г. Киров |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А29-18158/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.04.2018 по делу N А29-18158/2017, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми
(ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073)
к Коми региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия" (ИНН: 1101477521, ОГРН: 1021100004705),
о взыскании 3 500 руб. штрафных санкций,
установил:
Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республике Коми (далее - Управление, Фонд) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Коми региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия" (далее - Организация, страхователь) о взыскании 3 500 руб. штрафных санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, начисленных на основании решений от 09.08.2017 N007S19170004581 и N 007S19170004580.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что заявление о взыскании штрафа было подано им в пределах срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поэтому у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска срока на обращение с заявлением в суд.
Таким образом, Фонд считает, что решение от 09.04.2018 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Организация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 23.05.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 24.05.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание 28.06.2018 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 09.04.2018 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования Организации на основе сведений о застрахованных лицах формы СЗВ-М (исходная) за май 2016, представленных 09.06.2016, формы РСВ-1 за полугодие 2016, представленной 28.07.2016, а также на основе сведений о застрахованных лицах формы СЗВ-М (исходная) за июнь 2016, представленных 08.07.2016, формы РСВ-1 за полугодие 2016, представленной 28.07.2016, по результатам которой 28.06.2017 составлены акты N 007S18170005013 и N007S18170005014 и 09.08.2017 вынесены решения N 007S19170004580 и N 007S19170004581 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 3 500 руб., предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 указанного Федерального закона.
Управление направляло страхователю требования от 30.08.2017 N 007S01170156712 и N 007S01170156710 об уплате штрафа в размере 3 500 руб. в срок до 19.09.2017.
Поскольку Организация штраф добровольно не уплатила, Управление обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь Федеральными законами от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), статьями 213, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57), статьей 46 НК РФ, признав, что Управлением пропущен срок, установленный законом для взыскания штрафа в судебном порядке, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Статья 17 Закона N 27-ФЗ не устанавливает срок, в течение которого должно быть установлено допущенное нарушение, и срок, в течение которого в суд должно быть направлено заявление о взыскании финансовой санкции.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 01.01.2017 регулировались Законом N 212-ФЗ.
На основании части 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Однако Закон N 212-ФЗ с 01.01.2017 утратил силу в связи с принятием Закона N 250-ФЗ.
Вместе с тем, согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Сроки камеральной проверки представленных страхователем сведений Законом N 27-ФЗ не урегулированы, тогда как в НК РФ установлены сроки проведения камеральной проверки - 3 месяца (статья 88 НК РФ).
В силу правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной им в пункте 31 Постановления N 57, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, о совершенном Организацией правонарушении в части непредставления необходимых сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении трех (май 2016) и четырех (июнь 2016) застрахованных лиц, Фонду стало известно 28.07.2016, то есть в момент представления страхователем расчета по форме РСВ-1 за полугодие 2016.
Между тем, совершенное страхователем правонарушение Управление зафиксировало в актах только 28.06.2017 - спустя год после представления Организацией сведений 28.07.2016 за полугодие 2016, что обоснованно было признано судом первой инстанции нарушением взыскателем срока, установленного для проведения камеральной проверки, так как, начиная именно с 28.07.2016, обнаружив допущенное страхователем нарушение срока представления сведений за соответствующие периоды, Фонд как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением страхователями законодательства об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации, обязан был проверить соблюдение Организацией срока, установленного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, для предоставления индивидуальных сведений о застрахованных лицах за май и июнь (полугодие) 2016.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отражение допущенного Организацией нарушения сроков представления сведений о застрахованных лицах в актах от 28.06.2017 (через год с момента обнаружения такого факта), не может служить основанием для исчисления срока давности взыскания штрафной санкции с даты составления данного акта, так как он составлен с нарушением срока, установленного для проведения камеральной проверки. Соответственно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о пропуске Управлением срока на взыскание штрафа в судебном порядке.
Довод заявителя апелляционной жалобы о соблюдении им пункта 3 статьи 46 НК РФ апелляционный суд не принимает и обращает внимание Управления, что предложенная им трактовка норм материального права и фактически имевших место обстоятельств, названных в жалобе, не опровергает вывод суда первой инстанции о нарушении Фондом сроков на обращение с заявлением в суд.
Таким образом, Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.04.2018 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.04.2018 по делу N А29-18158/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республике Коми (ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.