г. Челябинск |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А47-16163/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Карпусенко С.А. и Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Камалтдиновой А.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭТНА" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30 марта 2018 г. по делу N А47-16163/2017 (судья Калитанова Т.В.).
Государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - истец, ГУ "ГУДХ Оренбургской области") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЭТНА" (далее - ответчик, ООО "Этна") о взыскании 10 337 руб. 19 коп. - суммы ущерба, причиненного автомобильной дороге Орск-Домбаровский-Светлый на основании акта от 11.08.2015 N 1 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось при провозе тяжеловесного груза.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.03.2018 (резолютивная часть объявлена 22.03.2018) исковые требования удовлетворены. Не согласившись с принятым решением суда, ООО "ЭТНА" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Ответчик ссылается на недоказанность факта передачи спорной автодороги, которой причинен ущерб, в оперативное управление истцу. Ответчик также не согласен с выводами суда о доказанности вины ООО "ЭТНА" в причинении ущерба автодороге, судом не проверена законность применения при взвешивании автомобиля, перевозящего груз, ограничения в виде максимальной нагрузки на ось в 6 тн. В обоснование доводов жалобы ответчиком представлены дополнительные документы: Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52748-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения" (далее - ГОСТ Р 52478-2007); приказ ГУ "ГУДХ Оренбургской области" от 23.12.2014 N 225.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ответчик ходатайствовал о рассмотрение дела в свое отсутствие. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон. От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ГУ "ГУДХ Оренбургской области" просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. К отзыву приложены дополнительные документы: приказ ГУ "ГУДХ Оренбургской области" от 23.12.2014 N 225 и приложение к нему, акт о превышении установленных нагрузок на ось от 11.08.2015. В приобщении акта от 11.08.2015 к материалам дела отказано, так как документ имеется в материалах дела (л.д. 12), в приобщении ГОСТ Р 52478-2007 также отказано, поскольку документ имеется в открытом доступе. Представленный сторонами приказ от 23.12.2014 N225 с приложением к нему приобщен к материалам дела на основании части 2 статьи 268 АПК РФ. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта. Как следует из материалов дела, 11.08.2015 автомобиль Камаз-65116, государственный номер Т 184 ХА 56, принадлежащий ООО "ЭТНА", осуществлял перевозку тяжеловесного груза по маршруту г. Орск - а/д Орск - Домбаровский - Светлый - п.Домбаровский. На 83 км. автомобильной дороги Орск - Домбаровский - Светлый - п. Домбаровский при взвешивании автомобиля Камаз-65116, государственный номер Т 184 ХА 56 установлено превышение значений предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства. По результатам взвешивания составлен акт от 11.08.2015 N 1.
Акт подписан водителем и один экземпляр передан водителю транспортного средства. Сумма ущерба, причиненного автомобильной дороге Орск - Домбаровский - Светлый автомобилем Камаз-65116, государственный номер Т 184 ХА 56 составила 10 337 руб. 19 коп.
При взвешивании транспортного средства Камаз-65116, государственный номер Т 184 ХА 56, принадлежащего ООО "ЭТНА", на автомобильной дороге Орск - Домбаровский - Светлый установлено превышение допустимых осевых нагрузок: по третьей оси - 1,02 тн., по четвертой оси -1,02 тн.
Взвешивание транспортного средства осуществлялось весами ВА-20П N 39454.
Как утверждает истец, в ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного частью 1 статьи 31 Федерального Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля составлен от 11.08.2015 акт N 1 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, который подписан водителем транспортного средства (л.д. 12).
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Оренбургской области, составила 10 337 руб. 19 коп.
Указанная сумма в добровольном порядке ООО "ЭТНА" не уплачена, в связи с чем истец направил в адрес ответчика претензию N 07-07-14/2171 от 11.09.2015 (л.д. 13) о необходимости возмещения суммы ущерба.
В ответе на претензию от 30.19.2015 исх. N 47 ООО "ЭТНА" требования о возмещении вреда не признало, поскольку превышения нагрузки на оси 4, 5 транспортного средства не допущено (л.д. 14).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ГУ "ГУДХ Оренбургской области" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции счел подтвержденным факт нарушения ответчиком требований законодательства Российской Федерации об установлении допустимой нагрузки транспортного средства при передвижении по дороге общего пользования Оренбургской области, а также исходил из обоснованности произведенного истцом расчета суммы ущерба. Выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют представленным в дело доказательствам и требованиям действующего законодательства. В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии со статьей 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Для возмещения ущерба истец должен доказать факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств ответчиком; наличие причинно-следственной связи между допущенным ответчиком нарушением обязательств и возникшим ущербом; наличие и размер ущерба. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Законом N 257-ФЗ. Согласно статье 11 Закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Пунктом 7 статьи 12 Закона N 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения. Согласно пункту 1 статьи 13.1 Закона N 257-ФЗ государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. В пункте 6 статьи 31 Закона N 257-ФЗ установлены требования для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи. В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортными средствами при перевозке тяжеловесных грузов. В соответствии с пунктами 2.1.1.2, 2.1.1.2.2 "Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств", утвержденного Приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125, в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на контрольных пунктах осуществляется взвешивание транспортных средств с составлением акта по результатам взвешивания транспортного средства. В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам, по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (тн): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (тн): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила N 934).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 934 внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Пункт 3 Правил N 934 предусматривает, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 Правил N 934 размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года. В таблице 2 Приложения к названным Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Факт превышения транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось подтверждается актом от 11.08.2015 N1. В акте отражено, что взвешивание транспортного средства произведено на весовом оборудовании ВА-20П, признанным пригодным к применению и поверенным 13.11.2014. Акт подписан водителем транспортного средства Щупловым А.П. без возражений и разногласий (л.д. 12).
Вопреки доводам подателя жалобы, именно истец является ответственным за обеспечение сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения регламентированы Законом N 257-ФЗ (пункт 1 статьи 12).
Указом Губернатора Оренбургской области от 24.12.2012 N 932-ук утверждено Положение о Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области. Согласно подпункту "г" пункта 9 данного Положения, Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области наделено полномочиями по осуществлению регионального надзора за сохранностью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (часть 1 статьи 9.2).
Учреждение создано на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 04.07.2011 N 558-п "О создании государственного казенного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области", путем изменения типа существующего государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области", с сохранением основной цели учреждения - управление сетью автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области и имуществом, необходимым для обеспечения их функционирования (пункт 1).
Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области выступает в качестве органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя государственного казенного учреждения (пункт 1.5).
Согласно уставу, учреждение является некоммерческой организацией, созданной в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области (пункт 2.1 устава).
Для обеспечения видов деятельности, указанных в пункте 2.1 Устава, Учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации и Оренбургской области порядке, в числе прочих, функцию обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений, в том числе обеспечивает взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов.
Из распоряжения от 20.12.20011 N 3242-р следует, что автомобильная дорога Орск - Домбаровский - Светлый является собственностью Оренбургской области и закреплена за истцом на праве оперативного управления (л.д. 16).
Кроме того, Постановлением Правительства Оренбургской области от 21.06.2010 N 445-п "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области" правительство наделило ГУ "ГУДХ Оренбургской области" полномочиями по выдаче специальных разрешений для движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также по исчислению размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам.
Таким образом, истец, как субъект, имеющий право осуществлять взвешивание тяжеловесных транспортных средств на дорогах регионального и межмуниципального значения, а также как владелец автомобильной дороги регионального значения, по которой осуществлялась перевозка тяжеловесного груза, в целях обеспечения сохранности своего имущества, осуществил взвешивание транспортных средств, принадлежащих ООО "ЭТНА", и на основании статьи 1064 ГК РФ, Правил N 934, постановления Правительства Оренбургской области N 445-п правомерно предъявил к взысканию сумму ущерба.
Доказательств наличия специального разрешения на провоз тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения ответчиком в материалы дела не представлено.
Ущерб, причиненный автодороге, истцом начислен в размере 10 337 руб. 19 коп.
Исходя из приведенных выше норм, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на третью и четвертую ось транспортного средства наряду с превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Относительно довода ответчика об отсутствии автомобильной дороги "Орск-Домбаровка-Светлый" в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Оренбургской области утвержденном Постановлением Правительства Оренбургской области от 10.04.2012 N 313-п истец пояснил, что при составлении акта от 11.08.2015 был допущена техническая ошибка в написании наименования автомобильной дороги, которая не влияет на результат взвешивания. Взвешивание производилось на автомобильной дороге "Орск-Домбаровский-Светлый", которая является собственностью Оренбургской области и внесена в Постановление Правительства Оренбургской области от 10.04.2012 N 313-п.
Ссылка ответчика на приказ от 23.12.2014 N 225 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения", согласно которому автомобильная дорога Орск-Домбаровский-Светлый имеет разрешенную расчетную осевую нагрузку 10 тн является несостоятельной. На момент составления акта 11.08.2015 в соответствии с приложением к приказу от 23.12.2014 N 225 автомобильная дорога "Орск-Домбаровский-Светлый", имела 3 техническую категорию с расчетной осевой нагрузкой 6 тн, о чем свидетельствует пункт 734 приложения к приказу от 23.12.2014 N225 в редакции от 23.12.2014. Изменения в приложение к вышеуказанному приказу, установившие расчетную нагрузку на ось 10 тн указанной автомобильной дороги, были внесены 01.02.2017. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30 марта 2018 г. по делу N А47-16163/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭТНА" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
С.А. Карпусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.