город Ростов-на-Дону |
|
28 июня 2018 г. |
дело N А53-39619/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей А.Н. Герасименко, А.Н. Стрекачёва,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колпаковым В.Н.,
при участии:
от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области: представителя Соколовой М.А. по доверенности от 12.09.2018, представителя Леонтьева А.А. по доверенности от 11.07.2017,
директора общества с ограниченной ответственностью "Саланг" Гогу В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саланг"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 26.04.2018 по делу N А53-39619/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саланг"
(ОГРН: 1036167013211, ИНН: 6164214676)
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 11
по Ростовской области
о признании решения недействительным,
принятое в составе судьи Мезиновой Э.П.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Саланг" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции ФНС России N 11 по Ростовской области N 716 от 05.09.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.04.2018 по делу N А53-39619/2017 заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда от 26.04.2018 по делу N А53-39619/2017, общество с ограниченной ответственностью "Саланг" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в соответствии с части 2 статьи 19 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.07.2016 N 360-ФЗ кадастровая стоимость подлежит пересчету до 01.01.2017 с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2014. Налоговым органом при вынесении решения были нарушены нормы действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и единообразие в их применении.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 26.04.2018 по делу N А53-39619/2017 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России N 11 по Ростовской области просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Саланг" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 11 по Ростовской области по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, представленной ООО "Саланг" вынесено решение от 05.09.2017 N 716 о привлечении к ответственности ООО "Саланг" за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с данным решением доначислен земельный налог в сумме 58 608,00 руб., начислены пени в сумме 2 579,63 руб., общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, с учетом смягчающих обстоятельств в виде штрафа в размере 5 860,80 рублей.
Основанием для доначисления недоимки, пени и привлечения к налоговой ответственности послужил вывод инспекции о занижении налогоплательщиком налогооблагаемой базы по земельному налогу в связи с применением обществом кадастровой стоимости участка, установленной по результатам кадастровой оценки, проведенной в 2007 году, и содержащейся в кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2014.
Решением УФНС России по Ростовской области решение инспекции от 05.09.2017 N 716 оставлено без изменения, жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обратился в суд с соответствующим заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции при вынесении решения обоснованно руководствовался следующим.
ООО "Саланг" в силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что ООО "Саланг" с 23.06.2011 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 61:02:120108:62 с видом разрешенного использования "под зданиями". Кадастровая стоимость участка по состоянию на 01.01.2015 составила 8 336 640,00 руб.
Налогоплательщиком при расчете налога за 2015 год применена кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2014 в размере 4 429 383,00 руб. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 66 441,00 руб.
Инспекцией применена кадастровая стоимость, содержащаяся в кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2016 в размере 8 336 640,00 руб. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 125 049,00 руб. Доначислено 58 608,00 руб. (125 049,00 - 66 441,00).
В апелляционной жалобе общество указало, что в силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ в 2015 и 2016 годах меняется экономическое основание земельного налога ввиду того, что изменилась стоимость объекта налогообложения. При этом определение налоговой базы по земельному налогу на основе более высокой стоимости объекта налогообложения, является нарушением прав субъекта предпринимательской деятельности как владельца земельного участка и плательщика земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ.
В соответствии со статьей 398 НК РФ налогоплательщики - организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года применять кадастровую стоимость объекта недвижимости, действующую на 1 января 2014 года или на 1 января года, когда она впервые стала действовать в целях налогообложения. Указанное решение высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации могло быть принято до 20 декабря 2016 года и направлено не позднее 3 дней с даты принятия в Росреестр.
Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ может быть принято решение в отношении кадастровой стоимости, определяемой в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Согласно такому решению с 1 января 2017 г. по 1 января 2020 г., если применение кадастровой стоимости предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, используется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на одну из следующих дат (п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ): - 1 января 2014 г.;
- 1 января года, в котором кадастровая стоимость впервые начала действовать для целей налогообложения (если на 1 января 2014 г. она отсутствовала или не применялась для целей налогообложения).
Исключение составляют случаи, когда кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 г., меньше, чем его кадастровая стоимость, действующая на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором кадастровая стоимость впервые начала использоваться для целей налогообложения (если на 1 января 2014 г. она отсутствовала или не применялась для целей налогообложения). В такой ситуации используется кадастровая стоимость, определенная после одной из следующих дат (п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ): - 1 января 2014 г.; - 1 января года, в котором кадастровая стоимость впервые начала действовать для целей налогообложения (если на 1 января 2014 г. она отсутствовала или не применялась для целей налогообложения).
С учетом указанных норм, кадастровая стоимость, действующая на 1 января 2014 г., применяется для целей налогообложения с 1 января 2017 г. по 1 января 2020 г. и изменению в указанный период не подлежит.
В Ростовской области актуализированная кадастровая стоимость земельных участков населенных пунктов в границах муниципальных районов Ростовской области утверждена постановлением Правительства Ростовской области N 777 от 25.11.2014 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах муниципальных районов Ростовской области".
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 27.11.2014, а затем опубликовано в собрании правовых актов Ростовской области N 11 (часть 1), подписано в печать 19.12.2014.
В указанном постановлении приведена кадастровая стоимость спорного участка в размере 8 336 639,4 руб.
В соответствии с ФЗ от 21.10.2011 N 289-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальный интернет-портал правовой информации с 10.11.2011 получил статус источника официального опубликования правовых актов.
Пунктом 3 постановления Правительства Ростовской области от 25.11.2014 N 777 установлено, что указанное постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Из разъяснений, изложенных в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", следует, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В рассматриваемой ситуации постановления Правительства Ростовской области от 25.11.2014 N 777 было опубликовано 27.11.2014, следовательно, оно вступило в законную силу 28.12.2014 и подлежит применению с 01.01.2015, то есть, с первого числа очередного налогового периода по земельному налогу.
Таким образом, расчет земельного налога за 2016 год по земельному участку инспекцией обоснованно произведен исходя из кадастровой стоимости, представленной уполномоченным органом, осуществляющим кадастровый учет, по состоянию на 01.01.2016.
Кроме того, пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, в "Собрание законодательства РФ", 04.07.2016, N 27 (часть II), ст. 4293 и в "Российская газета", N 151, 12.07.2016.
В последующем Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 19 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4293) были внесены изменения.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ, вступили в силу со дня его официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.11.2016).
Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ сформулировано общее правило, в соответствии с которым акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Поскольку пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в рассматриваемом случае подлежит применению в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ предусмотрено, что высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение, что в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года.
Из изложенного следует, что положения статьи 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ применяются на территории субъекта Российской Федерации только по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Доказательств принятия соответствующего решения налогоплательщиком не представлено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, приведенные в суде первой инстанции, и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в дело доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на заявителя.
Вместе с тем обществом с ограниченной ответственностью "Саланг" за рассмотрение апелляционной жалобы излишне уплачена госпошлина в сумме 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 23.05.2018 N 42, которая подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.04.2018 по делу N А53-39619/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Саланг" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 23.05.2018 N 42.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-39619/2017
Истец: ООО "САЛАНГ"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N11 по Ростовской области, МИФНС N 11 по РО