г. Москва |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А40-26902/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Валюшкиной В.В., Александровой Г.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ароян А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 апреля 2018 года
по делу N А40-26902/18, принятое судьей Масловым С.В. (150-171),
по иску ЗАО "Траст-Ойл" (ОГРН 1077746037160)
к ответчикам: 1) Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994),
2) Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова
(ОГРН 1027739132520)
третьи лица: 1) Министерство культуры Российской Федерации,
2) Правительство Москвы, 3) Департамент городского имущества города Москвы,
об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта, согласно инвестиционному договору, о выделении в натуре доли в праве на результаты инвестиционной деятельности по инвестиционному договору и о признании права собственности на указанную долю
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Марков Я.А., Абрамов А.А., Егорян Г.Г. по доверенности от 07.02.2018;
от ответчиков: от 1-го: Давтян А.М. по доверенности от 29.12.2017;
от 2-го: не явился, извещен
от третьих лиц: от 1-го: не явился, извещен
от 2-го: Пелевина Е.А. по доверенности от 18.01.2018;
от 3-го: Пелевина Е.А. по доверенности от 27.12.2017;
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Траст-Ойл" (далее - Истец, Инвестор) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Ответчик 1, Росимущество) и Федерального государственного бюджетного учреждения культуры Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова (далее - Ответчик 2, Театр) подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно Инвестиционному договору от 23.06.2003 года N 01-30/529 по строительству многофункционального торгово-делового комплекса с малой сценой театра им. Евгения Вахтангова по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 24, и Инвестиционному договору от 23.06.2003 года N 01-30/528 по строительству многофункционального комплекса по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д.39, в предложенной истцом редакции, а также о выделе в натуре доли истца в праве на результаты инвестиционной деятельности по Инвестиционному договору от 23.06.2003 N 01-30/528 в редакции Дополнительных соглашений N 1 от 24.03.2008, N 2 от 17.05.2011, N 3 от 23.03.2015, и Инвестиционному договору от 23.06.2003 N 01-30/529 в редакции Дополнительных соглашений N 1 от 24.03.2008, N 2 от 17.05.2011, N 3 от 23.03.2015, и признании права собственности ЗАО "Траст-Ойл" на указанную долю.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 апреля 2018 года по делу N А40-26902/18 исковые требования удовлетворены в части требований об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта. В удовлетворении требований о выделе в натуре доли истца отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, 1-й ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал.
Представители истца доводы апелляционной жалобы отклонили за необоснованностью. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель 2-го и 3-го третьих лиц по доводам апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие 2-го ответчика и 1-го третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение протокола о намерениях от 27.03.2002, подписанного Росимуществом, Театром, Министерством культуры Российской Федерации и Инвестором, и в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 637-ПП от 13.08.2002 заключены:
Инвестиционный контракт N 12-2036/рп-2 от 20.01.2003 с дополнительными соглашениями N 1 от 22.02.2005, N 2 от 28.05.2007, N 3 от 19.12.2011, N 4 от 31.01.2013, N 5 от 05.02.2015 между Правительством Москвы, Театром и Инвестором (далее - Инвестконтракт 1);
Инвестиционный контракт N 12-2037/рп-2 от 20.01.2003 с дополнительными соглашениями N 1 от 11.01.2004, N 2 от 28.05.2007, N 3 от 19.12.2011, N 4 от 31.01.2013, N 5 от 04.02.2015 между Правительством Москвы, Театром и Инвестором (далее - Инвестконтракт 2);
Инвестиционный договор N 01-30/528 от 23.06.2003 в редакции Дополнительных соглашений N 1 от 24.03.2008, N 2 от 17.05.2011, N 3 от 23.03.2015 между Росимуществом, Театром и Инвестором (далее - Инвестдоговор 1);
Инвестиционный договор N 01-30/529 от 23.06.2003 в редакции Дополнительных соглашений N 1 от 24.03.2008, N 2 от 17.05.2011, N 3 от 23.03.2015 между Росимуществом, Театром и Инвестором (далее - Инвестдоговор 2).
Согласно условиям Инвестдоговора 1 доля, подлежащая оформлению в собственность Российской Федерации, составляет 30,95% от общей площади нового объекта по адресу г. Москва, ул. Арбат, вл. 39, стр. 1,2, вл. 41, стр. 1,2 (далее - Объект 1). Доля, подлежащая оформлению в собственность Инвестора, составляет 69,05% от общей площади Объекта 1. При этом согласно п. 4.4. Инвестдоговора 1 доля, причитающаяся Российской Федерации, до завершения строительства Объекта 1 подлежала передаче Инвестору в обмен на здания по адресу: г. Москва, Б. Николопесковский переулок, д. 4, стр. 2, стр. 5, располагавшиеся на земельном участке по ул. Арбат, вл. 24, которые Инвестор должен был реконструировать и выкупить у г. Москвы (далее - Объект 2). Таким образом, 100% доли в общей площади Объекта 1 по результатам реализации инвестиционного проекта подлежало передаче Истцу.
Согласно условиям Инвестдоговора 2 доля, подлежащая оформлению в собственность Инвестора, составляет 100% от общей площади нового объекта, построенного на земельном участке по адресу г. Москва, ул. Арбат, д.24 (далее - Объект 3). Доля, подлежащая оформлению в собственность Российской Федерации для передачи в оперативное управление Театру, составляет 100 % от общей площади реконструированного здания по адресу г. Москва, ул. Арбат, д.26/2/3 стр.1,2, площадью не менее 2 300 кв.м. (далее - Объект 4).
Росимуществом, Театром и Инвестором 18.04.2008 подписаны акт о выполнении работ первого этапа реализации инвестиционного договора N 01-30/528 от 23.06.2003 и акт о выполнении работ первого этапа реализации инвестиционного договора N 01-30/529 от 23.06.2003. Согласно указанным актам сторонами утверждена исходно-разрешительная и проектная документация по осуществлению инвестиционного проекта.
Указанные акты подписаны Росимуществом и Театром без замечаний, из них следует, что Объект 2 и Объект 4 подлежали сносу, на их месте запланировано строительство объекта, присоединенного к существовавшим площадям Театра, расположенным по адресу город Москва, ул. Арбат, д. 26 -многофункционального делового комплекса, создаваемого на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 24.
В результате реализации инвестиционного проекта созданы следующие объекты:
здание многофункционального комплекса площадью 10 517,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 39 (строительный адрес: г. Москва, ул. Арбат, вл. 39, стр. 1,2, вл. 41, стр. 1,2), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 77-104000-007453-2016 от 31.08.2016);
здание многофункционального торгово-делового комплекса и малой сцены театра им. Евгения Вахтангова общей площадью 24 647,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д.24 (строительный адрес: г. Москва, ул. Арбат, вл.24, 26/2/3, стр. 1,2, Большой Николопесковский пер., вл. 4, стр. 2,5), в том числе: 1-й пусковой комплекс площадью 18 355 кв.м. (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU77104000-005569 от 28.03.2014), 2-й пусковой комплекс площадью 6 292,9 кв.м. (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 77-104000-006630-2015 от 15.07.2015).
Согласно проекту Акта о результатах реализации инвестиционного проекта, предложенному Истцом, во исполнение Инвестдоговора 1 предполагается передача в пользу Российской Федерации, с последующим закреплением в оперативное управление Театра - объекта площадью 3 992,9 кв.м., являющегося частью второго пускового комплекса здания многофункционального торгово-делового комплекса и малой сцены театра им. Евгения Вахтангова, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 24.
Во исполнение Инвестдоговора 2 предполагается передача в пользу Российской Федерации, с последующим закреплением в оперативное управление Театра, объекта площадью 2 300 кв.м., являющегося частью второго пускового комплекса здания многофункционального торгово-делового комплекса и малой сцены театра им. Евгения Вахтангова, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 24.
По мнению Истца, такое распределение соответствует условиям Инвестдоговора 1 и Инвестдоговора 2 с учетом изменений, внесенных Актом о выполнении работ первого этапа реализации инвестиционного договора N 01-30/528 от 23.06.2003 и Актом о выполнении работ первого этапа реализации инвестиционного договора N 01-30/529 от 23.06.2003. Объекты соответствуют требованиям к площади, месту застройки и функциональному назначению, предусмотренным инвестиционными договорами.
В подтверждение своих доводов Истец ссылается на соглашение б/н от 01.08.2015 о предоставлении помещений во временное безвозмездное пользование и об определении эксплуатационной ответственности, согласно которому в 2015 указанные объекты были переданы Инвестором в безвозмездное пользование Театру. При этом, с 2015 переданные Инвестором площади используются Театром для осуществления театральной деятельности.
В обоснование своих требований Истец ссылается на то, что являясь Инвестором, построил и ввел в эксплуатацию здание многофункционального комплекса площадью 10 517,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 39 (строительный адрес: г. Москва, ул. Арбат, вл. 39, стр. 1,2, вл. 41, стр. 1,2, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 77-104000-007453-2016 от 31.08.2016), здание многофункционального торгово-делового комплекса и малой сцены театра им. Евгения Вахтангова общей площадью 24 647,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д.24 (строительный адрес: г. Москва, ул. Арбат, вл.24, 26/2/3, стр. 1,2, Большой Николопесковский пер., вл. 4, стр. 2,5), в том числе: 1-й пусковой комплекс площадью 18 355 кв.м. (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU77104000-005569 от 28.03.2014), 2-й пусковой комплекс площадью 6 292,9 кв.м. (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 77-104000-006630-2015 от 15.07.2015).
Истец также ссылается на проект постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации инвестиционных договоров, заключенных в целях реконструкции малой сцены федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический театр имени Евгения Вахтаногова", согласованный Росимуществом, Министерством экономического развития Российской Федерации и поддержанный на заседании у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 08.06.2017.
Согласно вышеназванному проекту постановления Правительства Российской Федерации во исполнение Инвестдоговора 1 и Инвестдоговора 2 в пользу Российской Федерации передаются объекты, являющиеся частью второго пускового комплекса здания многофункционального торгово-делового комплекса и малой сцены театра им. Евгения Вахтангова, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 24, имеющие площадь и характеристики, аналогичные указанным в проекте Акта о результатах реализации инвестиционного проекта, подготовленном Истцом. Также Истцом заявлено об отсутствии замечаний относительно характеристик создаваемых объектов, выраженных Росимуществом в ходе реализации инвестиционного проекта.
Во исполнение условий указанных инвестиционных договоров Истец 21.06.2017 направил в адрес Ответчиков проект Акта о результатах реализации инвестиционного проекта. Указанный акт был подписан Театром, Росимущество указанный акт не подписало, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства и дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, признал установленное уклонение Департамента от подписания Акта о результатах реализации инвестиционного проекта необоснованным.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и являются правомерными.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", в случае, когда из условий договора усматривается, что каждая из сторон вносит вклады (передает земельный участок, вносит денежные средства, выполняет работы, поставляет строительные материалы и т.д.) с целью достижения общей цели, а именно создания объекта недвижимости, соответствующий договор должен быть квалифицирован как договор простого товарищества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
По условиям Инвестдоговора 1 и Инвестдоговора 2 заказчиком инвестпроекта является Театр, Росимущество осуществляет функцию по принятию объектов недвижимости в собственность Российской Федерации по результатам реализации инвестпроекта, а также функцию по контролю за надлежащим исполнением инвестиционных договоров.
По условиями инвестиционных контрактов и договоров стороны осуществляют вклады. Согласно условиям Инвестконтракта 1 вкладом Правительства Москвы является имущество - здания по адресу город Москва, ул. Арбат 39, стр. 2, ул. Арбат 41, стр. 1,2, а также пер. Б. Николопесковский, дом 4, стр. 2 и 5, а вкладом Инвестора является вывод арендаторов из указанных зданий, строительство (реконструкция) зданий за счет собственных или привлеченных средств.
Согласно условиям Инвестконтракта 2 вкладом Правительства Москвы является предоставление права застройки на земельном участке по адресу город Москва, улица Арбат, владения 24,26, а также права аренды (субаренды) указанных земельных участков. Вкладом Истца является выкуп указанного права застройки.
Согласно условиям Инвестдоговора 1 вкладом Российской Федерации является здание по адресу город Москва, ул. Арбат 39, стр. 1 и сопутствующие права к нему. Вкладом Инвестора являются собственные или заемные средства, внесенные в целях создания объекта по адресу город Москва, ул. Арбат 39.
Согласно условиям Инвестдоговора 2 вкладом Российской Федерации является право на земельный участок, на котором располагалось здание по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 26/2/3 стр. 1 и ул. Арбат, вл. 24. Вкладом Инвестора являются собственные и заемные средства, внесенные в целях создания объекта по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 26/2/3 стр. 1 и ул. Арбат, вл. 24.
Также вкладом Инвестора по указанным инвестиционным договорам и инвестиционным контрактам является осуществление функции заказчика-застройщика при создании объектов недвижимости в рамках исполнения инвестдоговоров и инвестконтрактов.
Согласно положениям пунктов 4.1 и 4.2 Инвестдоговора 1 и пунктов 4.1 и 4.2 Инвестдоговора 2 по окончании создания объектов, подлежащих распределению, сторонами подписывается акт о результатах реализации инвестиционного проекта.
Исковые требования являются, по существу, требованиями о понуждении к исполнению Инвестдоговора 1 и Инвестдоговора 2. Исходя из условий инвестдоговоров, составление акта о результатах реализации инвестиционного проекта является обязанностью сторон, неисполнение которой влечет невозможность регистрации участниками инвестиционных отношений права собственности на инвестиционный объект, поскольку Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ установлены дополнительные требования к документам, необходимым для регистрации права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с публично-правовым образованием либо унитарным предприятием до 1 января 2011 г.
Исходя из положений статей 1, 6 Федерального закона N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиционная деятельность предполагает вложение инвестором в объект предпринимательской или иной деятельности на условиях, предусмотренных инвестиционным контрактом, денежных средств, ценных бумаг, иного имущества или практических действий и возникновение у инвестора прав на результаты таких вложений.
Акт о результатах реализации инвестиционного контракта, подписанный всеми участниками, является итоговым документом, отражающим раздел в натуре, и правоустанавливающим документом, который предоставляется для проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, созданные в процессе инвестиционной деятельности.
Отношения сторон регулируются инвестиционным контрактом, в соответствии с которым оформление имущественных прав сторон по результатам реализации инвестиционного проекта производится в установленном порядке после сдачи объекта в эксплуатацию на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта согласно условиям контракта (п. п. 3.2, 9.2 контракта).
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" дополнен статьей 24.2, в соответствии с которой государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, либо унитарным предприятием до 01.01.2011, и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом.
Таким образом, уклонение стороны инвестиционного контракта, в котором участвует публично-правовое образование, от подписания акта о реализации инвестиционного проекта представляет собой неисполнение договорного обязательства, препятствующее другим его участникам оформить права на объект, созданный на их средства, поэтому иск о понуждении исполнения этого обязательства является надлежащим способом защиты их нарушенных прав.
В обоснование своего отказа от подписания акта, Росимущество ссылается на то, что согласно проекту акта, предложенному Инвестором, площади, передаваемые Российской Федерации (для последующего закрепления в оперативное управление Театра), не соответствуют требованиям к площадям объектов, которые должны были быть переданы Российской Федерации согласно Инвестиционным договорам N 01-30/528 от 23.06.2003 и N 01-30/529 от 23.06.2003 (в редакции данных документов до подписания сторонами актов от 18.04.2008 о выполнении работ первого этапа реализации указанных Инвестиционных договоров).
Данная позиция исследована судебной коллегией и не принимается в качестве обоснованного обстоятельства, дающего ответчику право уклониться от исполнения принятых на себя обязательств.
Пунктом 4.1 Инвестдоговора N 1 стороны установили, что раздел недвижимого имущества (Объекта N 1), созданного в результате реализации Инвестдоговора N 1, будет осуществлен между Инвестором и Росимуществом в следующей пропорции:
- доля, подлежащая оформлению в собственность Российской Федерации, составит 30,95% от общей площади нового объекта;
- доля, подлежащая оформлению в собственность Инвестора, составит 69,05% от общей площади нового объекта.
При этом, согласно п. 4.4. Инвестдоговора N 1, доля, причитающаяся Российской Федерации, в размере 30,95% в Объекте N 1, еще до завершения строительства Объекта N1 подлежала передаче Инвестору в обмен на Объект N 3 (здания по адресу: г. Москва, Б. Николопесковский переулок, д. 4, стр. 2, стр. 5, располагавшиеся на земельном участке по ул. Арбат, вл. 24, которые Инвестор должен был выкупить у г. Москвы).
Инвестором были выполнены обязательства, предусмотренные п. 4.4. Инвестдоговора N 1, по выкупу у г. Москвы Объекта N 3 (зданий по адресу: г. Москва, Б. Николопесковский переулок, д. 4, стр. 2, стр. 5).
Таким образом, воля сторон была направлена на передачу по итогам реализации инвестиционного проекта в собственность Российской Федерации Объекта N 3 общей площадью не менее 2 500 кв.м., а предоставление Российской Федерации права требования в размере 30,95 % в Объекте N 1 было согласовано Сторонами только как механизм обеспечения надлежащего исполнения Инвестором своих обязательств по передаче Объекта N 3 в собственность Российской Федерации.
Пунктом 4.1. Инвестдоговора N 2 стороны установили, что раздел недвижимого имущества, созданного в результате реализации Инвестдоговора N 2, будет осуществлен между Инвестором и Росимуществом в следующей пропорции:
- доля, подлежащая оформлению в собственность Инвестора, составит 100% от общей площади нового объекта (Объекта N 2);
- доля, подлежащая оформлению в собственность Российской Федерации для передачи в оперативное управление Учреждению, составит 100 % от общей площади реконструированного объекта (Объекта N 4).
При этом в соответствии с п. 2.1. Инвестдоговора N 2 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 24.03.2008 г., минимальный размер общей площади реконструированного Объекта N 4 (доля Российской Федерации) должен был составить не менее 2300 кв.м.
В процессе исполнения договора простого товарищества (реализации инвестиционного проекта) сторонами путем подписания Актов от 18.04.2008 о выполнении первого этапа реализации Инвестдоговоров были согласованы и внесены в проект существенные изменения по сравнению с первоначальными условиями Инвестдоговоров N 1 и N 2 и Инвестконтрактов N 1 и N 2, а именно:
здания по адресу: г. Москва, Б. Николопесковский переулок, д. 4, стр. 2, стр. 5 (Объект N 3), которые изначально в соответствии с п. 4.4. Инвестдоговора N 1 подлежали передаче в реконструированном виде Российской Федерации в обмен на 30,95 % от общей площади нового объекта по адресу г. Москва, ул. Арбат, вл. 39, стр. 1,2, вл. 41, стр. 1,2 (Объект N 1), подлежали сносу, а на месте указанных зданий Сторонами было согласовано новое строительство;
восточное крыло здания по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 26/2/3, стр. 1 (Объект N 4), которое изначально подлежало передаче в реконструированном виде Российской Федерации, также подлежало сносу, а на месте указанного здания Сторонами было согласовано новое строительство.
В связи с тем, что по результатам выполнения первого этапа реализации Инвестпроекта Сторонами было утверждено и фактически реализовано внесение изменений в Инвестдоговоры N 1 и N 2 в технической части исполнения указанных договоров, первоначальное распределение результатов инвестиционного проекта путем реконструкции и дальнейшего распределения указанных выше зданий стало фактически невозможным.
Результатом реализации инвестиционного проекта (на основании утвержденной всеми Сторонами проектной документации) стали следующие объекты:
здание многофункционального комплекса площадью 10 517,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 39 (строительный адрес: г. Москва, ул. Арбат, вл. 39, стр. 1,2, вл. 41, стр. 1,2). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 77-104000-007453-2016 от 31.08.2016);
здание многофункционального торгово-делового комплекса и малой сцены театра им. Евгения Вахтангова общей площадью 24 647,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д.24 (строительный адрес: г. Москва, ул. Арбат, вл.24, 26/2/3, стр. 1,2, Большой Николопесковский пер., вл. 4, стр. 2,5), в том числе: 1-й пусковой комплекс площадью 18 355 кв.м. (Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU77104000-005569 от 28.03.2014), 2-й пусковой комплекс площадью 6 292,9 кв.м. (Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 77-104000-006630-2015 от 15.07.2015).
Так как сторонами был утвержден иной порядок реализации Инвестпроекта (согласно которому здания, расположенные по адресу Большой Николопесковский пер., вл. 4, стр. 2,5, подлежали сносу, а вместо них был возведен единый многофункциональный торгово-деловой комплекс), то с учетом цели реализации Инвестпроекта (создание новых площадей, в том числе театральных площадей возле существующего здания театра имени Евгения Вахтангова (ул. Арбат, дом 26), и их последующее распределение между участниками инвестиционного проекта, включая передачу в собственность Российской Федерации и в оперативное управление Театра помещений, необходимых для осуществления Театром своей деятельности) Инвестором было предложено:
- передать Российской Федерации часть 2-го пускового комплекса здания многофункционального торгово-делового комплекса и малой сцены театра им. Евгения Вахтангова, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д.24, площадью 3992,9 кв.м.;
- передать Российской Федерации часть 2-го пускового комплекса здания многофункционального торгово-делового комплекса и малой сцены театра им. Евгения Вахтангова, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д.24, площадью 2300 кв.м.;
- передать Инвестору 1-ый пусковой комплекс здания многофункционального торгово-делового комплекса и малой сцены театра им. Евгения Вахтангова, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д.24, площадью 18 355 кв.м.;
- передать Инвестору здание многофункционального комплекса, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д.39, площадью 10 517,6 кв.м.
Ответчиком заявлено, что предложенное по проекту акта, указанного в исковом заявлении, распределение площадей не соответствует первоначальным условиям Инвестдоговора 1 и Инвестдоговора 2, до подписания Сторонами актов от 18.04.2008 о выполнении работ первого этапа реализации Инвестпроекта.
Указанные доводы несостоятельны ввиду того, что правопредшественником Росимущества - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве (далее - Управление) был подписан Акт о выполнении работ первого этапа реализации инвестиционного договора 2 от 18.04.2008. Управление являлось стороной Инвестдоговоров с 24.03.2008 по 23.03.2015 вследствие упразднения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, что оформлено соответствующими дополнительными соглашениями к Инвестдоговорам 1 и 2.
Суд апелляционной инстанции критически оценивает доводы Росимущества, согласно которым Акт о выполнении работ первого этапа реализации инвестиционного договора N 01-30/528 от 23.06.2003 и Акт о выполнении работ первого этапа реализации инвестиционного договора N 01-30/529 от 23.06.2003 не являются надлежащими документами, на основании которых внесены изменения в Инвестдоговор 1 и Инвестдоговор 2 соответственно.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указанные акты совершены в простой письменной форме, что соответствует форме Инвестдоговора 1 и Инвестдоговора 2. Акт о выполнении работ первого этапа реализации инвестиционного договора N 01-30/528 от 23.06.2003 и Акт о выполнении работ первого этапа реализации инвестиционного договора N 01-30/529 от 23.06.2003 подтверждают надлежащее выполнение первого этапа работ согласно пунктам 5.1 Инвестдоговора 1 и Инвестдоговора 2 соответственно. В пункте 5 Акта о выполнении работ первого этапа реализации инвестиционного договора N 01-30/528 от 23.06.2003 указано, что акт вступает в силу с момента подписания его всеми Сторонами и является неотъемлемой частью Инвестдоговора 1. В пункте 6 Акта о выполнении работ первого этапа реализации инвестиционного договора N 01-30/529 от 23.06.2003 указано, что акт вступает в силу с момента подписания его всеми Сторонами и является неотъемлемой частью Инвестдоговора 2.
Вышеназванные акты подписаны всеми сторонами Инвестдоговоров, а именно правопредшественником Росимущества (Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве), Театром, Инвестором.
В соответствии с пунктами 2.4 Инвестдоговора 1 и Инвестдоговора 2 работы по реализации инвестпроекта осуществляются в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией.
В соответствии в пунктом 5.1 Инвестдоговора 1 и Инвестдоговора 2 Истцом совершаются необходимые действия, направленные на разработку, получение исходно-разрешительной и проектно-сметной документации.
Согласно пункту 5.2 Инвестдоговора 1 и Инвестдоговора 2 работы по инвестпроекту осуществляются в соответствии исходно-разрешительной и проектно-сметной документацией.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что стороны согласовали необходимость разработки исходно-разрешительной и проектно-сметной документации и осуществление работ по созданию объектов недвижимости в рамках реализации инвестиционного проекта в соответствии с указанной исходно-разрешительной и проектно-сметной документацией.
Указанная исходно-разрешительная и проектно-сметная документация утверждена сторонами путем подписания Акта о выполнении работ первого этапа реализации инвестиционного договора N 01-30/528 от 23.06.2003 и Акта о выполнении работ первого этапа реализации инвестиционного договора N 01-30/529 от 23.06.2003. Объекты недвижимости, подлежащие распределению между участниками инвестиционного проекта, созданы на основании указанной исходно-разрешительной и проектно-сметной документации, а значит соответствуют требованиям, установленным Инвестдоговором 1 и Инвестдоговором 2.
При этом Росимуществом не выражалось несогласие с указанной исходно-разрешительной и проектно-сметной документацией и созданием объектов в соответствии с такой исходно-разрешительной и проектно-сметной документацией.
Также Росимуществом согласован проект постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации инвестиционных договоров, заключенных в целях реконструкции малой сцены федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический театр имени Евгения Вахтаногова".
Согласно указанному проекту постановления надлежащим исполнением Инвестдоговора 1 и Инвестдоговора 2 является передача в пользу Российской Федерации объекта площадью 6 292,9 кв.м., включенного в состав здания многофункционального торгово-делового комплекса и малой сцены театра им. Евгения Вахтангова общей площадью 24 647,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д.24, что соответствует распределению результатов инвестиционного проекта, предложенному Истцом.
Таким образом, Росимущество, подписав Акты выполнения работ первого этапа реализации Инвестдоговора N 1 и Инвестдоговора N 2, которыми были внесены изменения в порядок реализации Инвестпроекта, изменило первоначальные условия указанных Инвестдоговоров.
Предложенное Инвестором распределение результатов реализации Инвестпроекта соответствует цели реализации Инвестпроекта, а также соответствует соглашениям, достигнутым Сторонами (в том числе в части определения параметров объектов, которые должны были стать результатом реализации Инвестпроекта).
Кроме того, согласно Акту о результатах реализации инвестиционного проекта, предложенному Инвестором, к передаче Российской Федерации предполагаются объекты общей площадью 6 292,9 кв.м., то есть превышающей на 1 492,9 кв.м. минимально требуемое значение площади помещений, подлежащих передаче Российской Федерации согласно первоначальным условиям инвестиционных контрактов и договоров. Согласно пунктам 2.3, 3.1.1, 5.2.14 Инвестконтракта 1 площадь Объекта, подлежащего передаче Российской Федерации, должна была составить не менее 2 500 кв.м.; согласно пункту 2.1 Инвестдоговора 2 площадь Объекта, подлежащего передаче Российской Федерации, должна была составить не менее 2 300 кв.м.
Из отчётов об определении рыночной стоимости указанных объектов, приобщенных к материалам дела, следует, что стоимость нежилых помещений, подлежащих передаче Российской Федерации в соответствии с Актом о результатах реализации инвестиционного проекта, подготовленным Инвестором (помещения 2-го пускового комплекса здания многофункционального торгово-делового комплекса и малой сцены театра им. Евгения Вахтангова, расположенного по адресу: г Москва, ул. Арбат, д.24, общей площадью 3 992,9 кв.м.), превышает стоимость права требования доли 30,95% от общей площади Многофункционального комплекса, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 39 (которая была изначально согласована сторонами Инвестпроекта как обеспечение дальнейшей передачи здания по адресу: г. Москва, Б. Николопесковский переулок, д. 4, стр. 2, стр. 5, но которое в дальнейшем было снесено согласно изменениям, утвержденным всеми сторонами Инвестдоговоров N 1 и N 2).
Таким образом, предлагаемый Инвестором Акт о результатах реализации инвестиционного проекта не нарушает имущественные интересы Росимущества и Театра.
Кроме того, из представленных Отчётов об оценке рыночной стоимости объектов, ставших результатом реализации Инвестпроекта, а также из Отчётов об оценке размеров вкладов Сторон в реализацию Инвестиционного проекта следует, что стоимость имущества, подлежащего передаче в собственность Российской Федерации (и оперативное управление Театра) в соответствии с проектом Акта о результатах реализации инвестиционного проекта, подготовленного Инвестором, существенно превышает размер вклада Российской Федерации в реализацию Инвестпроекта.
Учитывая изложенное, предложенное Истцом распределение помещений не нарушает права и интересы третьих лиц, так как изначально сторонами согласовано распределение объектов только между Истцом и Российской Федерацией.
При таких обстоятельствах, нарушений условий инвестиционного контракта, равно как и нарушение прав Российской Федерации на имущество, причитающееся зачислению в собственность государства по итогам реализации инвестиционного контракта не усматривается, в связи с чем правовые основания для уклонения уполномоченного органа исполнительной власти от подписания акта о результатах реализации инвестиционного проекта отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности удовлетворения требований о выделе в натуре доли истца в праве на результаты инвестиционной деятельности по Инвестдоговору 1 и Инвестдоговору 2 и признании права собственности истца на указанную долю в связи со следующим.
Согласно положениям пунктов 4.1, 4.2, 8.2 Инвестдоговора 1 и Инвестдоговора 2 окончательный раздел имущества оформляется Актом о результатах реализации инвестиционного проекта.
Строительство объектов в настоящее время завершено, объекты введены в эксплуатацию. Акт о результатах реализации инвестиционного проекта между сторонами не подписан.
При таких обстоятельствах рассмотреть вопрос о распределении (выделении) долей субъектов инвестиционной деятельности в рамках рассматриваемых инвестиционных договоров не представляется возможным, поскольку судебный акт о реализации инвестиционного договора является одним из документов, которые представляются в регистрирующий орган для регистрации права на объекты недвижимого имущества.
С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в Постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 г. N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", к порядку возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества и разрешения споров между контрагентами договоров, связанных с инвестиционной деятельностью, направленной на создание объектов недвижимости, нельзя признать, что на построенный объект недвижимого имущества в отсутствие государственной регистрации прав участников инвестиционных договоров возникла долевая собственность.
В указанных постановлениях сформулированы правовые подходы к защите прав участников инвестиционной деятельности, в которой участвует публично-правовое образование, в случае неподписания любой из сторон инвестиционного договора акта о результатах реализации инвестиционного проекта. В частности указано, что спор, связанный с уклонением кого-либо из участников от подписания соответствующего акта, квалифицирован как спор об исполнении условий самого инвестиционного договора, поскольку уклонение стороны инвестиционного договора, в котором участвует публично-правовое образование, от подписания акта о результатах реализации инвестиционного проекта представляет собой неисполнение договорного обязательства, препятствующее другим его участникам оформить права на объект, созданный на их средства.
Таким образом, Истец, заявляя требование о выделе в натуре доли в недвижимом имуществе, избрал ненадлежащий способ защиты права, в связи с чем указанное требование не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Федерального агентства по управлению государственным имуществом является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 апреля 2018 года по делу N А40-26902/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26902/2018
Истец: ЗАО "Траст-Ойл"
Ответчик: Росимущество, ФГБУК "Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова", ФГБУК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Третье лицо: ДГИ г.Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Министерство культуры РФ, Минкультуры России, ПРАВИТЕЛЬСТВО Г.МОСКВЫ