г. Москва |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А41-83372/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Козловым Д.Д.,
при участии в заседании:
от ООО "Самсон" - Печурин В.К. по доверенности от 01.03.2018;
от администрации городского округа Истра Московской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от Главного управления по информационной политике Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа г. Истра Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 20 марта 2018 года по делу N А41-83372/17,
принятое судьей Гейц И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самсон"
к администрации городского округа Истра Московской области
при участии в деле третьего лица - Главного управления по информационной политике Московской области
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самсон" (далее - ООО "Самсон" заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Истра Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконными действия администрации по отказу во внесении рекламной конструкции "Светодиодный экран 4-м*6-м", расположенной по адресу: Московская область, Истринский район, а/д М-9 Балтия, 43 км + 000 м, справа, на земельном участке с кадастровым N 50:08:0050132:201, в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Истра Московской области.
- обязать администрацию внести рекламную конструкцию "Светодиодный экран 4-м*6-м" в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Истра Московской области по адресу: Московская область, Истринский район, а/д М-9 Балтия, 43 км + 000 м, справа, на земельном участке с кадастровым N 50:08:0050132:201.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Главное управление по информационной политике Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2018 года по делу N А41-83372/17 оспариваемые действия администрации признаны незаконными и последняя обязана судом рассмотреть вопрос о внесении указанной выше рекламной конструкции в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Истра Московской области по названному адресу (т. 1 л. д. 69-72).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Главного управления по информационной политике Московской области и администрации, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Самсон" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ООО "Самсон", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Самсон" обратилось к администрации с заявлением от 31.01.2017 о внесении изменений в Схему размещения рекламных объектов рекламных конструкций на территории городского округа Истра Московской области по адресу: Московская область, Истринский район, а/д М-9 Балтия, 43 км + 000 м, справа, на земельном участке с кадастровым N 50:08:0050132:201.
Письмом 11.07.2017 N F502-6190037-0349001426 администрация известила общество о том, что информация о возможности внесения рекламной конструкции, указанной в обращении, в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Истра была направлена в Главное управление по информационной политике Московской области на согласование. По информации, поступившей из ГУИП по МО, внесение изменений не согласовано.
Полагая, что действия администрации являются незаконными и нарушают права и законные интересы ООО "Самсон" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах; подлежит предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации и опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом действующим законодательством РФ не регламентирован порядок разработки схем размещения рекламных конструкций, в том числе, не указано какими критериями должен руководствоваться орган местного самоуправления при включении в нее мест размещения рекламных конструкций.
Императивной нормы, возлагающей на орган местного самоуправления обязанности внести определенные рекламные конструкции в схему размещения рекламных конструкций по заявлению физических или юридических лиц, не имеется.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона N 98-ФЗ предусмотрено, что после утверждения схем размещения рекламных конструкций разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должны выдаваться только на места, указанные в схемах.
Постановлением Правительства Московской области от 28 июня 2013 года N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций" утверждена процедура согласования органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, согласно которому уполномоченным по согласованию органом является Главное управление по информационной политике Московской области.
Согласно подпункту 12.39 пункта 12 Положения о Главном управлении по информационной политике Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 05 июня 2013 года N 362/21, к полномочиям данного Управления относится, в том числе осуществление согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Московской области или собственности муниципального образования Московской области.
Из указанного Положения о Главном управлении по информационной политике Московской области следует, что полномочия на согласование схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Московской области или собственности муниципального образования Московской области, представленных заявителем, возложена на данное управление, и в отсутствие такого согласования места установки рекламных конструкций не подлежат внесению в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Истра.
Согласно порядку согласования схем размещения рекламных конструкций органы местного самоуправления направляют на согласование в уполномоченный орган, которым на территории Московской является Главное управление по информационной политике Правительства Московской области, схемы размещения рекламных конструкций, а также изменения в схему размещения рекламных конструкций, включающие в себя следующие документы и материалы:
- альбом схемы размещения рекламных конструкций: титульный лист альбома схемы размещения рекламных конструкций по форме согласно приложению N 1 к настоящему порядку; схема размещения рекламных конструкций наносится на картографические материалы (масштаб 1:2500) на листах формата A3 с разметкой рекламных конструкций в соответствии с предусмотренными для каждого типа конструкций графическими и цветовыми обозначениями; картографические материалы в отношении автомобильных дорог должны включать схематическое изображение магистралей с названием и указанием километровой разметки и точки отсчета, по которым предполагается установка и эксплуатация рекламных конструкций, схематическое изображение местности вдоль магистралей, в том числе изображение домов с их номерами; обозначения конструкций должны содержать информацию о площади рекламного поля, количестве сторон, технологическую характеристику и иметь сквозную нумерацию; альбом схемы размещения отдельно стоящих рекламных конструкций должен содержать информацию о размещении дорожных знаков, иметь графическое обозначение дорожных знаков; альбом схемы размещения должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью муниципального образования Московской области и подписью уполномоченного лица.
- адресную программу (перечень адресов установки и эксплуатации рекламных конструкций) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку: на бумажном носителе формата А4 и на электронном носителе (в формате Excel), оформлена в виде таблицы и должна содержать информацию; адресную характеристику (адрес предполагаемого места установки и эксплуатации рекламной конструкции, указание соответствующей альбому нумерации рекламной конструкции); технологическую характеристику (тип и вид рекламной конструкции, размер, количество сторон, площадь); экономическую характеристику (планируемый размер ежегодных поступлений в бюджет муниципального образования Московской области по договорам на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, размер стартовой цены торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, планируемые налоговые поступления); расчет экономической характеристики осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований Московской области; к адресной программе прилагаются выписки из единого государственного реестра недвижимости и заверенные копии кадастровых паспортов на земельные участки, на которых предполагается установка и эксплуатация рекламных конструкций; до даты представления схемы размещения рекламных конструкций на согласование дата выписки из ЕГРН должна быть датирована не ранее трех месяцев;
- фотоматериалы должны содержать номер места установки и эксплуатации рекламной конструкции, соответствующий номеру в адресной программе и номеру в альбоме со схемой размещения, адрес установки и эксплуатации рекламной конструкции, две фотографии с привязкой (дизайн-макетом) конструкции в масштабе; фотографии должны быть выполнены с обзором местности за 50-80 метров до предполагаемого места установки и эксплуатации рекламной конструкции (по ходу движения и против хода движения) для оценки архитектурной и ландшафтной ситуации.
В рассматриваемом случае, отказывая о внесении изменений в схему размещения рекламных объектов рекламных конструкций на территории городского округа Истра Московской области по адресу: Московская область, Истринский район, а/д М-9 Балтия, 43 км + 000 м, справа, на земельном участке с кадастровым N 50:08:0050132:201 администрация сослалась на то, что рекламная конструкция предполагает размещение вне границ вышеуказанного земельного участка, в связи с чем, включение в схему рекламной конструкции не представляется возможным.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, земельный участок, на который ссылается администрация, расположен в полосе отвода автодороги М-9 Балтия, в то время как земельный участок с кадастровым номером N 50:08:0050132:201, на котором предполагается размещение вышеуказанного рекламного объекта, располагается в ином месте, что подтверждается публичной кадастровой картой. Доказательств обратного заинтересованным в материалы дела не представлено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку при рассмотрении вопроса о согласовании внесения изменений в схему рекламных конструкций городского округа Истра Московской области администрацией и Главным управлением по информационной политике Московской области рассматривался иной участок расположения рекламной конструкции, то действия администрации по отказу во внесении рекламной конструкции на земельном участке с кадастровым N 50:08:0050132:201 в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Истра Московской области не могут быть признаны законными.
Рассмотрев вопрос о способе восстановления нарушенного права общества в порядке статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правильно указал, что в рассматриваемом случае способ, предложенный обществом, применению не подлежит, поскольку в рамках настоящего дела судом исследовались лишь те основания, которые указаны в оспариваемом решении заинтересованного лица.
Кроме того, суд не может в данном случае подменять собой административный орган и обязывать администрацию городского округа Истра Московской области внести изменения в схему размещения рекламных объектов рекламных конструкций на территории городского округа Истра Московской области, поскольку такое согласование осуществляется в рамках административной процедуры, предусмотренной Постановлением Правительства Московской области от 28 июня 2013 года N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении порядка согласования схем размещения рекламных конструкций", соответственно, указание в судебном акте на такое действие, как обязанность внести вышеуказанные изменения, в данном случае повлечет противоречие конституционному принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел обоснованно обязал администрацию рассмотреть вопрос о внесении рекламной конструкции "Светодиодный экран 4-м*6-м" в схему размещения рекламной конструкции на территории городского округа Истра Московской области по адресу: Московская область, Истринский район, а/д М-9 Балтия, 43 км+000-м, справа, на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0050132:201.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Администрацией не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2018 года по делу N А41-83372/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.