верно посчитал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Статья 8 решения Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 27.06.2007 N 402 "Об утверждении Положений об органах администрации города Тамбова с правами юридического лица" (с учетом изменений от 28.03.2018 N796) устанавливает основные задачи Жилищного комитета администрации г.Тамбова: организация управления многоквартирными домами в рамках полномочий, определенных действующим законодательством; обеспечение выполнения полномочий администрации города, предусмотренных жилищным законодательством, Уставом города Тамбова; осуществление функции главного распорядителя средств бюджета городского округа - город Тамбов в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
На основании изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм права.
Арбитражный суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 14.03.2018 не имеется.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.03.2018 по делу N А64-7946/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования - городской округ город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбов - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Кораблева |
Судьи |
И.Г. Седунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.