г. Пермь |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А71-21786/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Варакса Н.В., Гладких Е.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.
при участии:
от заявителя акционерного общества "Глазовский дормостстрой" (ИНН 1837003383, ОГРН 1071837001070) - Ермолович А.В., предъявлен паспорт, доверенность от 15.06.2018;
от заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ИНН 1831044305, ОГРН 1021801162679) - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица прокурора Сарапульского района Удмуртской Республики - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя акционерного общества "Глазовский дормостстрой"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 февраля 2018 года
по делу N А71-21786/2017,
принятое судьей Коковихиной Т.С.,
по заявлению акционерного общества "Глазовский дормостстрой"
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
третье лицо: прокурор Сарапульского района Удмуртской Республики
об отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Акционерное общество "Глазовский дормостстрой" (далее - заявитель, АО "Глазовский дормостстрой") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Минприроды УР) от 23.11.2017 N 58/1-С о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 февраля 2018 года (резолютивная часть решения объявлена 20.02.2018) оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части назначения наказания, АО "Глазовский дормостстрой" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что АО "Глазовский дормостстрой" является землепользователем земельного участка на основании государственного контракта N 0113200003817000059-0211397-01, договора субподряда N ИДП483 и в рассматриваемом случае имеет право осуществлять добычу полезных ископаемых без оформления лицензии. Указывает, что добыча суглинка осуществлена АО "Глазовский дормостстрой" для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Присутствующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным; просит решение оставить в силе, в удовлетворении жалобы отказать.
Прокуратура Сарапульского района представила отзыв на апелляционную жалобу, по мотивам, указанным в нем, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание в суде апелляционной инстанции проведено в порядке ст. 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи, организованной в порядке судебного поручения Арбитражным судом Удмуртской Республики, которым удостоверены личности и проверены полномочия участвующего в судебном заседании представителя заявителя.
Судом в порядке статьи 159 АПК РФ рассмотрено и удовлетворено заявление прокурора Сарапульского района Удмуртской Республики о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 АПК РФ рассмотрено ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела письма Минприроды УР от 05.04.2018 N 01/1-18/3457 о разъяснении порядка получения лицензии и удовлетворено на основании ст. 268 АПК РФ.
Приложенные заявителем к апелляционной жалобе дополнительные документы (постановление Минприроды УР от 23.11.2017 N 58/1-С; представление от 23.11.2017) судом апелляционной инстанции не приобщены к материалам дела на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, указанные документы имеются в материалах дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 26.09.2017 ведущим специалистом-экспертом отдела земельных отношений Администрации Муниципального образования "Сарапульский район" совместно с прокурором Сарапульского района при обследовании земельного участка по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, территория Муниципального образования "Мазунинское" в кадастровом квартале 18:18:022003 установлено, что на момент обследования ведутся работы по выемке и транспортировке грунта; в ходе обследования проведены обмеры земельного участка с использованием геодезического оборудования в трех точках (акт обследования от 26.09.2017 N 85-2017 (л.д.67-70, т.1)).
16.10.2017 проводился осмотр данного земельного участка в целях определения объема добытых общераспространенных полезных ископаемых.
При рассмотрении материалов о нарушениях законодательства о недрах прокурором установлено, что в период с 27.09.2017 по 13.10.2017 АО "Глазовский дормостстрой" при исполнении обязательств по реконструкции автомобильной дороги Костино-Камбарка км 10+200-км 44+200 (4 пусковой комплекс) по договору субподряда ИДП483, заключенному с АО "ДП "Ижевское" 27.09.2017, с использованием собственных транспортных средств (автомобили марки КАМАЗ государственный регистрационный знак В999СО, КАМАЗ государственный регистрационный знак С657РО18, КАМАЗ государственный регистрационный знак О749УР18, КАМАЗ государственный регистрационный знак Р516РР18, экскаватор HYUNDAI государственный регистрационный знак 2580УО18), а также арендованных транспортных средств, осуществляло пользование недрами - выемку глубиной более 5 метров и транспортировку грунта - глины объемом не менее 8037 куб.м на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения на территории МО "Мазунинское" Сарапульского района в кадастровом квартале 18:18:022003 на дорогу Костино-Камбарка, без лицензии на право пользование недрами.
В рассматриваемом случае проверка в отношении конкретного хозяйствующего субъекта прокурором не проводилась, проводилась проверка соблюдения требований земельного законодательства и законодательства о недрах применительно к земельному участку по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, территория Муниципального образования "Мазунинское" в кадастровом квартале 18:18:022003.
По результатам рассмотрения материалов о нарушении законодательства о недрах прокурором Сарапульского района вынесено постановление от 25.10.2017 о возбуждении в отношении АО "Глазовский дормостстрой" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ - пользование недрами без лицензии на пользование недрами (л.д.49-50, т.1).
Указанное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и иные материалы административного дела направлены в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики для рассмотрения.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики принято постановление от 23.11.2017 N 58/1-С о привлечении АО "Глазовский дормостстрой" к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
АО "Глазовский дормостстрой", не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения, вместе с тем, с учетом положений ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ изменил назначенное обществу наказание, снизив размер штрафа до 400 000 рублей.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Таким образом, пользование недрами, сопряженное с добычей общераспространенных полезных ископаемых, обусловлено наличием лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.
В п. 6.1 ст. 3 Закона о недрах указано, что к общераспространенным полезным ископаемым отнесены полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Удмуртской Республике, утвержденным распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 18-р, Правительством Пермского края N 266-р от 13.04.2009, общераспространенными полезными ископаемыми являются, в частности суглинки, супеси (кроме используемых в цементной промышленности).
Имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актом обследования земельного участка от 26.09.2017 подтверждается, что период с 27.09.2017 по 13.10.2017 АО "Глазовский дормостстрой" при исполнении обязательств по реконструкции автомобильной дороги Костино-Камбарка км 10+200-км 44+200 (4 пусковой комплекс) по договору субподряда от 27.09.2017 N ИДП483, заключенному с АО "ДП "Ижевское", с использованием собственных и арендованных транспортных средств, осуществляло добычу суглинка на земельном участке из категории земель сельхозназначения на территории МО "Мазунинское" Сарапульского района в кадастровом квартале 18:18:022003 и его транспортировку на дорогу Костино-Камбарка, без лицензии на право пользование недрами.
Доводы АО "Глазовский дормостстрой" об отсутствии в рассматриваемом случае обязанности по получению лицензии на добычу полезных ископаемых со ссылкой на то, что пользование земельным участком осуществлялось им для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, судом отклоняются на основании следующего.
В ст. 19 Закона о недрах предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе.
При этом под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (Заказчик) и АО "ДП "Ижевское" (Подрядчик) заключен государственный контракт N 0113200003817000059-0211397-01, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по реконструкции участков автомобильной дороги Костино - Камбарка км 10-200 - км 44+200 в Сарапульском районе (4 пусковой комплекс). Согласно п. 2.1 вышеуказанного договора общая стоимость работ, выполняемая в рамках договора, составляет 490 970 057 руб. (л.д.4-12, т.2).
В свою очередь, 27.09.2017 между АО "ДП "Ижевское" (Подрядчик) и АО "Глазовский дормостстрой" (Субподрядчик) заключен договор субподряда ИДП483, в соответствии с которым Подрядчик поручает, а Субподрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по реконструкции участков автомобильной дороги Костино - Камбарка км 10-200 - км 44+200 в Сарапульском районе (4 пусковой комплекс) (л.д.90-94, т.1).
В материалах дела имеется копия постановления Администрации МО "Сарапульский район" от 11.10.2016 N 1242, согласно которому спорный земельный участок из категории земель неразграниченной государственной собственности на территории МО "Мазунинское" Сарапульского района в кадастровом квартале 18:18:022003 разрешено использовать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики без предоставления и установления сервитута, находящийся в неразграниченной государственной собственности для размещения сосредоточенного резерва грунта на период реконструкции автодороги Костино-Камбарка км 10+200-км 44+200 (л.д.39-40, т.2).
Помимо этого в материалы дела представлено письмо Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 28.08.2017 N 5211/01-52 в адрес АО "ДП "Ижевское", в котором указано, что на запрос по определению грунтового карьера для выполнения работ по устройству земляного полотна для реконструкции автомобильной дороги Костино-Камбарка км 10+200-км 44+200 направляется постановление Администрации МО "Сарапульский район" от 11.10.2016 N 1242 о выдаче разрешения на использование земельного участка в кадастровом квартале 18:18:022003 для размещения сосредоточенного резерва грунта на период реконструкции объекта (л.д.51, т.2).
Вместе с тем, проанализировав нормы действующего законодательства применительно к обстоятельствам настоящего дела, суд апелляционной инстанции полагает, что указанные выше документы, равно как и представленное апеллянтом письмо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 05.04.2018, не свидетельствуют о возможности использования спорного земельного участка для добычи грунта без лицензии, поскольку из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае использование общераспространенных полезных ископаемых осуществлялось собственником или арендатором земельного участка, землепользователем для собственных личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины АО "Глазовский дормостстрой" в совершении вменяемого ему административного правонарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом исследован, при этом вина общества заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм действующего законодательства. Следует отметить, что, осуществляя экономическую деятельность, общество обязано знать и соблюдать нормы законодательства о недрах, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства и условий лицензий в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях АО "Глазовский дормостстрой" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, руководствуясь п. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, снизил размер назначенного АО "Глазовский дормостстрой" административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, - до 400 000 рублей. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Правовых оснований для замены штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1, ст. 3.4 КоАП РФ не имеется, поскольку сведения о том, что АО "Глазовский дормостстрой" является субъектом малого или среднего предпринимательства в материалах дела и на официальном сайте Федеральной налоговой службы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствуют. Кроме того, не установлено предусмотренных ст. 3.4 КоАП РФ условий об отсутствии угрозы причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом также не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степень общественной опасности совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
При вышеизложенных обстоятельствах, принимая их в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для принятия и удовлетворения доводов апелляционной жалобы заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы апелляционной жалобы заявителя не опровергают по существу выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, а также подтверждающих данные обстоятельства доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 февраля 2018 года по делу N А71-21786/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Глазовский дормостстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Н. В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.