г. Санкт-Петербург |
|
27 июня 2018 г. |
Дело N А21-660/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Липняговой Е.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14342/2018) акционерного общества "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.04.2018 по делу N А21-660/2018 (судья Педченко О.М.), принятое
по иску акционерного общество "Оборонэнерго"
к акционерному обществу "Янтарьэнерго"
3-е лицо: открытое акционерное общество "Янтарьэнергосбыт"
о взыскании 16 924 708 рублей 76 копеек,
установил:
акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с акционерного общества "Янтарьэнерго" (далее - АО "Янтарьэнерго") 16 924 708 рублей 76 копеек долга за оказанные услуги по передаче электрической энергии в ноябре 2017года.
Определением суда от 21.03.2018 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Янтарьэнергосбыт".
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 27.04.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда от 27.04.2018 АО "Янтарьэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы АО "Янтарьэнерго" ссылается на то, что разногласия образовались по объекту ООО "ГУ ЖФ", г. Калининград, ул. Емельянова д. 90 (ТП-381) в связи с тем, что приборы учета N 587655 и N 398643 были забракованы и выведены из расчетов; разногласия по объекту г. Светлогорск, ТП 177-3 и ТП 177-4 в ноябре 2017 года возникли в связи с тем, что по данным объектам, а именно по приборам учета N 009217063000463 и N 009217063000409 заключен прямой договор энергоснабжения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Калининградской области от 27.04.2018 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между АО "Оборонэнерго" (Исполнитель) и АО "Янтарьэнерго" (Заказчик) заключен договор N 16/13 от 12.02.2013 оказания услуг по передаче электрической энергии (в редакции дополнительных соглашений от 30.09.2013 N 1, от 31.12.2013 N 2 и протоколов разногласий к договору), по условиям которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, также через сети ТСО, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
В приложениях к договору стороны определили технические характеристики поставки и приема объектов электросетевого хозяйства, величину максимальной мощности в каждой точки поставки, перечень объёктов межсетевой координации.
Согласно пункту 4.2 договора количество переданной по электрической сети исполнителя электроэнергии для потребителей определяется как суммарный расход электрической энергии, определённый средствами учета, указанными в приложении N 2 к договору.
В соответствии с пунктом 3.2.4 договора заказчик обязан своевременно и в полном размере производить оплату услуг исполнителя в соответствии с условиями договора.
Пунктом 4.4 договора предусмотрено, что стоимость услуг исполнителя по передаче электрической энергии определяется путём умножения тарифа на передачу электрической энергии (установленного для расчетов между исполнителем и заказчиком уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен и тарифов (руб./МВт-ч) на объем фактического отпуска электроэнергии Потребителям.
Из пункта 4.5 договора следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электросети Исполнителя устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен и тарифов без согласования сторонами договора.
Согласно пункту 4.6 договора исполнитель в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней месяца, следующего за расчетным месяцем, представляет Заказчику ведомость об объемах переданной по договору (поставленной потребителям электроэнергии) электрической энергии за расчетный месяц и акт об оказании услуг по договору оказания услуг по переда электрической энергии за расчетный месяц.
В соответствии с пунктом 4.7 договора заказчик обязан в течение 6 рабочих дней с момента получения от Исполнителя документов, указанных в пункте 4.6. договора, рассмотреть их и при отсутствии претензий подписать представленные документы.
Пунктом 4.11 договора предусмотрено, что заказчик осуществляет оплату услуг по передаче электроэнергии не позднее 25 (двадцать пятого) числа месяца следующего за расчетным на основании документов, указанных в пункте 4.6 договора.
30.11.2017 между сторонами подписан акт N КЛН00000423 об оказании услуг по передаче электрической энергии по договору на сумму 25 332 612 рублей 95 копеек с протоколом разногласий. Из протокола разногласий следует, что по данным АО "Янтарьэнерго" стоимость услуг составила 25 304 775 рублей 33 копеек, а не 25 332 612 рублей 95 копеек.
АО "Янтарьэнерго" задолженность за ноябрь 2017 года оплатило частично взаимозачетом 20.12.2017 в сумме 8 407 904 рублей 19 копеек.
Поскольку оставшаяся задолженность в размере 16 924 708 рублей 76 копеек АО "Янтарьэнерго" не оплачена, АО "Оборонэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд иск удовлетворил. Решение суда обжаловано.
Суд апелляционной инстанции оставил апелляционную жалобу на решение суда от 27.04.2018 без удовлетворения ввиду следующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения договора не допускается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата услуг исполнителя производится заказчиком в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Факт оказания услуг в соответствии с договором N 16/13 от 12.02.2013 подтверждается материалами дела. Доказательств оплаты задолженности в полном объеме АО "Янтарьэнерго" не представило.
Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности иска в части взыскания задолженности по праву и по размеру.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются виде следующего.
АО "Оборонэнерго" является владельцем на праве собственности сетевого имущества - трансформаторной подстанции ТП-177-3, ТП-177-4 в г. Светлогорск, г.Калининград. К данной подстанции подключены кабельные линии АО "Янтарьэнерго", по которым осуществляется электроснабжение потребителей.
ОАО "Янтарьэнергосбыт" не согласовывает объем электрической энергии отпущенной в сети Янтарьэнерго, определенный по учетам, установленным в ТП 177-3 и ТП 177-4 на том основании, что по указанным учетам не производятся расчеты с потребителями. На основании того, что Янтарьэнергосбыт не согласовывает объем электроэнергии, отпущенной на границах балансовой принадлежности сетей Оборонэнерго и Янтарьэнерго в качестве энергии отпущенной потребителям, Янтарьэнерго полностью исключает эту электроэнергию из объема услуги по передаче электроэнергии.
АО "Янтарьэнерго" в данных точках в свою сеть получает электроэнергию из сети АО "Оборонэнерго", соответственно в данном случае АО "Янтарьэнерго" и должно самостоятельно без участия ОАО "Янтарьэнергосбыт" подтверждать объем поступившей электроэнергии.
АО "Янтарьэнерго" получает плату от гарантирующего поставщика по котловому тарифу за весь объем электроэнергии отпущенной потребителям. Тот факт, что порядок подтверждения объема перетока между двумя сетевыми организациями не прописан в договоре на оказание услуг по передаче электроэнергии N 16/13 от 12.02.2013, не является основанием для отказа от оплаты оказанной услуги, услуга учтена Службой по регулированию цен и тарифов при установлении тарифов на передачу электроэнергии.
В силу требований Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), в частности пункта 49, гарантирующий поставщик обязан рассчитываться с сетевой организацией за услуги по передаче электрической энергии по единым (котловым) тарифам, включающим в себя необходимую валовую выручку (НВВ) всех сетевых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии в рамках одного субъекта Российской Федерации до потребителей гарантирующего поставщика. Единый (котловой) тариф включает в себя не только стоимость услуг по передаче электрической энергии сетевой организации, с которой гарантирующий поставщик заключил договор на передачу электрической энергии, но и стоимость услуг иных сетевых организаций, которые участвуют в процессе передачи электрической энергии потребителям гарантирующего поставщика.
Данная позиция подтверждается и судебной практикой, а именно Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2015 г. по делу N А56-29396/2014, в котором сказано, что с учетом требований Методических указаний и пункта 8 Правил N 861 гарантирующий поставщик обязан производить оплату услуг сетевой организации, которая является так называемым "держателем котла" (в данном случае это Янтарьэнерго), которая и оказывает услуги по передаче электрической энергии гарантирующему поставщику на основании соответствующего договора. Иные сетевые компании, участвующие в процессе оказания услуг по передаче электроэнергии вправе требовать оплаты своих услуг у "держателя котла", и не могут предъявлять требования по оплате потребителю.
Имеется подписанный между АО "Оборонэнерго" и АО "Янтарьэнерго" документ о расчете планового объема перетоков электроэнергии (мощности) из сетей АО "Оборонэнерго" в сети АО "Янтарьэнерго", с указанием участков сети (точках присоединения) в которых осуществляется переток.
По спорному объекту ТП-381, ул. Емельнова,90, г. Калининград, в расчетном периоде - ноябрь 2017 года со стороны ОАО "Янтарьэнергосбыт" поставка электроэнергии по объекту от ТП-381, ул. Емельнова, 90, г. Калининград подтверждена не в полном объеме.
В соответствии с пунктом 14 (б) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила N861) при исполнении договора потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии.
Обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг согласно пункту 15(1) Правил N 861, в соответствии с которым стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии и объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") - (далее по тексту - Основные положения) определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных:
с использованием указанных в Основных положениях приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета;
при отсутствии приборов учета и в случаях, определенных в Основных положениях - путем применения расчетных способов.
Спорный объем оказанной услуги по передаче электроэнергии возник в отношении начислений между гарантирующим поставщиком ОАО "Янтарьэнергосбыт" и управляющей компанией ООО "ГУ ЖФ" по жилому дому по адресу г.Калининград, ул. Емельянова,90.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 183 Основных положений необоснованна, так как согласно пункту 184 Основных положений определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Согласно пункту 18 (г) Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения должно быть предусмотрено условие, определенное с учетом требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о разграничении обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета, а также обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно тому же пункту 18 (з) Правил N 124 порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, а также порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс в указанном случае (определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг).
По спорному объекту в декабре 2016 года прибор учета выведен из расчетов по причине истекшего срока госповерки.
Для определения объема и стоимости потребленной электроэнергии, приобретаемой управляющей организацией ООО "ГУ ЖФ" по жилому дому ул. Емельянова, г. Калининград, с апреля 2017 года наступил срок, когда определение объема электроэнергии, подлежащей оплате управляющей компанией должно производиться в соответствии с пунктом 21 Правил N 124.
Согласно пункту 21 (г) Правил N 124 в совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежащие оплате исполнителем.
Пунктом 21 Правил N 124 установлено:
(в) объем коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, поставляемых за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498)
,
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
где:
Vп - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
Vсред - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг;
Vн - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг;
Vрасч - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса;
Vкр - объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 22 (ж) Правил N 124 в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (VHодн) с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере равном 1,5.
В соответствии с пунктом 42 Постановления Правительства от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении (Vh), определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к Правилам N354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением повышающего коэффициента:
"а(1)) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1):
Pi = N i х N j х Кпов х Ткр,
где:
N i - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
N j - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Кпов - повышающий коэффициент, величина которого принимается равной с 1 января 2017 г. - 1,5.
Повышающий коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета электрической энергии (так же как и других коммунальных ресурсов), подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;"
При определении объема коммунального ресурса должен применяться повышающий коэффициент, так как согласно пункту 42 Правил N 354 только при наличии акта об отсутствии технической возможности установки приборов учета возможно применение базовых нормативов (т.е. без повышающего коэффициента). Данный порядок установлен для расчетов потребителей с управляющей организацией или с ресурсоснабжающей организацией если она выполняет функции управляющей организации. В расчетах между сетевыми организациями данный повышающий коэффициент не применяется.
В письме Минстроя России от 02.06.2017 N 19506-00/04 "По вопросу применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг" разъясняется, что повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги. Если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы управляющей организации, которые в том числе могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.
Поскольку податель жалобы не ссылается на неправомерность применения повышающего коэффициента, наличие оснований для изменения судебного акта оценено в пределах доводов апелляционной жалобы.
Жалоба не содержат ссылки на обстоятельства, которые бы подтвердили необоснованность и незаконность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.04.2018 по делу N А21-660/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.