г. Хабаровск |
|
28 июня 2018 г. |
А73-1179/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от ОАО "Российские железные дороги" - Парфенов А.С., представитель по доверенности от 21.12.2017 N 605-17/ЦДТВ;
от ГУ - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала N 7 - представитель не явился;
от третьего лица: ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска - Пойлова Е.А., представитель по доверенности от 09.01.2018 N 02-18/00125;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала N 7
на решение от 02.03.2018
по делу N А73-1179/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к государственному учреждению - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала N 7
о признании недействительным решения от 20.11.2017 N 345
третье лицо: инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к государственному учреждению - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7 (ОГРН 1022701279853, ИНН 2700000183, далее - Фонд социального страхования, Фонд) о признании недействительным решения от 20.11.2017 N 345.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска (ОГРН 1042700263396, ИНН 2724022154, далее - ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска).
Решением от 02.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы, со ссылками на часть 1 статьи 7, часть 1 статьи 8, статью 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), указывается на то, что перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам является исчерпывающим. Специальной нормы о включении в указанный перечень единовременных поощрений за добросовестный труд лицам, уволенным по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, названным Законом не предусмотрено.
Кроме того, Фондом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобой, установленного статьей 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), мотивированное отсутствием возможности отправки почтовой корреспонденции и, соответственно, представления доказательств направления копии апелляционной жалобы лицу, участвующему в деле, а именно: ОАО "РЖД", находящемуся в г.Москве.
Рассмотрев данное ходатайство, суд апелляционной инстанции считает возможным его удовлетворить.
Фонд надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска в отзыве на жалобу указало на правомерность вынесенного Фондом социального страхования решения.
Законность и обоснованность принятого судебного решения проверена апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Фондом социального страхования проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов - Дальневосточной дирекцией по тепловодоснабжению - структурным подразделением Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 17.10.2017 N 420.
В ходе проверки Фонд социального страхования пришел к выводу о занижении обществом базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за 2015, 2016 годы на сумму 29 132 027,93 руб. в связи с невключением в нее предусмотренных Коллективным договором единовременных выплат работникам, увольняющимся в связи с выходом на пенсию.
После рассмотрения материалов проверки и иных документов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, должностным лицом Фонда социального страхования 20.11.2017 принято решение N 345 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Данным решением ОАО "РЖД" привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, за неуплату (неполную уплату) в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в сумме 168 965,76 руб. Кроме того, обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 844 828,81 руб. и пени за их несвоевременную уплату в сумме 59 190,52 руб.
Несогласие общества с указанным решением Фонда социального страхования послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах до 01.01.2017 были урегулированы Федеральным законом N 212-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.
В силу части 1 статьи 7 названного Закона объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, названных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. Так, в соответствии с подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 9 не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Основания и условия предоставления компенсаций работнику в связи с его увольнением установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 названного Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
Согласно статье 129 ТК РФ, заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 164 ТК РФ компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из положений статьи 5 ТК РФ выплаты, которые производятся работодателем работнику, могут устанавливаться также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Эти локальные нормативные акты входят в систему трудового законодательства.
Как правильно указал суд первой инстанции, из анализа приведенных выше норм права следует, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы Фонда социального страхования о том, что спорные выплаты произведены в рамках трудовых отношений и не включены в перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установленный подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 9, поэтому являются объектом обложения страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ.
Судом установлено, что пунктом 5.3.4 Коллективного договора на 2014-2016 годы, утвержденного распоряжением Президента ОАО "РЖД" от 30.12.2015 N 3145р, предусмотрена адресная корпоративная поддержка в виде единовременного поощрения за добросовестный труд в зависимости от стажа работы в Компании и в организациях федерального железнодорожного транспорта следующим работникам:
1) лицам, уволенным по собственному желанию из Компании впервые в связи с выходом на пенсию независимо от возраста, в том числе по инвалидности 1 и 2 группы;
2) лицам, уволенным по пункту 5 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания их полностью неспособными к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением и установлением им 1 или 2 нерабочей группы инвалидности.
Единовременное поощрение за добросовестный труд выплачивается в зависимости от стажа в следующем размере: мужчинам и женщинам, соответственно, от 5 до 10 лет; от 5 до 10 лет - среднемесячный заработок; с 10 до 20 лет; с 10 до 15 лет - два среднемесячных заработка; с 20 до 25 лет; с 15 до 20 лет - три среднемесячных заработка; с 25 до 30 лет; с 20 до 25 лет - четыре среднемесячных заработка; с 30 до 35 лет; с 25 до 30 лет - пять среднемесячных заработков; свыше 35 лет; свыше 30 лет - шесть среднемесячных заработков".
Проанализировав названный пункт Коллективного договора, суд пришел к выводу о том, что выплаты при увольнении с выходом на пенсию носят социальный характер, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), не носят систематический характер, не зависят от сложности, количества и качества выполняемой работы, следовательно, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, установив, что оспариваемое решение Фонда социального страхования не соответствует требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и нарушает права общества, возлагая на него обязанность по уплате указанных страховых взносов, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и признал данное решение недействительным.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального права, установленным обстоятельствам и имеющимся доказательствам, доводы жалобы их не опровергают, а сводятся к иному, чем у суда толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, что не является основанием для отмены принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.03.2018 по делу N А73-1179/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.