город Томск |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А45-34/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 июня 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захарчук Е. И.
судей: Полосин А. Л.
Киреева О. Ю.
|
|
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Гавриловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дорожно-строительное Управление N 1" (N 07АП-4061/2018) на решение от 15.03.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-34/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью Топливная компания "Нафтатранс плюс" (ОГРН 1075404034826 ИНН 5404345962, 630041, Новосибирская обл, город Новосибирск, улица Хинганская, 1) к открытому акционерному обществу "Дорожно-строительное Управление N1" (ОГРН 1022200553968 ИНН 2226008365, 659318, Алтайский кр, город Бийск, улица Яминская, 18) о взыскании 536 833 руб. 12 коп. неустойки,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Потоцкая Л.А. по доверенности, паспорт;
от ответчика: Погорелкова И.В. по доверенности, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Топливная компания "Нафтатранс плюс" (далее - истец, ООО ТК "Нафтатранс плюс") обратилось с иском к открытому акционерному обществу "Дорожно-строительное управление N 1" (далее - ответчик, ОАО "ДСУ-1") о взыскании 536833 рублей 12 копеек пени.
Исковые требования основаны ссылками на статьи 307, 309, 310, 395, 486 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы несвоевременностью исполнением ответчиком обязательства по оплате поставленного товара
Решением Арбитражного суда Новосибирской области заявленные исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскана сумму пени в размере 536833 рублей 12 копеек, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 13737 рублей
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
В обосновании доводов, апеллянт ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, поскольку поставка была на основании разовых сделок а не на основании договора, кроме того суд не применил ст. 333 ГК РФ.
От истца поступил в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу. Считает решение суда законным и обоснованным а доводы жалобы не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В судебном заседании стороны поддержали свои требования и возражения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, сторонами был заключен договор поставки нефтепродуктов N 09/09-11 (далее - договор), в соответствии с которыми поставщик поставил ответчику продукцию по накладным формы ТОРГ-12 битум БНД 90/130 в количестве 46,96 тонн на общую сумму 727880 рублей.
Ответчик обязательство по своевременной оплате поставленной продукции производил несвоевременно.
Отсутствие своевременного исполнения обязательств послужило основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 ГК РФ).
Положениями статей 329, 330 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 6.3 договора в случае просрочки в оплате поставщик вправе требовать от покупателя выплаты неустойки в размере 0,2% от стоимости неоплаченного товара за каждый день просрочки.
Истцом рассчитана сумма неустойки за период с 18.10.2016 (по истечении 3 дней после выставления счета) по 03.11.2017 (день фактической оплаты в полном объеме) в размере 536833 рублей 12 копеек.
Повторно проверив расчет пени, коллегия судей считает его правильным. правильным.
В соответствии со статьей 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" при доказанности обязательства, неисполнение которого влечет взыскание неустойки, соразмерность неустойки последствиям неисполнения обязательства предполагается. При заявлении ответчиком ходатайства о снижении неустойки, он должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" заявление ответчика о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть сделано исключительно при рассмотрении судом дела по правилам суда первой инстанции.
Применяя статью 333 ГК РФ, суд не вправе по своему усмотрению решать вопрос о наличии либо отсутствии доказательств, подтверждающих несоразмерность размера неустойки последствиям нарушения обязательства, поскольку ответчик ходатайства об уменьшении неустойки ответчик в суде первой инстанции не заявлял.
Как следует из статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд вправе уменьшить размер неустойки, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", если ответчик при рассмотрении судом дела по правилам суда первой инстанции заявил о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства и представил соответствующие доказательства, однако суд первой инстанции ее размер не снизил либо снизил, но истец или ответчик не согласен с суммой неустойки, взысканной судом, суд апелляционной инстанции по жалобе соответствующей стороны решает вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, исходя из имеющихся в деле и дополнительно представленных (с учетом положений частей 1 - 3 статьи 268 АПК РФ) доказательств.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для снижения в порядке статьи 333 Кодекса предъявленной ко взысканию неустойки может быть только ее явная несоразмерность последствиям нарушения обязательства.
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательства и др. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 14.10.2004 N 293-0 право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств. Возложив решение вопроса об уменьшении размера неустойки при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства на суды, законодатель исходил из конституционных прерогатив правосудия, которое по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года).
Необоснованное уменьшение неустойки судами с экономической точки зрения позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, извлекать преимущества из своего незаконного поведения - неисполнения денежного обязательства.
Вышеизложенная правовая позиция была выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 11680/10.
Утверждение ответчика о необходимости уменьшения неустойки является необоснованным.
Исходя из обычаев делового оборота, стороны устанавливают договором повышенную по сравнению с предусмотренной законом ответственность за ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Лицо, добровольно приняв на себя соответствующие обязательства, несет риск их неисполнения в соответствии с условиями обязательства.
В пункте 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предусмотрено законом или иными правовыми актами.
То есть согласно нормам гражданского права стороны вправе самостоятельно определить в договоре размер неустойки, обеспечивающей исполнение обязательства.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Из статьи 431 ГК РФ следует, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
В данном случае стороны как раз воспользовались предоставленным Гражданским кодексом Российской Федерации правом, самостоятельно согласовав в заключенном договоре поставки размер пени.
Исходя из буквального значения содержащихся в условиях указанного договора и спецификаций, содержащих условие о размере неустойки, суд пришел к правомерному выводу о том, что ответчик выразил свое согласие на применение неустойки (пени) именно в размере 0,2% от стоимости неоплаченного товара за каждый день просрочки.
Условие о договорной неустойке определено по свободному усмотрению сторон, при этом ответчик, являясь коммерческой организацией, в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск, а, следовательно, должен был и мог предположить и оценить возможность отрицательных последствий такой деятельности, в том числе связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением принятых по настоящему договору обязательств.
Толкуя договор с приложениями в порядке статьи 431 ГК РФ апелляционная коллегия соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции о том, что договор поставки, регулирующий спорные отношения сторон, устанавливает общие положения и содержит указание на согласование отдельных условий договора в спецификациях и приложениях, в связи с чем, установленные спецификациями условия (как специальные) имеют преимущественное положение перед общими положениями, закрепленными в договоре.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что при подписании договора и спецификаций ответчику были известны их условия, в том числе, в части применения размера неустойки за допущенную просрочку, установленных ограничений неустойки, однако, возражений и замечаний при подписании договора и спецификаций к нему ответчиком не высказано, о чрезмерности размера неустойки не заявлено.
Тем более, что с размером неустойки, ответчик стал спорить только после обращения истца с исковым заявлением.
Таким образом, ответчик, зная о своей обязанности по выплате неустойки в случае несвоевременной поставки товара, вместе с тем свои обязательства не исполнил, подтвержденной материалами дела, в связи с чем, несет последствия неисполнения таких обязательств в виде взыскания договорной неустойки, предусмотренной рассматриваемым договором.
Довод подателя жалобы о том, что в данном случае поставка товара была произведена не в рамках договора поставки, а являлась разовой сделкой купли-продажи, был предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен ими.
В судебном заседании было установлено и сторонами не оспаривалось, что на момент осуществления поставки между сторонами имел место действующий договор поставки нефтепродуктов N 09/09-11 от30.09.2011
При установленных указанных обстоятельств дела следует, что данный договор, не содержащий условия о количестве поставляемого товара (статьи 455, 465 ГК РФ), но предусматривающий в период его действия неоднократную поставку товара, количество которого должно определяться иными документами (пункт 1.2 договора), является рамочным договором (статья 429.1 Кодекса).
В соответствии со статьей 429.1 ГК РФ рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора. К отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, в том числе в случае незаключения сторонами отдельных договоров, подлежат применению общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах или не вытекает из существа обязательства.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в отсутствие доказательств, свидетельствующих о поставке товара по универсальным передаточным актам во исполнение иного договора, следует признать его переданным именно во исполнение договора от N 09/09-11 от30.09.2011
При этом то обстоятельство, что статья 429.1 ГК РФ введена в Кодекс Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившим в силу только 01.06.2015, не препятствует подобной квалификации заключенного между сторонами договора, так как таковая допускалась судебной практикой и ранее (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 1162/13, пункт 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными"), и является толкованием положений Кодекса о свободе договора и договоре поставки, действующих, соответственно, с 01.01.1995 и с 01.03.1996.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьей 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 15.03.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-34/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дорожно-строительное Управление N1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области
Председательствующий |
Захарчук Е. И. |
Судьи |
Полосин А. Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-34/2018
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 октября 2018 г. N Ф04-3846/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО Топливная компания "Нафтатранс плюс"
Ответчик: ОАО "Дорожно-строительное Управление N1"
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3846/18
29.06.2018 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7066/18
29.06.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4061/18
15.03.2018 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-34/18