г. Саратов |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А12-4964/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области 18 апреля 2018 года по делу N А12-4964/2018 (судья Т.В. Куропятникова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда" (400005, обл. Волгоградская, г. Волгоград, ул. Советская, д. 26А ИНН 3459005520, ОГРН 1133443026441)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, обл. Волгоградская, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5, ИНН
3445079787, ОГРН 1063460031580)
о признании незаконным предписания,
лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда" (далее - ООО "МУК г. Волгограда", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее- ИГЖН, инспекция) N 34-СН от 01.02.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 апреля 2018 года по делу N А12-4964/2018 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "МУК г. Волгограда" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 26.12.2014 N 160 Инспекцией проведена проверка.
По результатам проверки инспекция пришла к выводу, что наличие выявленных проверкой нарушений, и непринятием ООО "МУК г. Волгограда" всех мер по их устранению, указывает на нарушение Обществом лицензионных требований при управлении данными домами и послужило основанием для выдачи управляющей организации предписания от 01.02.2018 N 34-СН об устранении нарушений лицензионных требований.
Указанным предписанием обществу необходимо в срок до 14.02.20118 устранить следующие нарушения: устранить скопление снежного покрова и наледи по периметру многоквартирного дома, на тротуарах и пешеходных дорожках, внутридворовых проездах, на карнизной части здания, провести обработку дорожных покрытий пескосоляной смесью, по адресам в г.Волгограде: ул.им.Маршала Чуйкова, д.1, ул.им.Маршала Чуйкова, д.2, ул.Советская, д.8, ул.Советская, д.7, ул.Ленина, д.6, пр.им.В.И.Ленина, д.6, пр.им.В.И.Ленина, д.16, ул.Аллея Героев, д.4, ул.Советская, д.15, ул.Аллея Героев, д.4, ул.им.Маршала Чуйкова, д.11, ул.Советская, д.12, ул.Советская, д.14 "А", ул.Аллея Героев, д.1, ул.Комсомольская, д.10, ул.Мира, д.20, ул.Советская, д.28, ул.им.Маршала Чуйкова, д.45, ул.им.Маршала Чуйкова, д.41, ул.Коммунистическая, д.32 "А".
Общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании предписания инспекции недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что предписание Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 34-СН от 01.02.2018 соответствует законодательству и не нарушает прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Судом апелляционной инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ООО "МУК г. Волгограда" осуществляет управление многоквартирными домами по адресам в г.Волгограде: ул.им.Маршала Чуйкова, д.1, ул.им.Маршала Чуйкова, д.2, ул.Советская, д.8, ул.Советская, д.7, ул.Ленина, д.6, пр.им.В.И.Ленина, д.6, пр.им.В.И.Ленина, д.16, ул.Аллея Героев, д.4, ул.Советская, д.15, ул.Аллея Героев, д.4, ул.им.Маршала Чуйкова, д.11, ул.Советская, д.12, ул.Советская, д.14 "А", ул.Аллея Героев, д.1, ул.Комсомольская, д.10, ул.Мира, д.20, ул.Советская, д.28, ул.им.Маршала Чуйкова, д.45, ул.им.Маршала Чуйкова, д.41, ул.Коммунистическая, д.32 "А".
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Кроме того, в силу части 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в пункте 10 которых определено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Российской Федерации N 170 от 27.09.2003 (далее - Правила N 170), в которых перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Правила N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п. 1.1).
Правилами N 170 установлена обязанность управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома, и исполнение требований Правил является обязательным условием надлежащего содержания жилых домов.
Так, пунктом 3.6.14 Правил N 170, установлено, что накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах - формироваться в валы.
В соответствии с пунктом 4.6.1.23 названных Правил очистка кровли от мусора и грязи производится 2 раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.
Крыши с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега. На кровлях с уклоном катов более 45 градусов и свободным сбрасыванием воды (черепичных, гонтовых, драночных) очищать снег следует только в разжелобках, над карнизами и в других местах скопления снега. На участках территории, где производятся работы по сбрасыванию снега с крыш, необходимо обеспечить безопасность пешеходов (пункт 4.6.4.6 Правил).
Участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом.
Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.2.4.1 указанных Правил работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны систематически проверять правильность использования балконов, эркеров и лоджий, не допускать размещения в них громоздких и тяжелых вещей, их захламления и загрязнения.
В пункте 42 Правил содержания общего имущества N 491 закреплено, что управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из материалов дела следует, ИГЖН в ходе проведенных мероприятий при визуальном осмотре спорных многоквартирных домов установлено, что по периметру домов в границах отмостки, а также на тротуарах и внутриквартальной дороге имеется скопление снежного покрова и наличие наледи. Также установлено, что на кровельном покрытии многоквартирных домов N N 1, 2, 11 по ул. им. Маршала Чуйкова, NN 7, 8, 15 по ул. Советская, N 2 по ул. Аллея Героев со стороны дворового фасада в границах карнизной части зданий установлены снежные навесы, также выявлены снежноледяные образования.
Подробное описание выявленных нарушений содержится в акте осмотра от 01.02.2018, приложением к которому является оспариваемое предписание, а также в фототаблице N 1-1 к акту осмотра от 01.02.2018 с указанием норм Минимального перечня и Правил и норм, требования которых нарушены.
Установленные проведенными мероприятиями по систематическому наблюдению обстоятельства свидетельствовали о несоблюдении ООО "МУК г. Волгограда", осуществляющим управление указанными домами, условий договоров управления многоквартирными домами и обязательных требований жилищного законодательства об обеспечении управляющей организацией надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме в части выполнения своевременной уборки и очистки общего имущества в многоквартирных домах от снега и наледи.
Довод апелляционной жалобы заявителя о том, что все работы были выполнены до выдачи предписания не нашли своего подтверждения в материалах дела. Из представленного акта осмотра, приложенной к нему фото-таблицы следует, что на территории спорных многоквартирных домов присутствуют большие скопления снега, наледи. С карнизов и балконов свисают снежные навесы, ледяные образования.
Довод заявителя о необоснованности вменения обязанности устранить скопления снежного покрова и наледи на тротуарах и пешеходных дорожках, а также внутридворовых проездах, которые к общедомовому имуществу МКД не относятся и за содержание которых управляющая организация ответственности не несет, отклоняется судом как противоречащий нормам законодательства.
Согласно подпунктам "е" и "ж" пункта 2 Правил от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по уборке внутриквартальных проездов, обработке их и площадок перед крыльцами входов в дом пескосоляной смесью возложена законодательством на соответствующую организацию по обслуживанию жилищного фонда. Наличие данной обязанности не поставлено в зависимость от балансовой принадлежности внутриквартальных проездов.
Таким образом, предписание Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 34-СН от 01.02.2018 выдано правомерно.
Кроме того судебная коллегия учитывает что оспариваемое предписание заявителем исполнено в установленный срок и в полном объеме, что подтверждается актом проверки Инспекции от 22.02.2018 N 148.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Следовательно, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений ст. 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области 18 апреля 2018 года по делу N А12-4964/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.