город Омск |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А75-19027/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова, А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3623/2018) Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Нефтеюганска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.02.2018 по делу N А75-19027/2017 (судья Заболотин А. Н.), принятое по заявлению Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Нефтеюганска
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
об устранении реестровой ошибки и снятии земельного участка с кадастрового учета,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Садово-огороднического кооператива "Прибрежный", Кадастрового инженера ассоциации "Саморегулируемая организация кадастровых инженеров" Будаевой Баярмы Борисовны,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации города Нефтеюганска (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ответчик, Управление Росреестра по ХМАО - Югре, регистрирующий орган) об устранении реестровой ошибки в сведениях о площади и местоположении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000000:6911, а так же о снятии такого земельного участка с государственного кадастрового учета.
Определением арбитражного суда от 27.11.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены садово-огороднический кооператив "Прибрежный" (далее - Кооператив, СОК "Прибрежный"), кадастровый инженера ассоциации "Саморегулируемая организация кадастровых инженеров" Будаева Баярма Борисовна.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.02.2018 по делу N А75-19027/2017 в удовлетворении требований Департамента отказано в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказано наличие реестровой ошибки в сведениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании межевого плана земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000000:6911, подготовленного кадастровым инженером Будаевой Б.Б.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что кадастровый инженер внес в межевой план спорного земельного участка недостоверные сведения, поскольку местоположение земельного участка, предоставленного СОК "Прибрежный" по государственному акту, находится в кадастровом квартале 86:20:0000033, т.е. в значительной удаленности от земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000000:6911. Реестровая ошибка, допущенная в результате проведения работ по уточнению границ земельного участка, повлекла за собой внесение недостоверных сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Управлением Росреестра по ХМАО -Югре представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле, в котором регистрирующий орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы, указав на обоснованность вывода суда первой инстанции о недоказанности факта недостоверности сведений, указанных в Едином государственном реестре недвижимости.
До начала судебного заседания от Управления Росреестра по ХМАО -Югре, Департамента поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые суд апелляционной инстанции посчитал необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей СОК "Прибрежный" и кадастрового инженера ассоциации "Саморегулируемая организация кадастровых инженеров" Будаевой Баярмы Борисовны, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не заявивших ходатайств об отложении судебного разбирательства.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения Администрации города Нефтеюганска от 31.12.1992 N 533 садового - огородническому кооперативу "Прибрежный" предоставлен земельный участок площадью 10 га в пожизненное наследуемое владение для садоводства и огородничества, о чем выдан государственный акт N ХМО-20-000019.
26.08.2013 на основании заявления председателя кооператива земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 86:20:0000000:6911 без указания координат поворотных точек.
На основании заявления СОК "Прибрежный" и Государственного акта N ХМО-20-000019, согласно которому земельный участок площадью 10 га предоставлен в пожизненное наследуемое владение кооперативу Кадастровым инженером Будаевой Б.Б. был подготовлен межевой план.
На основании подготовленного межевого плана границы земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000000:6911 были уточнены, в Единый государственный реестр недвижимости (далее -ЕГРН) были внесены сведения о границах рассматриваемого земельного участка, уточненная площадь земельного участка составила 93975 кв.м.
Департамент, полагая, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 86:20:0000000:6911 относительно его площади и местоположения координат характерных точек границ земельного участке, внесенные в ЕГРН на основании межевого плана, являются недостоверными, обратился в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
02.02.2018 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, отказывая в удовлетворении исковых требований Департамента об устранении реестровой ошибки в сведениях о площади и местоположении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000000:6911, а так же о снятии такого земельного участка с государственного кадастрового учета, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Департаментом не представлено доказательств наличия реестровой ошибки, учитывая, что ситуационная схема таким доказательством не является, так как не содержит сведений о характерных точках земельного участка, предоставленного СОК "Прибрежный" в 1992 году.
Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах деле документы, суд апелляционной инстанции не соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что в спорном правоотношении наличие реестровой ошибки не доказано.
В соответствии со статьёй 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учёт земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений, предусмотрена статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости является:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Порядок, условия и основания исправления кадастровой ошибки определены положениями частей 4 - 9 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Так, в силу пункта 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В силу пунктов 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно - правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" недвижимости площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Согласно пункту 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно распоряжению администрации города Нефтеюганска о" 31.12.1992 N 533, земельный участок, расположенный в районе ЗУ-789 Устъ-Балыкского месторождения, г.Нефтеюганск, был предоставлен СОК "Прибрежный" в пожизненное наследуемое владение для садоводства и огородничества.
Как усматривается из материалов дела, сведения о земельном участке с кадастровым номером 86:20:0000000:6911, расположенном по адресу: ХМАЛ -Югра, г. Нефтеюганск, СОК "Прибрежный" в районе ЗУ-789 Усть-Балыковского района и скважины, площадью 10 000 кв.м внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) 28.06.2013 на основании заявления о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 31.07.2013 N 86-0-1-90/3001/2013-107 и распоряжения Главы администрации г.Нефтеюганска от 13.12.1992 N 533 "Об изъятии и предоставлении земельных участков в пользование".
25.11.2016 в регистрирующий орган поступило заявление о государственной кадастровом учете изменений с предоставлением межевого платна, подготовленного кадастровым инженером Будаевой Б.Б. в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000000:6911. Основанием для подготовки межевого плана послужил Государственный акт N ХМО-20-000019, согласно которому земельный участок площадью 10 га предоставлен в пожизненное наследуемое владение СОК "Прибрежный" для садоводства и огородничества.
Вместе с тем, из Государственного акта N ХМО-20-000019 (т.1 л.д. 10-12) чертежа земельных участков и их частей (т.1л.д. 26) и ситуационных схем (т.1 л.д. 66 -68) усматривается кадастровый инженер внес в межевой план недостоверные сведения, так как местоположение земельного участка, предоставленного СОК "Прибрежный" по государственному акту находится в кадастровом квартале 86:20:0000033, что расположено в значительной удаленности от земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000000:6911.
Так, из представленных в материалы дела поименованных выше доказательств с достоверной очевидностью следует, что местоположение земельного участка с кадастровые номером 86:20:0000000:691, поставленного на кадастровый учет путем уточнения границ, не соответствует местоположению земельного участка, предоставленного СОК "Прибрежный" на основании Государственного акта N ХМО-20-000019.
Согласно чертежу Государственного акта N ХМО-20-000019 (т.1 л.д. 12) земельный участок, предоставленный СОК "Прибрежный", расположен под углом примерно в 30 градусов к автомобильной дороге, тогда как земельный участок, согласно схеме расположения земельного участка на межевом плане указан кадастровым инженером параллельно (т.1 л.д. 26).
Кроме того, из чертежа границ земельного участка в государственном акте усматривается, что в непосредственной близости с земельным участком, предоставленным кооперативу по Государственному акту, расположены скважины N N 743,744 и 790, поставленные на кадастровый учет, а также справа от земельного участка расположена вертолетная площадка, что не нашло какого - либо отражения в межевом плане кадастрового инженера Будаевой Б.Б. Указанное свидетельствует о том, что при составлении межевого плана кадастровым инженером были уточнены границы спорного земельного участка без учета объектов (скважин 743,744,791, вертолетной площадки), позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Более того, размещение спорного земельного участка в тех границах, которые установлены после уточнения месторасположения границ, противоречит и градостроительным регламентам. В частности, земельный участок с уточненными границами расположен в нескольких территориальных зонах: в зоне среднеэтажной жилой застройки, зоне объектов инфраструктуры автомобильного транспорта, общественно-деловой зоне и в зоне природных территорий, в то время как предоставленный Кооперативу по Государственному акту земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственного использования что в полной мере соответствует градостроительным нормам и правилам.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в материалах дела достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии кадастровой ошибки и считает необходимым признать в судебном порядке сведения о площади и местоположении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000000:6911, внесенные в ЕГРН, кадастровой ошибкой.
С учетом изложенного принятое по делу решение подлежит отмене связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункты 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционная жалоба истца - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, п.п. 1, 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Нефтеюганска удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.02.2018 по делу N А75-19027/2017 отменить, вынести по делу новый судебный акт, изложив его в следующей редакции.
Признать сведения о площади и местоположении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000000:6911, внесенные в Единый государственный кадастр недвижимости, кадастровой ошибкой.
Исключить из Единого государственного кадастра недвижимости сведения о площади и местоположении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000000:6911.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.