г. Красноярск |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А33-8494/2018 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Морозова Н.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Курагинском районе Красноярского края
на определение Арбитражного суда Красноярского края от "13" апреля 2018 года по делу N А33-8494/2018, принятое судьей Федориной О.Г.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Курагинском районе Красноярского края (ИНН 2423009230, ОГРН 1022400875881) (далее по тексту - взыскатель, заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Отдела сельского хозяйства администрации Курагинского района (ИНН 2423005652, ОГРН 1022400876805) (далее - должник, Отдел) суммы финансовой санкции в размере 6000 рублей за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере за июнь, июль 2016 года.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от "13" апреля 2018 года в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пенсионный фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное определение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт о выдаче судебного приказа.
Из апелляционной жалобы следует, что суд отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа, так как страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах. Между тем, судом не учтено, что в дополняющей форме СЗВ-М страхователь предоставил сведения в отношении 6 застрахованных лиц за июнь 2016 года, а также предоставил сведения в отношении 6 застрахованных лиц за июль 2016 года при этом в исходной форме эти застрахованные лица указаны не были, соответственно страхователь не дополнил и не уточнил ранее представленные сведения, так как им изначально были представлены недостоверные сведения.
Кроме того, заявитель жалобы полагает, что суд первой инстанции неправильно исчислил предельный срок для Пенсионного фонда на обращение в суд с заявлением о взыскании санкций в судебном порядке.
Пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 62) разъяснено, что исходя из особенностей приказного производства как одной из форм упрощенного производства жалобы на определения о возвращении заявления о выдаче судебного приказа, определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа рассматриваются судом апелляционной инстанции единолично без вызова взыскателя и должника (часть 1 статьи 272.1, часть 5 статьи 3 АПК Российской Федерации).
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника 6000 рублей штрафа послужили решения учреждения от 16.10.2017 N 205S19170017870 и N 205S19170017870 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", принятые по результатам проведенных 05.09.2017 проверок (акты N 205S18170017051 и N 205S18170017050) достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Данными решениями должник привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования при представлении сведений по форме СЗВ-М ("Дополняющая") за июнь, июль 2016 года. Сведения представлены по телекоммуникационным каналам связи 13.01.2017.
По результатам проверок фондом составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 05.09.2017 (акты N 205S18170017051 и N 205S18170017050). Должнику выставлены требования от 23.11.2017 N 205S01170432783 и N 205S01170432782 с предложением уплаты штрафа в срок до 12.12.2017.
В связи с истечением срока для добровольного исполнения требования взыскатель в соответствии с абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника 6000 рублей штрафа.
Суд первой инстанции отказал в принятии заявления фонда о выдаче судебного приказа на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что обществом самостоятельно представлены необходимые корректирующие (дополняющие) сведения, данные обстоятельства могут быть признаны основанием для освобождения страхователя от ответственности, поэтому требование о взыскании финансовой санкции не может быть признано бесспорным.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что индивидуальные сведения о застрахованных лицах представлены Отделом 13.01.2017, следовательно, срок на взыскание санкций в судебном порядке, исчисленный исходя из совокупности указанных сроков, с учетом фактических сроков вынесения решения по результатам проверки, направления требования об уплате санкций, срока добровольного исполнения страхователем требования, истек. Обращение в суд Пенсионного Фонда 30.03.2018 (посредством почтовой связи) свидетельствует о пропуске срока взыскания санкций со страхователя.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета. В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из толкования данной нормы следует, что законодателем установлено два состава правонарушения, влекущих привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:
- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона,
- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Отделом в Пенсионный фонд 06.07.2016 представлена отчетность по форме СЗВ-М за июнь 2016 года, 02.08.2016 представлена отчетность по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
Затем обществом 13.01.2017 представлены дополняющие сведения по форме СЗВ-М за июнь, июль 2016 года в отношении 12 застрахованных лиц.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Закона N 27-ФЗ приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждена (далее - Инструкция).
Согласно пункту 39 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
При наличии обстоятельств, которые в соответствии с приведенным правовым регулированием могут служить основанием для освобождения страхователя от ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии спора о праве.
Из заявления о выдаче судебного приказа усматривается, что Управление Пенсионного Фонда просит взыскать с должника штраф за представление неполных и (или) недостоверных сведений. При этом, как обоснованно установлено судом первой инстанции, ни в акте, ни в решении не указано, в чем выразилась недостоверность (неполнота) представленных страхователем сведений, в отношении какого из вида сведений, указанных в "Дополняющей" форме (страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица; его фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика) выявлена неполнота или недостоверность.
Более того, по имеющимся в материалах дела доказательствам отделом сельского хозяйства администрации Курагинского района самостоятельно представлены необходимые корректирующие ("дополняющие") сведения. Доказательств обнаружения ошибок именно Управлением Пенсионного фонда в материалы дела не представлено, что не позволяет суду установить наличие (отсутствие) оснований для освобождения страхователя от ответственности. В рассматриваемом случае, правомерность применения к страхователю санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не может считаться бесспорной.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ урегулирован порядок взыскания фондом финансовых санкций.
При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение:
о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, данной статьей не установлены сроки составления акта и проведения проверки и сроки обращения в суд с иском о взыскании санкции.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 5.5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ заявление могло быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Названный закон с 01 января 2017 года утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
В таком случае в силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании со страхователя суммы санкции Управление Пенсионного фонда вправе было обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.
Сроки камеральной проверки представленных страхователем сведений Федеральным законом N 27-ФЗ не урегулированы в отличие от Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлены сроки проведения камеральной проверки - 3 месяца (статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 100 НК РФ указано, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Таким образом, 10 дней на составление акта не входят в 3 месяца на проведение проверки, что подтверждается судебной практикой (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 31.05.2012 N 33-5320/2012, определение ВАС РФ от 17.07.2013 N ВАС-8443/13 по делу N А47-7853/2012, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 по делу N А19-307/2013).
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Информационного письма N 71 от 17.03.2003, применимой при рассмотрении настоящего спора в связи с тождественностью правового регулирования процедуры взыскания налогов и страховых взносов, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 от 30.07.2013 "О некоторых вопросах, возникающих по применению арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Согласно пункту 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определяемый днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что составление акта проверки 05.09.2017 по результатам проверки соблюдения срока представления индивидуальных сведений, полученных Управлением Пенсионного Фонда 13.01.2017 осуществлено с нарушением установленного трехмесячного срока для проведения камеральной проверки, не может служить основанием для исчисления срока взыскания от даты его составления.
В таком случае предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций должен был быть рассчитан соответствующим образом:
13.01.2017 представлены дополняющие сведения о застрахованных лицах,
05.09.2017 составлены акты фактически (допустимо 3 месяца + 10 дней, предельный срок должен быть до 28.04.2017),
07.09.2017 - направление акта почтой фактически (допустимо в течении 5 дней), исходя из правильного определения срока проведения камеральной проверки -10.05.2017,
15.09.2017 считается врученным фактически(+ 6 дней на вручение акта), исходя из правильного исчисления срока - 18.05.2017
+ 15 дней на возражения = 06.10.2017 фактически, исходя из правильного исчисления срока - 08.06.2017
+ 10 дней на принятие решения, принято 16.10.2017, должно быть 23.06.2017,
23.10.2017 направлено почтой (допустимо в течении 5 дней), должно 30.06.2017,
+ 6 дней на вручение решения = 31.10.2017, должно 10.07.2017,
+ 10 дней на вступление в силу + 10 дней на направление требования. Однако требование вынесено 23.11.2017, направлено почтой 24.11.2017, должно 24.07.2017, 07.08.2017,
+ 6 дней на вручение почтой = 04.12.2017, должно 15.08.2017,
+ 10 дней на добровольное исполнение требование = 18.12.2017, должно 29.08.2017
+ 6 месяцев = 19.06.2018 (в отношении двух сведений, так как сроки совпадают), а исходя из правильного исчисления срока 28.02.2018.
С заявлением о выдаче судебных приказов фонд обратился 30.03.2018.
Индивидуальные сведения о застрахованных лицах представлены Отделом сельского хозяйства администрации Курагинского района 13.01.2017, следовательно, срок на взыскание санкций в судебном порядке, исчисленный исходя из совокупности указанных сроков, с учетом фактических сроков вынесения решения по результатам проверки, направления требования об уплате санкций, срока добровольного исполнения страхователем требования, истек. Обращение в суд Управления Пенсионного Фонда 30.03.2018 (посредством почтовой связи) свидетельствует о пропуске срока взыскания, что является основанием для отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа по пункту 3 части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 26 постановление Пленума ВС РФ N 62 в связи с наличием спора о праве.
С учетом изложенного определение суда первой инстанции об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обжаловании определений, не предусмотренных указанной нормой, государственная пошлина уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" апреля 2018 года по делу N А33-8494/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение (определение) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8494/2018
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КУРАГИНСКОМ РАЙОНЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ОТДЕЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ КУРАГИНСКОГО РАЙОНА