г. Пермь |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А71-9825/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Гладких Е.О., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя акционерного общества "Летний сад им. М. Горького"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 марта 2018 года по делу N А71-9825/2017,
принятое судьёй Иютиной О.В.,
по заявлению акционерного общества "Летний сад им. М. Горького" (ИНН 1831099449, ОГРН 1041800270830)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ИНН 1835064045, ОГРН 1051802206389)
о признании недействительным предписания в части,
установил:
Акционерное общество "Летний сад им. М. Горького" (далее - заявитель, АО "Летний сад им. М. Горького") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным пункта 2 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо) от 14.06.2017 N 362.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.03.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "Летний сад им.М.Горького" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что требования предписания изложены не ясно.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике на основании распоряжения от 17.05.2017 N 237 проведена внеплановая выездная проверка деятельности АО "Летний сад им. М. Горького".
В ходе проверки 18.05.2017 проведено санитарно-эпидемиологическое обследование территории парка им. С.М. Кирова г. Ижевска АО "Летний сад им. М. Горького", расположенного по адресу: г.Ижевск, ул. Кирова, 8, в ходе которого установлено, что территория парка площадью 87 га расположена в Октябрьском районе и граничит с территорией БУК УР "Государственный зоологический парк Удмуртии", проезжей частью ул. Песочной, территорией АО "Ижевский электромеханический завод "Купол", водной поверхностью Ижевского пруда, территорией МУП г. Ижевска "Ижводоканал", имеет ограждение со стороны БУК УР "Государственный зоологический парк Удмуртии" и АО "Ижевский электромеханический завод "Купол", частично ограждена со стороны проезжей части ул. Песочной, с остальных сторон ограждение территории отсутствует. Территория парка зонирована, дорожки в центральной части парка имеют твердое асфальтовое покрытие, в остальных частях дорожки и тропы без твердого покрытия. На территории парка оборудованы три контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов. Площадки имеют асфальтовое и бетонное покрытии, ограждены по периметру профнастилом, сеткой-рабицы. В момент проведения обследования строительный мусор и ветки деревьев свалены за контейнером. Вдоль асфальтированных дорожек в центральной части парка для сбора отходов установлены металлические урны. На остальной территории урны отсутствуют. Благоустройство лесного массива парка не выполнено: не проведены санитарная рубка сухостоя, не убран валежник и прошлогодняя трава, не выполнено разреживание кустарника, что является нарушением требований п.8.5.1. СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита", п. 7.4.1.9. СП 3.1.3310-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами" и создает условия для заселения территории парка дикими и бродячими животными, грызунами, сохранения и размножения иксодовых клещей, приводит к риску заражения людей на территории парка инфекционными болезнями, передающимися иксодовыми клещами, что подтверждено актами производственного контроля ООО "Роса" перед проведением истребительных мероприятий от 02.05.2017 г. (по учету численности грызунов) и от 04.05.2017 (по учету численности иксодовых клещей), актом производственного контроля эффективности противоклещевой (акарицидной обработки) от 12.05.2017.
Актом N 191 от 18.05.2017 санитарно-эпидемиологического обследования подтверждено, что территория парка заселена мелкими мышевидными грызунами. Исследование на наличие грызунов проводилось в лесной зоне за пейнтбольным клубом "Логово", отловлен 1 экземпляр лесной мыши на 20 ловушек за срок 1 сутки, что при перерасчете на 100 ловушко-суток составило 5 %. При обследовании выявлено, что в лесная часть парка является продолжением дикого леса Як-Бодьинского тракта, бытовой мусор не вывезен, заросла кустарниковой порослью, со скоплением валежника, не выкорчеванными пнями, что создает благоприятную обстановку для заселения мелкими мышевидными грызунами, сохранения и размножения иксодовых клещей, являющихся переносчиками и резервуарами природно-очаговых инфекций и представляющими опасность для человека.
Актом N 193 от 18.05.2017 санитарно-эпидемиологического обследования с фототаблицами N 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 17, 19, 37, 38, 39, 40 подтверждено частичное ограждение территории парка, наличие строительного и бытового мусора, отходов от обрезки деревьев и кустарников возле контейнеров, нахождением на территории парка бесхозных туалетных пластиковых кабин, находящихся в антисанитарном состоянии, что привлекает на территорию парка мелких и средних млекопитающихся животных (диких и бородячих животных, грызунов), и снижает эффективность выполненных истребительных мероприятий против грызунов, создает на территории парка для отдыхающих зону риска заражения природно-очаговыми инфекционными болезнями.
По результатам проверки составлен акт проверки от 14.06.2017 N 235 и в адрес АО "Летний сад им.М.Горького" выдано предписание от 14.06.2017 N 362, в п. 2 которого указано на необходимость в срок до 01.10.2017 обеспечить ограждение территории парка забором, полосой зеленых насаждений или другим естественным ограждением по периметру.
АО "Летний сад им. М. Горького", полагая, что данное предписание в указанной выше части является незаконным, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным предписания в оспариваемой части.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции в данной части не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.03.2008 N 19 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита. Санитарно-эпидемиологические правила" (далее СП 3.1.3.2352-08).
В соответствии с п. 8.2. СП 3.1.3.2352-08 мероприятиями по неспецифической профилактике клещевого вирусного энцефалита являются: индивидуальная (личная) защита людей; уничтожение клещей (противоклещевые мероприятия) в природных биотопах с помощью акарицидных средств; экологически безопасное преобразование окружающей среды; истребление мышевидных грызунов (дератизационные мероприятия).
Согласно п. 8.5. СП 3.1.3.2352-08 экологически безопасное преобразование окружающей среды направлено на создание неблагоприятных условий для развития клещей, в том числе на снижение численности мелких и средних млекопитающих - прокормителей клещей.
В силу п. 8.5.1 СП 3.1.3.2352-08 необходимо проводить благоустройство лесных массивов, в том числе санитарные рубки и удаление сухостоя, валежника и прошлогодней травы, разреживание кустарника, уничтожение свалок бытового и лесного мусора. Участки территории, наиболее часто посещаемые людьми, необходимо оградить от проникновения домашних и диких животных, которые могут занести клещей. Особое внимание необходимо уделять парковым дорожкам, детским площадкам, кладбищам и другим местам массового пребывания людей, где травяная растительность должна быть скошена. Оздоровительные (особенно детские) организации следует размещать на участках, где зарегистрировано отсутствие или низкая численность клещей (п. 8.5.2.).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.11.2015 N 78 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3310-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами" (далее СП 3.1.3310-15).
В соответствии с п. 7.4.1.10 СП 3.1.3310-15 руководители организаций, расположенных в зоне природных очагов (или зонах риска) инфекций, передающихся иксодовыми клещами, перед их открытием должны обеспечить:
- расчистку прилегающих территорий от мусора, валежника, сухостоя в радиусе 50 - 100 м вокруг организации;
- покос и расчистку от травяной растительности территории организации;
- ограждение территории организации забором, полосой зеленых насаждений или другим естественным ограждением по периметру. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий;
- проведение барьерных акарицидных обработок (за 5 - 7 дней до заезда), создавая ширину барьера не менее 50 м по периметру ограждения.
Имеющимися в материалах дела доказательствами (акты обследования от 18.05.2017 N 191, от 18.05.2018 N 193, акт проверки от 14.06.2017 N 235, подтверждается, что в ходе внеплановой проверки было установлено, что территория парка им.С.М. Кирова г.Ижевска АО "Летний сад им. М.Горького", расположенного по адресу: г.Ижевск, ул. Кирова, 8, граничит с территорией БУК УР "Государственный зоологический парк Удмуртии", проезжей частью ул. Песочной, территорией АО "Ижевский электромеханический завод "Купол", водной поверхностью Ижевского пруда, территорией МУП г. Ижевска "Ижводоканал", имеет ограждение со стороны БУК УР "Государственный зоологический парк Удмуртии", АО "Ижевский электромеханический завод "Купол", а также естественное ограждение со стороны водной поверхности Ижевского пруда, частично ограждена со стороны проезжей части ул. Песочной, с остальных сторон ограждение территории отсутствует.
Между тем соответствующее требование предусмотрено п. 8.5.1 СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита. Санитарно-эпидемиологические правила", п. 7.4.1.10 СП 3.1.3310-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами". При этом ограждение территории забором, полосой зеленых насаждений или другим естественным ограждением необходимо для обозначения границ территории парка, безопасной в отношении клещей, а также для защиты от проникновения домашних и диких животных, которые могут занести клещей.
Доводы заявителя АО "Летний сад им. М.Горького" о том, что оспариваемое изложено не ясно, что не было восполнено пояснениями представителя заинтересованного лица, судом отклонены, поскольку материалами дела в совокупности с пояснениями представителя заинтересованного лица установлено, что необходимость установки ограждения существует только со стороны, граничащей с ограждением очистных водосооружений, частным сектором и переходящей в лесополосу Якшур-Бодьинского тракта. При этом судом первой инстанции обосновано отмечено, что указание предписания на необходимость установки ограждения по периметру парка не означает необходимость повторной установки ограждений по границам парка в той части, в которой уже имеется забор или естественное ограждение.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст.ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки соответствуют действующим нормативным актам, доступны для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных по результатам проверки нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Кроме того, суд апелляционной инстанции, отмечает, что заявитель вправе обратиться к заинтересованному лицу с ходатайством о разъяснении возможных способов исполнения предписания.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оснований для признания недействительным оспариваемого предписания не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 марта 2018 года по делу N А71-9825/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Летний сад им. М. Горького" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.