г. Санкт-Петербург |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А21-12661/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Глазкова Е.Г., Зайцевой Е.К.
при ведении протокола судебного заседания: Вовчок О.В.
при участии:
регистрирующий орган: Дерогов С.А. (дов. 18.12.17)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11081/2018) Межрайонной ИФНС N 1 по Калининградской области
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2018 по делу N А21-12661/2017 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению Стучеброва А.А. к МИФНС N 1 по Калининградской области
о признании недействительным решения,
третье лицо: ООО "Калининградтрансэнерго",
установил:
Стучебров Александр Анатольевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области (ОГРН 1103925777779, ИНН 3904999991; 236022, г.Калининград, ул.Мусоргского, д.10А) (далее - регистрирующий орган) N 17668А от 15.09.2017 об отказе внесения сведений о ООО "Калининградтрансэнерго" (далее Общество), содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ООО "Калининградтрансэнерго".
Решением суда первой инстанции от 28.03.2018 заявление удовлетворено: признано недействительным решение регистрирующего органа N 17668А от 15.09.2017 об отказе внесения сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, как несоответствующее Федеральному закону N 129-ФЗ от 08.08.2011 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации); на регистрирующий орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления Стучеброва Александра Анатольевича.
На решение суда регистрирующим органом подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить обжалуемый судебный акт, указав, что отказ в регистрации являлся законным.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что в целях проверки достоверности сведений в документах, представленных на регистрацию, регистрирующим органом было принято решение о приостановлении государственной регистрации; данное решение было отправлено в МФЦ для вручения заявителю; заявитель данное решение в МФЦ не получил; в срок, указанный в решении о приостановлении регистрации, для дачи пояснений заявитель не явился; неявка заявителя дает основания для возникновения у регистрирующего органа обоснованных сомнений в реальности намерений заявителя относительно ведения финансово-хозяйственной деятельности Обществом; по окончании срока было вынесено оспариваемое решение; положения подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о госрегистрации применены правомерно.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель регистрирующего органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, в соответствии со ст. 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Из материалов дела следует, что 10.08.2017 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области от Стучеброва А.А. поступило заявление по форме N Р14001 о государственной регистрации прекращения полномочий генерального директора ООО "Калининградтрансэнерго" Басанцева Ю.А. и назначении таковым Стучеброва А.А.
Рассмотрев указанное заявление, 17.08.2017 регистрирующий орган принял решение о приостановлении государственной регистрации в отношении ООО "Калининградтрансэнерго", 15.09.2017 - решение N 17668А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о госрегистрации ввиду непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов, определенных в статье 12 указанного Закона.
Полагая решение об отказе в государственной регистрации незаконным, Стучебров А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации регламентированы главами VI и VIII Закона о государственной регистрации.
В статье 23 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью.
На основании статьи 17 данного Закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, и документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 1.2 той же нормы статьи 9 Закона о госрегистрации заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Пунктами 4, 4.1 ст. 9 Закона о госрегистрации определено, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В пункте 23 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что в соответствии с пунктом 3 статьи 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
При этом в силу пункта 4.1 статьи 9, пункта 1 статьи 23 Закона о госрегистрации уполномоченный государственный орган не осуществляет проверку представленных документов на их соответствие федеральным законам или иным нормативным правовым актам, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Например, названный орган, по общему правилу, не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.
Судом первой инстанции установлено и подателем жалобы не оспаривается, что 10.08.2017 Стучебров А.А. представил заявление, соответствующее форме Р14001. На листе К страницы 003-004 заявления Р14001 - сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - указаны сведения о Стучеброве Александре Анатольевиче. Его личность удостоверена нотариусом Калининградского городского нотариального округа Панасюк Т.Н. На листе Р страницы 008 заявления Р14001 заявителем подтверждено, что изменения, вносимые в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и являются достоверными.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статей 65, 68, 71 АПК РФ, руководствуясь изложенными выше нормами права и разъяснениями по их применению, содержащимися в частности в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25, при отсутствии доказательств о наличии возражений иных лиц относительно совершения спорного регистрационного действия, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование, при том, что опровергающих доказательств регистрирующий орган суду не представил.
Доводы подателя жалобы о том, что сомнения в достоверности представленных на регистрацию сведений подтверждаются неявкой заявителя за решением о приостановлении регистрационного действия, а также его неявкой в регистрирующий орган для дачи пояснений в установленный данным решением срок, подлежат отклонению. С учетом отсутствия в регистрирующем органе заявлений от заинтересованных лиц относительно проведения спорной регистрации у него отсутствовали правовые основания для инициации проверочных мероприятий. Следовательно, указанные регистрирующим органом действия (бездействие) заявителя правового значения не имеют; связанность данных обстоятельств с недостоверностью представленных сведений является надуманной.
Учитывая изложенное, обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, основания для его отмены по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2018 по делу N А21-12661/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12661/2017
Истец: Стучебров Александр Анатольевич
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области
Третье лицо: ООО "КалининградТрансЭнерго", Соловьев Алексей Николаевич