г. Саратов |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А57-23942/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 апреля 2018 года по делу N А57-23942/2017 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026, 410007, г. Саратов, ул. Чехова, 2)
о признании незаконным предписания от 18.08.2017 N 101-06-05,
Заинтересованные лица:
Государственная жилищная инспекция Саратовской области (ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998, 410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев, 114)
Аникеенко Антонина Ивановна,
при участии в судебном заседании:
представителя Государственной жилищной инспекции Саратовской области - Воробьевой Л.В., действующей на основании доверенности от 25.05.2018,
представителя Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района -Никишиной О.В., действующей на основании доверенности от 05.06.2017,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - заявитель, АТСЖ Ленинского района) с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - ГЖИ Саратовской области, Инспекция) от 18.08.2017 N 101-06-05.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Аникеенко Антонина Ивановна.
Решением от 19 апреля 2018 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных АТСЖ Ленинского района требований отказал. Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда по настоящему делу от 05.10.2017, суд отменил.
Кроме того суд возвратил АТСЖ Ленинского района уплаченную в федеральный бюджет госпошлину в сумме 3000 руб.
АТСЖ Ленинского района не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Аникеенко Антонина Ивановна извещена о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, явку не обеспечила.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 30.05.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 28.06.2018 до 09 час. 15 мин.
Протокольное определение об объявлении перерыва оглашено в открытом судебном заседании; в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) размещена информация о времени и месте продолжения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, АТСЖ Ленинского района на основании договора от 24.08.2015 осуществляет управление многоквартирным домом N 6 по ул. Уфимцева в г. Саратове.
На основании распоряжения ГЖИ Саратовской области N 562-06-14 от 19.07.2017 проведена проверка с целью соблюдения Ассоциацией ТСЖ Ленинского района обязательных требований к установлению собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Саратов, ул. Уфимцева, д.6, платы по статье "содержание жилья (ОДН)" в размере 2,45 руб./кв.м. в июне 2017 года, по рассмотрению обращения от 13.07.2017 N 11906-01-07А.
В ходе проверки административным органом установлены нарушения обязательных требований части 9.1. статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации; пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491; пункта 27 Приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением РФ от 23.05.2006 N 306.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 18.08.2017 N 386-06-06.
По результатам проверки АТСЖ Ленинского района 18.08.2017 выдано предписание N 101-06-05 о прекращении нарушения, указанного в пункте 1 предписания, а именно: произвести перерасчет начисленной в июне 2017 года собственникам помещений в многоквартирном доме N6 по ул. Уфимцева г.Саратова платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, сточные воды), потребляемые в целях содержания общего имущества (в платежном документе включены в статью "содержание жилья (ОДН)") с учетом площади помещений, указанных в перечне состава общего имущества для определения нормативов потребления данных коммунальных ресурсов (исключить из расчета площадь машинных отделений, лифтов, мусоросборников, теплоузлов (тех.подполья), пожарных выходов). С даты получения настоящего предписания исключить нарушения, указанные в пункте 1 предписания.
Не согласившись с указанным предписанием, АТСЖ Ленинского района обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что выданное предписание законное и обоснованное, не нарушает права в сфере экономической деятельности. Нормы действующего законодательства, указанные в предписании, применены Инспекцией правомерно.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Государственная жилищная инспекция Саратовской области является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляющим на территории Саратовской области государственный жилищный надзор.
Согласно пункту 4.2. статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля в том числе обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья.
С целью проверки доводов, изложенных в обращении гр. Аникеенко А.И. от 13.07.2017 N 11906-01-07А, ГЖИ Саратовской области проведена проверка соблюдения Ассоциацией ТСЖ Ленинского района обязательных требований к установлению собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Саратов, ул. Уфимцева, д.6, платы по статье "содержание жилья (ОДН)" в размере 2,45 руб./кв.м. за период - июнь 2017 года.
В ходе проверки административным органом установлены нарушения обязательных требований части 9.1. статьи 156 ЖК РФ; пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491); пункта 27 Приложения N1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением РФ от 23.05.2006 N306 (далее - Правила N 306).
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 18.08.2017 N 386-06-06.
По результатам проверки АТСЖ Ленинского района 18.08.2017 выдано предписание N 101-06-05 о прекращении нарушения, указанного в пункте 1 предписания, а именно: произвести перерасчет начисленной в июне 2017 года собственникам помещений в многоквартирном доме N6 по ул. Уфимцева г. Саратова платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, сточные воды), потребляемые в целях содержания общего имущества (в платежном документе включены в статью "содержание жилья (ОДН)") с учетом площади помещений, указанных в перечне состава общего имущества для определения нормативов потребления данных коммунальных ресурсов (исключить из расчета площадь машинных отделений, лифтов, мусоросборников, теплоузлов (тех.подполья), пожарных выходов). С даты получения настоящего предписания исключить нарушения, указанные в пункте 1 предписания.
В силу частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плата за коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) плата за содержание жилья включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Положения пункта 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 3 Правил N 306 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498), предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления.
С 1 июня 2017 года применяются нормативы, установленные постановлениями комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 мая 2017 года N 25/1 и от 17 июня 2016 года N 25/3 (с изменениями, внесенными постановлением N 25/2 от 19 мая 2017 года).
Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 квадратный метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме.
В указанных целях площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений.
Как следует из материалов дела, выводы надзорного органа о нарушении АТСЖ Ленинского района требований действующего законодательства связаны с применением последним при расчете платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, сточные воды) за июнь 2017 года, потребляемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N 6 на ул. Уфимцева, площадей машинных отделений, лифтов, мусоросборников, теплоузлов (тех.подполья), пожарных выходов (всего 762,9 кв.м.).
Признавая расчет норматива потребления коммунальных услуг (холодная вода, горячая вода, сточные воды) на общедомовые нужды заявителя с учетом площадей вышеуказанных помещений ошибочным, Инспекция приняла во внимание, что в соответствии с пунктом 27 Приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, указанные помещения отсутствуют в перечне состава общего имущества для определения нормативов потребления данных коммунальных ресурсов.
Изучив материалы дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что включение указанных помещений в состав общего имущества для определения нормативов потребления данных коммунальных ресурсов является неправомерным, указанное нарушение привело к завышению платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, отведение сточных вод) в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N 6 по ул. Уфимцева г. Саратова.
Заявитель апелляционной жалобы считает правомерным произведенный им по названной коммунальной услуге расчет с учетом указанных площадей, ссылаясь на необходимость применения статьи 36 ЖК РФ, в силу которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также на пункт 2 Правил N 491.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод по следующим основаниям.
Согласно пункту 27 Приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
При этом при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за такие услуги, представленные на общедомовые нужды.
Общая площадь помещений многоквартирного дома N 6 по ул. Уфимцева г.Саратова, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, применимая для определения объема холодной и горячей воды согласно действующему жилищному законодательству, составляет 5053,3 кв.м. (в соответствии с техническим паспортом - площадь лестниц, коридоров, колясочных).
В рассматриваемом случае используемое заявителем при расчете размера платы за коммунальные услуги значение площади мест общего пользования в многоквартирном доме 5816,2 кв. м. является неправомерным, не соответствует данным, содержащимся в техническом паспорте на многоквартирный дом и действующему законодательству в соответствии с которым определяется норматив потребления указанных коммунальных ресурсов.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в ходе проверки прокуратуры Ленинского района г. Саратова совместно с Государственной жилищной инспекцией области были выявлены аналогичные нарушения со стороны АТСЖ Ленинского района при определении объема холодной и горячей воды с января по май 2017 года в целях содержания общего имущества данного многоквартирного дома, что привело к завышению платы на 0,6 руб./кв.м.
В связи с чем, прокуратурой Ленинского района г. Саратова было внесено представление по устранению выявленных нарушений и возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Решением Мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Саратова от 22.11.2017 по делу N 5-969/2017 вынесено постановление о признании АТСЖ Ленинского района виновным в совершении административного правонарушения и назначении соответствующего административного наказания.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что предписание от 18.08.2017 N 101-06-05 выдано Государственной жилищной инспекции Саратовской области в соответствии с действующим законодательством, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы АТСЖ Ленинского района подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Определением от 29 мая 2018 года Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Таким образом, с АТСЖ Ленинского района подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 апреля 2018 года по делу N А57-23942/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026, 410007) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.