г. Челябинск |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А07-35777/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Пирской О.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2018 по делу N А07-35777/2017 (судья Байкова А.А.).
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кусербаеву Нурисламу Минахмедовичу (далее - ИП Кусербаев, предприниматель, ответчик) о взыскании суммы гранта в размере 54 000 руб., полученного на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства и бытовое обустройство начинающих фермеров.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.03.2018 (резолютивная часть объявлена 19.03.2018) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, удовлетворить исковые требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неверное применение судом норм материального права. Так, податель жалобы указывает, что по результатам проверки, проведенной Министерством, было установлено, что ответчик не исполнил план расходов и не достиг показателей результативности предоставления гранта, а именно: вместо 50 голов племенных ярок волгоградской породы приобрел 40 голов, что привело к экономии средств гранта в размере 54 000 руб. Данные средства подлежат возврату как неосвоенные в силу пункта 18 Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2012 N 210 (далее - Порядок N 210).
Отзыв на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 названного Кодекса.
Как следует из материалов дела, на основании заявления предпринимателя от 25.08.2014 N 66 между Министерством и предпринимателем заключен договор на оказание государственной поддержки в виде гранта от 21.08.2014 N 30-НФ (л. д. 15, 16), по условиям которого ответчик получил грант на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства и единовременную помощь на бытовое обустройство в размере 981 000 руб. на цели расходования, указанные в приложении к договору (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.4 договора получатель гранта принимает на себя обязательства, среди прочих, использовать грант и единовременную помощь в течение 12 месяцев со дня поступления средств на его счет; предоставлять ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет об использовании средств гранта; в случае нецелевого использования полученного гранта и (или) единовременной помощи и невыполнения показателей результативности предоставленного гранта и (или) единовременной помощи согласно приложению N 2 к договору осуществлять возврат полученных средств.
Согласно приложению N 1 к договору (л. д. 15), а также плану расходов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства (л. д. 18, 19) предпринимателем планировалось приобретение 50 голов племенных ярок волгоградской породы на сумму 300 000 руб., 2 голов племенных баранов-производителей волгоградской породы на сумму 40 000 руб. и 1 единицы сельскохозяйственной техники на сумму 750 000 руб.
Во исполнение достигнутых договоренностей ответчику перечислены денежные средства в размере 981 000 руб., что подтверждается платежными поручениями от 01.09.2014 N 269983 на сумму 618 030 руб., от 29.08.2014 N 210043 на сумму 362 970 руб. (л. д. 9, 10).
Согласно акту от 14.10.2016 N 103-16 проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных в рамках государственного программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на поддержку начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм, за период с 01.01.2014 по 31.12.2015, установлено, что ответчик не исполнил план расходов и не достиг показателей результативности в части приобретения племенных ярок волгоградской породы в количестве 10 голов (по плану - 50, приобретено - 40), объем финансового обеспечения которых за счет средств субсидии составил 54 000 руб. (л. д. 28).
16 января 2017 года Министерство направило в адрес ИП Кусербаев предписание об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Республике Башкортостан N 02-07-14 с требованием в срок до 20.12.2017 обеспечить возврат остатка денежных средств, образованных в результате экономии средств государственной поддержки (л. д. 20-23).
Министерство направило в адрес предпринимателя претензию от 14.04.2017 N ГФ-22-2702 с требованием о возврате части в сумме 54 000 руб. (л. д. 11-13), которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с названными требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований истца, арбитражный суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом факта нецелевого использования ответчиком бюджетных средств, выделенных в качестве субсидии.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Так, согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 названного Кодекса бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 названного Кодекса принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
В силу пункта 3 статьи 78 названного Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Порядок предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на создание и развитие крестьянских фермерских хозяйств, а также развитие семейных животноводческих ферм утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2012 N 210 (действовал в период предоставления гранта).
В соответствии с пунктом 22 названного Порядка контроль за целевым использованием гранта и единовременной помощи осуществляет Министерство.
В силу пункта 18 названного Порядка возврат гранта и единовременной помощи в случае нарушения начинающим фермером условий, установленных при их предоставлении, представлении недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта и единовременной помощи, осуществляется в течение 7 рабочих дней со дня принятия Министерством решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств начинающему фермеру направляется соответствующее письменное уведомление. Начинающий фермер в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на соответствующий лицевой счет Министерства указанную сумму средств. При отказе начинающего фермера от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
В случае образования у начинающего фермера неиспользованных остатков гранта и единовременной помощи, полученных в отчетном году, начинающий фермер обязан в течение 7 рабочих дней в письменной форме уведомить об этом Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
В случаях, предусмотренных договором о предоставлении гранта и единовременной помощи, неиспользованные остатки гранта и единовременной помощи подлежат перечислению на лицевой счет Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан в течение 14 календарных дней со дня получения письменного уведомления Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан о необходимости возврата неиспользованных остатков гранта и единовременной помощи.
При отказе начинающего фермера от добровольного возврата указанных средств в установленные сроки эти средства взыскиваются в судебном порядке.
Факт перечисления ответчику гранта в размере 981 000 руб. подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается (л. д. 9, 10).
Согласно плану расходов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства предпринимателя (л. д. 18) на сумму гранта предпринимателем планировалось приобретение 50 голов племенных ярок волгоградской породы на сумму 300 000 руб., 2 голов племенных баранов-производителей волгоградской породы на сумму 40 000 руб. и 1 единицы сельскохозяйственной техники на сумму 750 000 руб.
Истец ссылается на то, что по результатам проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных в рамках государственного программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на поддержку начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм, за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 установлено и зафиксировано в акте проверки от 14.10.2016 N 103-16 (л. д. 28), ответчик не исполнил план расходов и не достиг показателей результативности в части приобретения племенных ярок волгоградской породы в количестве 10 голов, объем финансового обеспечения которых за счет средств субсидии составил в сумме 54 000 руб.
Между тем, как следует из материалов дела, предпринимателем после получения гранта и до проведения Министерством указанной проверки произведены расходы на приобретение имущества в рамках освоения полученного гранта.
Так, 01.10.2014 ответчиком заключен договор купли-продажи племенных животных от 01.10.2014 о приобретении, в том числе, 50 голов племенных ярок волгоградской породы со средней живой массой 1 головы 40 кг (л. д. 57-61, 97, 98).
Между тем, по акту приема-передачи от 21.10.2014 по указанному договору предпринимателем получено 40 голов племенных ярок волгоградской породы со средней живой массой 1 головы 50 кг (л. д. 60), что обусловлено, в том числе, фактом передачи ответчику животных почти через месяц после заключения указанного договора купли-продажи.
Приобретение животных оплачено ответчиком в общей сумме 340 000 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 09.10.2014 N 2 и от 16.10.2014 N 3 (л. д. 97, 98).
Как верно указал арбитражный суд первой инстанции, то обстоятельство, что ответчиком приобретено не 50 голов, а 40 голов ярок волгоградской породы обусловлено сложившейся хозяйственной практикой, а именно реализацией племенных животных по фактической массе по цене за 1 кг, а не по 1 голове.
При этом, как отмечено выше, общая масса приобретенных предпринимателем животных превысила планируемую, в связи с чем при фактическом получении ответчиком животных пропорционально уменьшилось количество закупленных голов.
Таким образом, денежные средства, запланированные на покупку животных, были использованы ответчиком в полном объеме, в соответствии с обозначенными в договоре целями субсидирования.
Кроме того, как верно обращено внимание арбитражным судом первой инстанции, согласно данным статистической отчетности по форме N 3 - фермер "сведения о производстве продукции животноводства и поголовья скота" за 2014 год (л. д. 92-94) у ответчика в хозяйстве на конец периода имелось уже 53 головы овцематок и ярок, общее количество голов овец составляло 65.
По результатам последующих годов (л. д. 87-91) поголовье овец превысило показатели, предусмотренные планом.
По результатам проведенной ревизии, подтверждённой актом от 16.03.2018, поголовье овец на указанную дату составило уже 193 головы, из которых овцематок 91 голова (л. д. 108).
Изложенное свидетельствует о том, что спорная сумма, вопреки утверждению Министерства, была использована ИП Кусербаевым в соответствии с целями предоставления государственной субсидии, нецелевое использование субсидии не допущено.
Истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства нецелевого использования ответчиком бюджетных средств (гранта).
Как верно отметил арбитражный суд первой инстанции, правовая позиция истца основана на формальном подходе при оценке порядка расходования предоставленной предпринимателю субсидии и не учитывает конкретные обстоятельства реализации ответчиком мероприятий по созданию крестьянского фермерского хозяйства, что не отвечает общим задачам и целям программы поддержки сельскохозяйственных производителей.
Ввиду указанного арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска Министерства.
Доводы апелляционной жалобы нельзя принять в качестве обоснованных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2018 по делу N А07-35777/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
О.Н. Пирская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.