г. Киров |
|
27 июня 2018 г. |
Дело N А82-18410/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Антонова Дениса Владимировича
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2018 по делу N А82-18410/2017, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по иску Департамента инвестиций и промышленности Ярославской области (ИНН: 7604130238, ОГРН: 1087604005697)
к индивидуальному предпринимателю Антонову Денису Владимировичу (ИНН: 761102979842, ОГРН: 316762700060062)
о взыскании 160 516 рублей 55 копеек субсидии,
установил:
Департамент инвестиций и промышленности Ярославской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к индивидуальному предпринимателю Антонову Денису Владимировичу (далее - Предприниматель, ответчик) о взыскании 160 516 рублей 55 копеек субсидии, предоставленной в соответствие с соглашением от 19.12.2016 о предоставлении поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2018 исковые требования Департамента удовлетворены в полном объеме.
ИП Антонов Денис Владимирович с принятым решением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что соглашение о предоставлении поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства от 19.12.2016 было заключено на кабальных условиях, которые были вписаны непосредственно перед заключением соглашения. О порядке выдачи субсидии при соблюдении условия о создании дополнительных рабочих мест ранее ответчику не сообщалось; полученная субсидия в размере 160 516 рублей 55 копеек не покрывает и 1/10 доли налогов, которые должен был оплатить Предприниматель при полном исполнении условий соглашения о приеме на работу 7 человек.
Также Предприниматель указывает, что полученные денежные средства израсходованы им в соответствии с их целевым назначением.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Департамент заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, Предприниматель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (пункт 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются, в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ.
Порядок и условия получения субсидий установлены на территории Ярославской области Постановлением Правительства Ярославской области от 11.02.2016 N 122-п "Об утверждении Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2016 - 2018 годы".
В Положении о порядке финансирования мероприятий Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2016 - 2018 годы (подпрограммы государственной программы Ярославской области "Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы), являющемся Приложением N 1 к Постановлению (далее - Положение) указано следующее.
Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства производится в случае если они соответствуют общим и специальным критериям отбора.
Поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства, удовлетворяющим критериям отбора, указанным в пункте 1.6 раздела 1 Порядка, а именно:
- не имеющим просроченной задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами на момент подготовки заключения уполномоченной организацией;
- обеспечивающим уровень заработной платы, выплачиваемой наемным работникам за квартал, предшествующий кварталу, в котором подана заявка, не ниже действующего прожиточного минимума для трудоспособного населения, действующего на территории Ярославской области в квартале, предшествующем кварталу, в котором подана заявка;
- не имеющим просроченной задолженности по выплате заработной платы перед наемными работниками на дату подачи заявки;
- деятельность которых не приостановлена в соответствии с законодательством Российской Федерации на день подачи заявки;
- в отношении которых не проводится процедура ликвидации, банкротства или реорганизации;
- выразившим согласие принять на себя обязательство по ежегодному увеличению среднесписочной численности работников в течение срока действия соглашения о предоставлении субсидии.
Специальными требованиями в отношении начинающих субъектов малого предпринимательства определено, что претендент на получение субсидии должен быть (раздел 4 Порядка):
- зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим на территории Ярославской области хозяйственную деятельность в течение срока не более 12 месяцев на дату подачи заявки;
- выразившим согласие в год предоставления государственной поддержки обеспечить создание не менее 1 рабочего места на каждые 250 тыс. рублей предоставленной поддержки;
- осуществляющим хозяйственную деятельность по основным видам экономической деятельности, утвержденным приказом уполномоченного органа для данного вида поддержки.
Поддержка предоставляется в размере 85 процентов от общей суммы понесенных затрат, но не более 500 000 (пятисот тысяч) рублей на одного начинающего субъекта малого предпринимательства (пункт 4.2.3 Порядка).
Предоставление субсидии производится в соответствие с Административным регламентом предоставления государственной услуги "Предоставление поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства", утвержденным приказом Департамента от 13.07.2016 N 69-О (далее - Регламент).
В приложении N 2 к Регламенту содержится бальная система определения рейтинга заявки на предоставление поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства
Решение о предоставлении поддержки выносится на основании суммы набранных отдельной заявкой баллов. Заявитель признается победителем конкурсного отбора, если заявка набрала не менее 400 баллов. Максимальное итоговое количество баллов - 800.
В случае если объем заявок, набравших более 400 баллов, превышает лимит бюджетных средств на данные цели, комиссия принимает решение о предоставлении поддержки заявителям, заявки которых набрали наибольшее количество баллов, при равном количестве баллов - о предоставлении поддержки заявителям, заявки которых были поданы ранее.
Решение комиссии о предоставлении поддержки/непредоставлении поддержки оформляется протоколом заседания комиссии, который составляет секретарь комиссии.
Решение комиссии о непредоставлении субсидии принимается в случае, если:
- заявитель не прошел конкурсный отбор.
Создание рабочих мест в период реализации бизнес-плана оценивается в баллах следующим образом: 7 и более рабочих мест - 100 баллов, от 4 до 6 рабочих мест - 50 баллов, 3 рабочих места - 0 баллов.
Таким образом, в отсутствии обязательства по созданию определенного количества рабочих мест в году получении поддержки и последующем увеличении количества рабочих мест заявки на получение субсидии к рассмотрению не принимаются. В зависимости от заявленных к созданию рабочих мест определяется рейтинг соискателя и необходимое для участия в конкурсе количество баллов.
Как следует из материалов дела, 19.12.2016 между Департаментом и ИП Антоновым Д.В. (Получатель) подписано соглашение N 117/04-2016 о предоставление поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства (т. 1 л.д. 11-15).
Предметом соглашения является предоставление субсидии на возмещение расходов, связанных с государственной регистрацией в сумме 800 рублей и приобретением основных средств и производственного оборудования (роликовый резак, ламинатор, цветные принтеры, фотолаборатории, термопрессы) в сумме 160 516 рублей 55 копеек.
Согласно пункту 2.2.9 соглашения получатель субсидии обязуется обеспечить на период его действия - до 31.12.2018 увеличение среднесписочной численности наемных работников до 4 человек на конец года, в котором получена поддержка; до 5 человек - на конец первого года, следующего после года получения поддержки; до 7 человек - на конец второго года после получения поддержки.
Пунктом 2.2.1 соглашения предусмотрено, что для осуществления контроля за выполнением условий заключенного соглашения, Предприниматель обязуется представить в Департамент до 05.04.2017 ряд документов, в том числе сведения об изменении финансово-экономических показателей согласно приложения 12 к Административному регламенту предоставления государственной услуги "Предоставление поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства" (далее - сведения).
В соответствии с пунктом 3.2 соглашения в случае несоблюдения условий предоставления государственной поддержки субсидия подлежит возврату в бюджет.
Согласно представленных в указанный срок сведений, средняя численность работников за 2016 год составила 1 человек, создано новых рабочих мест - 1, сохранено рабочих мест -1 (т. 1 л.д. 16-19).
По результатам проверки представленных Предпринимателем документов составлен акт о невыполнении условий предоставления поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства в части увеличения среднесписочной численности наемных работников до 4 человек на конец года, в котором получена поддержка (т. 1 л.д. 20).
26.04.2017 акт, содержащий требование об устранении выявленного нарушения в течение 30 дней с даты получения акта, направлен ИП Антонову Д.В. (т. 1 л.д. 21).
18.05.2017 ИП Антонов Д.В. направил в Департамент пояснения к акту, в котором указал на убыточность осуществляемой деятельности, отсутствие необходимости и средств для выплаты заработной платы даже 1 работнику и предложил внести изменения в заключенное соглашение, в чем ему было отказано по причине того что создание и увеличение рабочих мест является обязательным условием предоставления субсидии (т. 1 л.д. 22-24, 30-31).
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Предпринимателем не выполнены условия получения государственной поддержи в соответствии с соглашением в части создания рабочих мест.
В апелляционной жалобе Предприниматель указывает, что соглашение о предоставлении поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства от 19.12.2016 было заключено на кабальных условиях, которые были вписаны непосредственно перед заключением соглашения. О порядке выдачи субсидии при соблюдении условия о создании дополнительных рабочих мест ранее ответчику не сообщалось. Указанные доводы отклоняются апелляционным судом как противоречащие материалам дела.
Как следует из материалов дела, в соответствие с бизнес-планом студии полиграфии "Глория" - автор проекта Антонов Д.В., рассчитанного на период с 01.01.2017 по 31.12.2019 предусматривается оказание услуг в области полиграфии и печати фото на современном оборудовании, получение в 2017 году выручки в размере 1,3 млн. рублей, прибыли в размере 0,2 млн.рублей при среднесписочной численности работников 3 человека со среднемесячной заработной платой 12 000 рублей (т. 2 л.д. 2-50).
В справке о среднемесячной заработной плате от 15.09.2017 ИП Антонов Д.В. также указал на то, что планирует приём на работу 5 - 7 человек (т. 2 л.д. 1).
Согласно пункту 5 заявления от 15.09.2016 об участии в конкурсном отборе на предоставление поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства, Предприниматель дает согласие в случае предоставления поддержки обеспечить в период действия соглашения увеличение среднесписочной численности наемных работников до 4 человек на конец года, в котором получена поддержка, до 5 человек на конец первого года, следующего после года получения поддержки, до 7 человек на конец второго года после года получения поддержки (т. 1 л.д. 91-93).
Таким образом, на момент подачи заявления об участии в конкурсном отборе (15.09.2016) Предприниматель знал о том, что одним из условий предоставления субсидии является создание дополнительных рабочих мест. Пункт соглашения 2.2.9 содержится в тексте заявления об участии в конкурсном отборе (пункт 5).
Довод Предпринимателя о том, что полученная субсидия в размере 160 516 рублей 55 копеек не покрывает и 1/10 доли налогов, которые должен был оплатить Предприниматель при полном исполнении условий соглашения о приеме на работу 7 человек, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В силу статей 1 и 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Из положений абзаца третьего пункта 1 статьи 2 ГК РФ следует, что лицо, являясь хозяйствующим субъектом и действуя в рамках предпринимательской деятельности, осуществляемой им на свой риск, должно проявлять достаточную осмотрительность в делах и разумность при заключении сделок.
Таким образом, Антонов Д.В., действуя в рамках своей предпринимательской деятельности, должен проявлять разумную степень осторожности и осмотрительности при заключении сделок (абзац 3 части 1 статьи 2 ГК РФ). В противном случае риски последствий неосмотрительного и неразумного поведения при заключении сделок возлагаются на самого субъекта предпринимательской деятельности.
Поскольку Предпринимателем не представлено доказательств исполнения договорных обязательств установленных соглашением от 19.12.2016, являющихся условиями предоставления субсидии, а также возврата суммы субсидии, требования Департамента о взыскании 160 516 рублей 55 копеек субсидии правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2018 по делу N А82-18410/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Антонова Дениса Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.