город Ростов-на-Дону |
|
29 июня 2018 г. |
дело N А53-38689/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Сулименко О.А., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
при участии:
от государственной жилищной инспекции Ростовской области Климовой Г.Л. по доверенности от 26.06.2018, Науменко Л.В. по доверенности от 22.06.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.04.2018 по делу N А53-38689/2017, принятое в составе судьи Паутовой Л.Н. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" к государственной жилищной инспекции Ростовской области об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" (далее - ООО "ДОНРЕКО", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - Госжилинспекция, инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 03.11.2017 N 2936.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ООО "ДОНРЕКО" в противоречие с пунктом 114 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354), которым определен порядок ограничения предоставления коммунальной услуги, не временно уменьшил объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида, а приостановил подачу воды в кухне, и не ввел график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ДОНРЕКО" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на то, что исходя из нормативной регламентации п. 119 Правил N 354 в отношении холодного водоснабжения разрешается введение ограничения пользования коммунальной услугой и не допускается введение приостановления. Общество указало, что в отношении абонента - должника введено временное ограничение подачи воды, что подтверждается актом от 12.09.2017 N 0079701, которым установлено, что в жилом помещении абонента имеется три водопитающих крана (умывальник, мойка, ванная), ограничение произведено путем опломбирования одного из кранов, расположенного на кухне. Заявитель жалобы сослался на то, что исполнитель подачу коммунального ресурса в жилое помещение абонента не прекращал в соответствии с абз.2 п.114 Правил N 354, временно уменьшил объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса в соответствии с абз. 1 п. 114 Правил N 354, т.е ввел ограничение. Согласно нормам п. 114 и п. 122 Правил N 354 введение графика предоставления коммунальной услуги не является обязательным условием введения ограничения.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просила решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители Госжилинспекции Ростовской области поддержали доводы отзыва на жалобу, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество в судебное заседание представителей не направило, о месте и времени заседания извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя подателя апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в инспекцию заявления собственника жилого помещения по вопросу расчета размера платы, выставленной задолженности и введения ограничения за коммунальную услугу по водоснабжению, в соответствии с распоряжением от 03.11.2017 N 8442 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества (т.1 л.д. 79).
По результатам проверки должностным лицом Госжилинспекции выявлено нарушение Правил N 354 в части порядка приостановления или ограничения предоставления коммунальной услуги по водоснабжению в квартире N 45 в многоквартирном доме N40 по ул. Радио в г. Новошахтинске Ростовской области, что является нарушением п.п. "в" п. 119 Правил N 354, что зафиксировано в акте проверки от 03.11.2017 N8442 (т.1 л.д. 78).
По итогам проверки обществу было выдано предписание от 03.11.2017 N 2936, которым обществу предписано в срок до 20.11.2017 устранить нарушения в части введения ограничения подачи водоснабжения в жилом помещении в соответствии с Правилами N 354.
Полагая, что данное предписание является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях защиты прав потребителей постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность и являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
На основании пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 114 Правил N 354 при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 119 Правил N 354 установлено, что если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Из вышеизложенного следует, что ограничение и прекращение подачи воды возможно только в случае соблюдения указанных выше норм права, при этом приостановление холодного водоснабжения в многоквартирных домах недопустимо.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (пункт 118 Правил N 354).
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что к квартире подведены два водопроводных стояка, имеется три водопитающих крана (умывальник, мойка, ванная). Обществом произведено опломбирование одного водопроводного стояка, расположенного на кухне в целях ограничения поставки коммунального ресурса (холодного водоснабжения) в квартиру абонента в связи с образовавшейся задолженностью.
Общество направило в адрес абонента уведомление об имеющейся задолженности и об ограничении режима потребления, предложив ему в срок не позднее 20 дней с момента вручения уведомления осуществить оплату (погасить задолженность) (т.1 л.д. 21).
Данное уведомление вручено абоненту 31.07.2017 (т. 1 л.д.22).
Общество произвело ограничение коммунального ресурса 12.09.2017, что зафиксировано в акте от 12.09.2017 N 0079701 (т.1 л.д. 134).
В данном случае имеет место ограничение коммунального ресурса, поскольку поставка в квартиру холодной воды осуществляется по двум стоякам.
Согласно указанному акту, подписанному абонентом, в квартире установлено два счетчика (кухня и санузел), абонентский номер по квартире абонента один (78507).
Довод инспекции о том, что имеет место приостановление предоставления коммунальной услуги, судебной коллегией не принимается.
В данном случае следует рассматривать объект абонента в качестве целой квартиры без выделения кухни и санузла, поскольку коммунальная услуга по холодному водоснабжению предоставляется в квартиру в комплексе.
Абонент не лишен возможности использования воды, поступающей в квартиру по иному водопроводному стояку, в связи с чем приостановление данной услуги в отношении объекта абонента в данном случае отсутствует.
Из материалов дела следует, что у абонента на момент ограничения предоставления коммунальной услуги имелась задолженность, общество надлежащим образом и своевременно уведомило абонента о необходимости уплаты задолженности, а также, что в случае непогашения задолженности будет произведено ограничение в предоставлении коммунальной услуги, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу, что ограничение предоставления коммунальной услуги не противоречит Правилам N 354.
Доказательства отсутствия или погашения абонентом выявленной задолженности за предоставление коммунальной услуги в материалы дела не представлены и инспекцией не оспаривается.
В рассматриваемом случае отсутствует нарушение, указанное инспекцией по приостановлению предоставления обществом коммунальной услуги, что в свою очередь исключает наличие у инспекции оснований на выдачу по итогам проверки оспариваемого предписания.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое предписание вынесено инспекцией с нарушением требований жилищного законодательства, решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования общества - удовлетворению.
Учитывая, что обществу предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины при подаче заявления и апелляционной жалобы, инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина не подлежит распределению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.04.2018 по делу N А53-38689/2017 отменить.
Признать недействительным предписание государственной жилищной инспекции Ростовской области от 03.11.2017 N 2936.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.