г. Пермь |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А60-66981/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Гладких Е.О., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройГрупп" (ИНН 6673138349, ОГРН 1069673007040): Некрасова А.О. по доверенности от 21.05.2018, Минеев Н.А. по доверенности от 26.03.2018;
от заинтересованного лица Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ИНН 6670225804, ОГРН 1086670029313): представители не явились
от третьих лиц Алексеева Евгения Михайловича, Тюрикова Андрея Анатольевича, Никитиной Ларисы Вячеславовны, Меньшойкиной Марины Анатольевны, Соколовой Лилии Евстигнеевны, Чайникова Владимира Александровича, Кадушкиной Галины Владимировны: не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройГрупп"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 04 апреля 2018 года по делу N А60-66981/2017
принятое судьей Калашником С.Е.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройГрупп"
к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
третьи лица - Алексеев Евгений Михайлович, Тюриков Андрей Анатольевич, Никитина Лариса Вячеславовна, Меньшойкина Марина Анатольевна, Соколова Лилия Евстигнеевна, Чайников Владимир Александрович, Кадушкина Галина Владимировна
о признании недействительным приказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройГрупп" (далее - заявитель, ООО "ИнвестСтройГрупп") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее заинтересованное лицо) от 31.10.2017 N 1115-П "О признании утратившим силу приказа Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29.06.2017 N 703-П "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Белореченской - Шаумяна - Ясной - Волгоградской".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ИнвестСтройГрупп" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что соблюдена процедура подготовки и согласования планировочной документации; проект планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Белореченской - Шаумяна - Ясной - Волгоградской был утвержден с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний; в связи с чем оснований для принятия оспариваемого приказа об отмене приказа об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории не имелось; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности доказано, отмена оспариваемого приказа создает препятствия для ведения бизнеса и осуществления прав собственника. Присутствовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали данные доводы.
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Третьи лица Тюриков А.А., Никитина Л.В., Меньшойкина М.А., Кадушкина Г.В. с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласны по основаниям, указанным в отзывах на апелляционную жалобу; просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, третьи лица Алексеев Е.М., Тюриков А.А., Никитина Л.В., Меньшойкина М.А., Соколова Л.Е., Чайников В.А., Кадушкина Г.В. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации права 66 АЖ 138161 дата выдачи 24.09.2013 ООО "ИнвестСтройГрупп" на основании договора купли-продажи от 04.09.2013 на праве собственности принадлежит отдельно стоящее строение, назначение нежилое, площадь общая 2524,8 кв.м. литер А, расположенное по адресу г.Екатеринбург, ул. Ясная, д.34а. Также согласно свидетельству о государственной регистрации права 66 АЖ 138164 дата выдачи 24.09.2013 ООО "ИнвестСтройГрупп" на основании договора купли-продажи от 04.09.2013 на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующее отдельно стоящее здание школы, площадь 9593 кв.м, кадастровый номер 66:41:0304029:13..
30.03.2016 ООО "ИнвестСтройГрупп" обратилось в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области с заявлением о предоставлении права на подготовку проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Белореченской - Шаумяна - Ясной - Волгоградской.
Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29.04.2016 N 267-П ООО "ИнвестСтройГрупп" разрешена подготовка проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Белореченской - Шаумяна - Ясной - Волгоградской. В связи с чем Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области 06.07.2016 подготовлено и выдано техническое задание N 061/05/16/ПП/ПМ на подготовку документация по планировке территории.
В период с 07.07.2016 по 17.05.2017 ООО "ИнвестСтройГрупп" разрабатывалась документация по планировке территории, осуществлялись согласования с организациями, которые указаны в техническом задании; разработанная документация по планировке территории получила согласование в МУП "Водоканал", АО "ЕСК", АО "ЕТК", МБУ "ВОИС", а также Администрации города Екатеринбурга.
Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 23.05.2017 N 581-П назначены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории в квартале улиц Белореченской - Шаумяна - Ясной - Волгоградской; установлено провести собрание участников публичных слушаний по проектам 20.06.2017 в 13.00 в здании Дворца культуры Железнодорожников, по адресу: г. Екатеринбург, ул.Челюскинцев, д. 102; участниками собрания являются: граждане, проживающие на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта документации по планировке территории правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства расположенных на указанной территории; лица, чьи законные интересы которых могут быть нарушены в связи реализаций таких проектов; участники публичных слушаний имеют право представить свои предложения и замечания по проектам с 30.05.2017 до 16.06.2017. Данный приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области, а также размещен на официальном сайте Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в сети "Интернет".
В период проведения публичных слушаний с 23.05.2017 по 29.06.2017, а также в процессе проведения собрания участников публичных слушаний, состоявшегося 20.06.2017 в 13:00 в здании Дворца культуры Железнодорожников, предложений и замечаний по опубликованной документации по планировке территории, не поступило.
Протокол публичных слушаний от 29.06.2017 и заключение по результатам проведенных публичных слушаний от 29.06.2017 опубликованы на официальном сайте Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области 30.06.2017.
Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29.06.2017 N 703-П утвержден проект планировки и проект межевания территории в квартале улиц Белореченской - Шаумяна - Ясной - Волгоградской.
Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 31.10.2017 N 1115-П приказ Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29.06.2017 N 703-П "Об утверждении проекта планировки и проект межевания территории в квартале улиц Белореченской-Шаумяна-Ясной-Волгоградской" признан утратившим силу.
ООО "ИнвестСтройГрупп", считая, что приказ Министерства Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 31.10.2017 N 1115-П "О признании утратившим силу приказа Министерства от 29.06.2017 N 703-П "Об утверждении проекта планировки и проект межевания территории в квартале улиц Белореченской - Шаумяна - Ясной - Волгоградской" принят с нарушением законодательства, нарушает права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания ненормативного правового акта недействительным; при этом суд указал, что публичные слушания проведены формально, без учета мнения проживающих на данной территории граждан.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
Согласно ч. 4 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
В ч. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проекты планировки и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 19.04.2017 N 419-П утверждено "Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний по отдельным вопросам градостроительной деятельности в муниципальном образовании "город Екатеринбург" (далее - Положение).
В соответствии с данным Положением задачами публичных слушаний являются:
доведение до заинтересованных лиц полной и точной информации по вопросам землепользования и застройки, выносимым на публичные слушания:
выявление отношения заинтересованных лиц к вопросам землепользования и застройки, выносимым на публичные слушания:
выявление предложений, замечаний и рекомендаций со стороны заинтересованных лиц по вопросам землепользования и застройки, выносимым на публичные слушания.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности в обязательном порядке проводятся:
по проекту Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" и проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" за исключением случаев предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации,
по проектам планировки и проектам межевании территории муниципального образования "город Екатеринбург", а также по вопросу внесения изменений в утвержденные проекты планировки территории и проекты межевания территории муниципального образования "город Екатеринбург", за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности проводятся с участием заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения.
Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.
Уполномоченный на проведение публичных слушаний орган формирует и устанавливает персональный состав Оргкомитета, назначает руководителя Оргкомитета.
Оргкомитет уполномоченного на проведение публичных слушаний органа:
обеспечивает опубликование оповещения о проведении публичных слушаний в установленном настоящим Положением порядке, а также размещает его на официальном сайте Министерства в информационно телекоммуникационной сети "Интернет";
направляет лицам, имеющим право на участие в публичных слушаниях, сообщения о проведении публичных слушаний в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением;
обеспечивает опубликование выносимого на публичные слушания проекта (вопроса), а также информирует заинтересованных лиц иными способами, предусмотренными Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением;
принимает письменные вопросы, предложения и замечания по выносимому на публичные слушания проекту или вопросу;
анализирует и обобщает все поступившие предложения и замечания, касающиеся вынесенного на публичные слушания проекта или вопроса;
заблаговременного до начала собрания передает адресату поступившие в письменном виде вопросы от участников публичных для возможности подготовить ответы на поставленные вопросы;
составляет предварительные списки выступающих на публичных слушаниях;
определяет регламент проведения собрания с учетом существа вынесенного на публичные слушания проекта или вопроса, времени, отведенного на проведение собрания, а также поступивших предложений и замечаний, заявок о выступлении на собрании;
осуществляет иные, необходимые для проведения публичных слушаний, действия.
Как указано судом выше, приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 31.10.2017 N 1115-П приказ Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29.06.2017 N 703-П "Об утверждении проекта планировки и проект межевания территории в квартале улиц Белореченской - Шаумяна - Ясной - Волгоградской" признан утратившим силу.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель заинтересованного лица Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области пояснил, что причиной признания утратившим силу приказа об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории явились многочисленные обращения граждан; согласно указанным обращениям заявители возмущены планами сноса детского дошкольного учреждения с целью дальнейшего выполнения проекта точечной застройки без учета мнения граждан, проживающих на соответствующей территории.
Из материалов дела следует, что в соответствии с проектом планировки и проектом межевания (53-45/2016-ПП.ПМ) предусмотрено сохранение всех существующих зданий и сооружений, расположенных в границах рассматриваемой территории на момент проектирования, кроме недействующего здания детского образовательного учреждения, расположенного на участке застройщика. Вместо него предлагается размещение двух секций многоэтажного жилого дома (25 этажей) со встроенным детским садом на 100 мест и с двухуровневым подземным паркингом.
Суд первой инстанции указал, что граждане, проживающие на территории, входящей в проект планировки и привлеченные к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, указывают на то, что они не были надлежащим образом извещены об указанных публичных слушаниях (жильцы не были уведомлены доступным способом, например, объявления на подъездах), в связи с чем не имели возможности высказать свое мнение и защитить свои интересы; публичные слушания проведены исключительно с формальным соблюдением требований законодательства без реального доведения информации до граждан, проживающих на соответствующей территории, их права нарушены. Жильцы считают, что необходимо сохранить большое, типовое здание детского сада и восстановить там дошкольное учреждение, так как жители ближайших домов водят детей в сады, расположенные за несколько километров, при этом здание, возведенное для функционирования дошкольного учреждения, расположенное под окнами - планируют снести.
Целью проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности является, в первую очередь, учет мнения граждан, проживающих на соответствующей территории. Исходя из того, что против утверждения проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Белореченская - Шаумяна - Ясной - Волгоградской выступило значительное количество граждан, цели проведенных публичных слушаний не достигнуты, чего для реализации градостроительного проекта не достаточно.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделаны выводы о том, что публичные слушания надлежащим образом не проведены, в связи с чем утвержденный проект планировки и проект межевания территории в квартале улиц Белореченской - Шаумяна - Ясной - Волгоградской обоснованно отменен при наличии у административного органа соответствующих полномочий в порядке самоконтроля.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст.ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
В ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
Из материалов дела видно, что на момент подготовки и согласования спорного проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Белореченской - Шаумяна - Ясной - Волгоградской, а также на момент проведения публичных слушаний по спорному проекту планировки и межевания территории действовали Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденные Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2015 с последующими изменениями, в соответствии с которыми земельный участок, принадлежащий ООО "ИнвестСтройГрупп" был отнесен к территориальной зоне ЦС-6 - зона детских дошкольных учреждений, а не к зоне Ж-5 - зона многоэтажной жилой застройки.
Зона, в которой расположен спорный земельный участок, изменена с ЦС-6 - зона детских дошкольных учреждений на Ж-5 - зона многоэтажной жилой застройки Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденными приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29.06.2017 N 704-П, вступившими в силу с момента официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области 30.06.2017.
Таким образом, на момент подготовки и согласования спорного проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Белореченской - Шаумяна - Ясной - Волгоградской, а также на момент проведения публичных слушаний по спорному проекту, указанные в данном проекте сведения о том, что назначение земельного участка - многоэтажная застройка, обслуживание жилой застройки, не соответствовали действующим в указанный период Правилам землепользования и застройки городского округа.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый приказ Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 31.10.2017 N 1115-П "О признании утратившим силу приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29.06.2017 N 703-П "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Белореченская - Шаумяна - Ясной - Волгоградской" вынесен обоснованно. В связи с чем судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 апреля 2018 года по делу N А60-66981/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройГрупп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.