г. Киров |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А29-410/2018 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Немчаниновой М.В.
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.03.2018 по делу N А29-410/2018, принятое судом в порядке упрощенного производства в составе судьи Огородниковой Н.С.,
по заявлению Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республике Коми (ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073)
к обществу с ограниченной ответственностью "Дока" (ИНН: 1101124727, ОГРН: 1061101013665)
о взыскании 2 000 рублей штрафа,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республике Коми (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дока" (далее - ООО "Дока", Общество, ответчик) о взыскании 2 000 рублей штрафных санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ), начисленных на основании решений от 08.08.2017 N 007S19170004611, N 007S19170004535.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.03.2018 заявленные требования Пенсионного фонда удовлетворены частично. Суд взыскал с Общества в пользу Управления 1 500 рублей штрафных санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ, начисленных на основании решения N 007S19170004535 от 08.08.2017. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республике Коми с принятым решением суда, в части отказа во взыскании 500 рублей штрафа, не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.03.2018 в оспариваемой части отменить и принять в данной части новый судебный акт.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о пропуске срока для обращения с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке; с заявление о взыскании штрафа Управление обратилось в суд в пределах срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также заявитель жалобы указывает, что проверка в отношении Общества была проведена в соответствии с Законом N 27-ФЗ и в пределах срока предусмотренного статьей 17 указанного Закона. По мнению Пенсионного фонда, моментом обнаружения правонарушения следует считать дату составления протокола о выявлении нарушения.
ООО "Дока" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с пунктами 47, 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба заявителя рассмотрена Вторым арбитражным апелляционным судом без проведения судебного заседания, без вызова сторон, после истечения срока, установленного судом для представления отзыва на апелляционную жалобу.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.05.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.05.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.06.2016 Общество представило в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за май 2016 года в отношении 10 застрахованных лиц (л.д. 15, 16).
03.08.2016 Общество представило в Управление отчет по форме РСВ-1 за полугодие 2016 года о начисленных и уплаченных страховых взносах (л.д. 17-29).
Управление провело проверку по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой Фонд установил расхождение между указанными сведениями в этих формах отчетности, а именно: в форме СЗВ-М сведения в отношении 10 застрахованных лиц, в форме РСВ-1 - 11 застрахованный лиц. На этом основании Фонд пришел к выводу, что Обществом не представлены в установленный законом срок сведения по форме СЗВ-М за май 2016 года в отношении 1 застрахованного лица.
Результаты проверки отражены в акте от 27.06.2017 (л.д. 32-33).
Рассмотрев материалы проверки, начальник отдела Управления принял решение от 08.08.2017 N 007S19170004611 о привлечении страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 500 рублей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 37-38).
Требованием от 23.08.2017 Обществу предложено уплатить штраф в сумме 500 рублей в срок до 12.09.2017 (л.д. 42).
В добровольном порядке штраф Обществом не уплачен, в связи с чем, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Управлением требований в части взыскания с Общества штрафа в размере 500 рублей, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу, что Управлением пропущен срок установленный законом для взыскания штрафа в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции действующей до 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица), по форме СЗВ-М. Согласно названной норме в редакции действующей с 01.01.2017 - не позднее 15-го числа.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В части 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
Ранее, до 31.12.2016, аналогичная норма содержалась в статье 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", которая применялась при взыскании указанных штрафов в силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
В статье 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (часть 6).
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 7).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 14).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16).
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за полугодие 2016 года представлен Обществом 03.08.2016 (дата выявления правонарушения). Следовательно, срок на взыскание санкций за непредставление сведений по форме СЗВ-М за май 2016 года в судебном порядке, исчисленный исходя из совокупности сроков, определенных частью 2 статьи 34, частью 1 и 12 статьи 39 Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, статьей 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции с 01.01.2017), пунктом 3 статьи 46, статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом сроков для проведения камеральной проверки представленных сведений, а также срок принятия решения, выставления требования, срок для добровольного исполнения страхователем требования к моменту обращения в суд Пенсионного фонда (17.01.2018) истек.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока Управлением не заявлено.
То обстоятельство, что правонарушение зафиксировано актом от 27.06.2017, не может служить основанием для исчисления срока давности взыскания штрафа с даты его принятия, так как данный акт составлен с нарушением срока, установленного статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд учитывает положения пункта 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в котором разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на дату обращения Пенсионного фонда в суд (17.01.2018) с заявлением о взыскании с Общества финансовых санкций за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за май 2016 года срок, установленный законом для взыскания штрафа в судебном порядке, истек.
Кроме того, в акте о выявленном нарушении и в решении о привлечении страхователя к ответственности отсутствует причина расхождения между представленными Обществом сведениями за один период в разных формах. Заполнение форм с ошибками, а также в отсутствие доказательств того, какая из форм отчетности содержит правильные сведения, само по себе не свидетельствует о совершении страхователем правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Инструкциями о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, предусмотрено (в том числе, в пункте 41 Инструкции N 987н, в пункте 37 Инструкции N 766н), что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок страхователю вручается уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок (в течение пяти рабочих дней по Инструкции N 766н) со дня получения уведомления территориального органа фонда представляет в территориальный орган фонда уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции N 766н).
Материалами дела не подтверждается, что Обществу направлялось уведомление об устранении имеющихся расхождений. Доказательств направления протокола от 19.06.2017 не имеется (л.д. 63). Акт о выявленном правонарушении и решение о привлечении страхователя к ответственности не содержат сведений о направлении протокола об устранении имеющихся расхождений.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что сведения по форме СЗВ-М (исходные) за май 2016 года представлены страхователем (03.06.2016), установленный законом срок их представления не нарушен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Управлению в удовлетворении заявленных требований о взыскании 500 рублей штрафных санкций, начисленных на основании решения от 08.08.2017 N 007S19170004611.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.03.2018 по делу N А29-410/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-410/2018
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СЫКТЫВКАРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Ответчик: ООО "Дока"