г. Москва |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А41-102817/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от истца Акционерного общества "Мытищинская Теплосеть" - Новичихин А.Е. представитель по доверенности от 04 декабря 2017 года, Терон О.Н. представитель по доверенности от 04 декабря 2017 года, Ишо К.Д. представитель по доверенности от 04 декабря 2017 года,
от ответчика Администрации городского округа Мытищи Московской области - Райкова Н.В. представитель по доверенности от 18 января 2018 года,
от третьего лица Губернатора Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Мытищи Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2018 года по делу N А41-102817/17, принятое судьей Борсовой Ж.П., по иску Акционерного общества "Мытищинская Теплосеть" к Администрации городского округа Мытищи Московской области о признании незаконным решения и обязании совершить действия, третье лицо - Губернатор Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мытищинская Теплосеть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации городского округа Мытищи Московской области (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконным решение Администрации городского округа Мытищи Московской области, оформленное письмом от 12 сентября 2017 года N И-6442-УД об отказе АО "Мытищинская теплосеть" в подписании концессионного соглашения без проведения торгов на объекты теплоснабжения, расположенные в г/о Мытищи Московской области;
- обязать Администрацию городского округа Мытищи Московской области совершить действия, направленные на согласование и заключение концессионного соглашения в порядке, установленном статьей 51 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Губернатор Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2018 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 168-172 т. 4).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители общества возражали против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 26 февраля 2008 года АО "Мытищинская теплосеть" и МО "Городское поселение Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области" заключили договор аренды недвижимого и движимого (оборудования) муниципального имущества N ДМ-56 для оказания услуг населению и юридическим лицам по теплоснабжению домов, социальной инфраструктуры, предприятий и т.п.
Согласно пункту 2.1 договора арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду имущество, предоставляемое в аренду согласно Приложению N 2 к настоящему договору.
Впоследствии, путем заключения дополнительных соглашений к договору стороны постоянно меняли состав передаваемого в аренду имущества, размер арендной платы, а также дополнительным соглашением от 3 июня 2008 года установили, что договор аренды заключен на неопределенный срок.
Общество 28 августа 2017 года письмом N 86-09/3361 обратилось к главе Администрации городского округа Мытищи с просьбой заключить концессионное соглашение без проведения конкурса, приложив проект концессионного соглашения.
Администрация, письмом от 12 сентября 2017 года N И-6442-УД отказала обществу в заключении концессионного соглашения без проведения конкурса.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ от 21 июля 2005 года "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ в качестве имущества указаны объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что АО "Мытищинская теплосеть" является организацией, оказывающей населению услуги по теплоснабжению в городском округе Мытищи.
Постановлением Администрации городского округа Мытищи Московской области от 25 октября 2017 года N 5070 "Об утверждении схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения городского округа Мытищи на 2014-2029 годы" утверждена схема теплоснабжения городского округа Мытищи на 2014-2029 годы, а также АО "Мытищинская теплосеть" присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории городского округа Мытищи.
Объектом предлагаемого к согласованию и заключению концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения.
Указанные обстоятельства означают применение к возникшим правоотношениям наряду с общими нормами и специальные нормы Федерального закона N 115-ФЗ, регулирующих особенности заключения концессионного соглашения, объектом которого выступают объекты теплоснабжения.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона N 115-ФЗ помимо оснований, указанных в части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, концессионное соглашение, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, также может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и которое необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании одного или нескольких договоров аренды, при соблюдении одновременно следующих условий:
1) объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором или договорами аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору или таким договорам, входит в состав системы централизованного теплоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) предназначено для использования по общему назначению с объектами теплоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и для обеспечения единого технологического процесса и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть объектом концессионного соглашения и иным передаваемым концедентом концессионеру по концессионному соглашению имуществом;
2) все договоры аренды, в соответствии с которыми у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключены в установленном порядке;
3) все договоры аренды, в соответствии с которыми у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключены до 1 января 2015 года;
4) отсутствует подтвержденная вступившим в законную силу решением (решениями) суда и (или) признанная обеими сторонами договора аренды задолженность по арендной плате за имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения концессионного соглашения.
Как установлено частью 3 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение, заключенное без проведения конкурса в соответствии с частью 2 настоящей статьи и статьей 51 настоящего Федерального закона, должно удовлетворять следующим требованиям:
1) дата окончания срока действия концессионного соглашения устанавливается соглашением сторон и не может наступить позднее даты окончания срока действия договора аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения (в случае заключения концессионного соглашения с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, указанным в статье 51 настоящего Федерального закона, возникли на основании нескольких договоров аренды - наиболее поздняя из дат окончания срока действия договора аренды по отношению к датам окончания сроков действия иных договоров аренды);
2) заключение концессионного соглашения не влечет за собой ухудшение положения сторон договора аренды, а также потребителей производимых арендатором товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
3) заключаемое концессионное соглашение содержит все существенные условия концессионного соглашения, установленные статьями 10 и 41 настоящего Федерального закона, и обязанности концессионера, установленные статьей 8 настоящего Федерального закона, в том числе обязанность концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и осуществлению деятельности с использованием (эксплуатацией) такого объекта;
4) заключаемое концессионное соглашение не может предусматривать уменьшение инвестиционных обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по сравнению с инвестиционными обязательствами арендатора, предусмотренными договором аренды.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона N 115-ФЗ сторонами концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионером не могут являться иностранное юридическое лицо (в том числе посредством заключения договора доверительного управления имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), организация и другое корпоративное образование, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, не имеющие аккредитованных филиала, представительства на территории Российской Федерации, либо два и более юридических лица, которые действуют по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) и в числе которых имеются указанные иностранные юридические лица.
АО "Мытищинская теплосеть" полностью соответствует всем требованиям закона, предъявляемым к концессионеру, ввиду чего имеет право на заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения в установленном статьи 51 Федерального закона N 115-ФЗ порядке.
Одним из оснований для отказа в заключении концессионного соглашения администрация указала, что поскольку договор аренды N ДМ-56 от 26 февраля 2008 года заключен на неопределенный срок, то концессионное соглашение не может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом возникли на основании такого договора аренды, так как срок концессионного соглашения должен определяться исходя из даты окончания срока действия договора аренды.
Данный вывод администрации основан на неверном толковании закона, поскольку Федеральный закон N 115-ФЗ не содержит запрета на заключение концессионного соглашения без проведения торгов на основании договоров аренды, заключенных на неопределенный срок.
Как установлено частью 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением, срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению. Срок действия концессионного соглашения может быть продлен, но не более чем на пять лет, по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо местной администрации муниципального образования (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование).
В силу пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона N 115-ФЗ срок действия концессионного соглашения является его существенным условием.
Указанное означает, что стороны концессионного соглашения обязаны определить срок его действия с учетом указанных в части 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ обстоятельств.
В представленном администрации на согласование проекте концессионного соглашения общество определяет срок действия концессионного соглашения как 25 лет.
Администрацией в нарушение статей 65, 66 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств, что указанный срок не соответствует закону и не может быть установлен в концессионном соглашении.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что у администрации не было законных оснований отказывать в согласовании и заключении концессионного соглашения по данному основанию.
Рассматривая основание для отказа в заключении концессионного соглашения администрации о том, что часть 1 статьи 51 Федерального закона N 115-ФЗ устанавливает право муниципального образования заключить концессионное соглашение без проведение конкурса по их выбору, поскольку он основан на неверном толковании закона, что приводит к необоснованному расширению полномочий муниципального органа.
Согласно пункту 4 части 8 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления до 1 января 2012 года осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 1 января 2006 года, не соответствующего требованиям статьи 50 данного Федерального закона и не переданного в федеральную собственность, в собственность субъектов Российской Федерации, а также в собственность иных муниципальных образований.
Органы местного самоуправления в порядке реализации указанных предписаний, самостоятельно управляя муниципальной собственностью от имени местного сообщества, определяют в своих правовых актах, являющихся официальной формой осуществления муниципальной власти, настоящее и будущее предназначение объектов муниципальной собственности. Закрепление в муниципальных правовых актах целей и способов использования объектов муниципальной собственности, возможности, сроков и условий их приватизации обеспечивает не только соблюдение конституционных прав населения муниципального образования на самостоятельное владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности, но и выполнение публичной властью своих социальных функций.
Таким образом, вопрос, соответствует ли сохранение недвижимого имущества в муниципальной собственности (с целью дальнейшего предоставления его в аренду) публичным функциям, возложенным на местное самоуправление, и требованиям, предъявляемым к составу и целевому назначению муниципальной собственности, имеет принципиальное значение для решения вопроса о реализации арендатором права на заключение концессионного соглашения на основании положений Федерального закона Федерального закона N 115-ФЗ с учетом их места в общей системе конституционно-правового и гражданско-правового регулирования соответствующих отношений.
Согласно части 4.6 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ отказ в заключении концессионного соглашения допускается в случае, если:
1) деятельность лиц, выступивших с инициативой заключения концессионного соглашения, с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения не допускается в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом;
2) объект концессионного соглашения изъят из оборота или ограничен в обороте;
3) у публично-правового образования отсутствуют права собственности на объект концессионного соглашения;
4) объект концессионного соглашения является несвободным от прав третьих лиц, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 3 настоящего Федерального закона;
5) создание и (или) реконструкция объекта концессионного соглашения, за исключением случая, если объектами концессионного соглашения выступают объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, не соответствуют программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам;
6) у публично-правового образования отсутствует ресурсное обеспечение для заключения и исполнения концессионного соглашения на предложенных лицом условиях;
7) объект концессионного соглашения не требует реконструкции;
8) создание объекта концессионного соглашения не требуется;
9) лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, отказалось от ведения переговоров по изменению предложенных условий концессионного соглашения, предусмотренных частью 4.8 настоящей статьи, либо в результате переговоров стороны не достигли согласия по условиям концессионного соглашения;
10) в случае, если объектами концессионного соглашения выступают объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, не соответствующие утвержденным схемам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
11) иные случаи, предусмотренные федеральными законами.
Таким образом, администрация вправе была отказать в заключении концессионного соглашения без проведения конкурса в порядке статьи 51 Федерального закона N 115-ФЗ только при наличии установленных законом оснований. В иных случаях такого права у администрации городского округа Мытищи не имелось.
Кроме того не соответствует закону и основание отказа в заключении концессионного соглашения без проведения конкурса в порядке статьи 51 Федерального закона N 115-ФЗ, указанного в оспариваемом отказе о наличии в проекте концессионного соглашения имущества не переданного по договору аренды и отсутствие имущества переданного по договору аренды.
В судебном заседании администрацией представлен перечень такого имущества, изучив которую суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для признания указанного довода администрации законным ввиду следующего.
Пунктом 11 статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что объектами концессионного соглашения являются: объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно пункту 5.1 Федерального закона N 115-ФЗ под объектами теплоснабжения понимаются источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность.
В соответствии с пунктом 5 Федерального закона N 115-ФЗ тепловая сеть определена как совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В силу пункта 4.1 Федерального закона N 115-ФЗ теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения;
Таким образом, законодательством прямо определено, что объектом концессионного соглашения являются исключительно источник тепловой энергии, а также тепловая сеть, представляющая собой устройство или совокупность устройств, по которым осуществляется передача тепловой энергии. В этой связи указание Администрацией городского округа Мытищи на расхождение в виде объектов, не относящихся к объектам теплоснабжения, не основан на законе.
Как установлено частью 1 статьи 28.1 Федерального закона N 115-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если федеральным законом предусмотрено заключение концессионного соглашения без проведения конкурса, решением о заключении концессионного соглашения устанавливаются условия концессионного соглашения, порядок заключения концессионного соглашения и требования к концессионеру.
Согласно части 1 статьи 45 по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в решении концедента о заключении такого концессионного соглашения наряду с предусмотренной частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона информацией устанавливаются:
1) задание, формируемое в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера;
2) требование об указании участниками конкурса в составе конкурсного предложения, а в ценовых зонах теплоснабжения единой теплоснабжающей организацией в ответе на извещение о предложении заключить концессионное соглашение мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, с описанием основных характеристик этих мероприятий;
3) перечень и состав долговых обязательств государственных и (или) муниципальных предприятий, учреждений, определяемые в соответствии с положениями части 2 статьи 41 настоящего Федерального закона;
4) права и обязанности, осуществляемые субъектом Российской Федерации, участвующим в концессионном соглашении в качестве самостоятельной стороны.
Таким образом, администрация обязана была принять решение о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса с АО "Мытищинская теплосеть" в соответствии со статьей 51 Федерального закона N 115-ФЗ на основании заключенного между сторонами договора аренды N ДМ-56.
При этом, в силу положений части 3 статьи 22 Федерального закона N 115-ФЗ в решении должны быть предложены существенные условия концессионного соглашения, а также указан перечень имущества, являющегося объектом концессионного соглашения, соответствующий перечню имущества переданного в аренду по договору N ДМ-56.
Как установлено частью 4 статьи 22 Федерального закона N 115-ФЗ решение о заключении концессионного соглашения может быть обжаловано в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Также в целях заключения концессионного соглашения, в случае если стороны не приходят к соглашению по его условиям, они вправе передать их на рассмотрение суда в силу положений статьи 445 ГК РФ.
Как установлено частью 2 статьи 51 Федерального закона N 115-ФЗ действие договоров аренды, указанных в части 1 настоящей статьи, прекращается с момента подписания концессионных соглашений в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи.
В обоснование своих доводов администрации ссылается на то, что в случае заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, переданных в аренду по договору аренды ДМ-56", иные объекты не переданные в аренду будут подлежать передаче на ином праве иному лицу или на основании концессионного соглашения по итогам проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения или по итогам проведения процедуры частной концессионной инициативы, предусмотренной статьей 37 Федерального закона N 115-ФЗ, что означает установление на территории городского округа различных тарифов для потребителей, что может вызвать негативные социальные и экономические последствия, поскольку он не основан на законе и не имеет отношение к рассматриваемому спору.
Между тем, частью 1 статьи 51 Федерального закона N 115-ФЗ прямо установлена обязанность заключать концессионные соглашения без проведения конкурса в отношении объектов ранее переданных по договору аренды независимо от отсутствия или наличия иных объектов, находящихся как в аренде у других лиц, так и у концедента, но по другим договорам аренды.
При этом, данное соглашение, как полагает суд, может быть заключено именно в отношении имущества, переданного в аренду по договору.
Кроме этого, судом учитывается, что АО "Мытищинская теплосеть" имеет статус единой теплоснабжающей организации, следовательно, осуществляет на всей территории городского округа Мытищи оказание услуг теплоснабжения по единым установленным тарифам.
Таким образом, оснований установленных законом для отказа в заключении концессионного соглашения с обществом, у администрации не имеется.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований, суд первой инстанции правомерно обязал администрацию принять решение о возможности заключения концессионного соглашения без проведения торгов в отношении объектов теплоснабжения, указанных в договоре аренды N ДМ-56 от 26 февраля 2008 года, а также с соблюдением требований Федерального закона N 115-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2018 года по делу N А41-102817/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-102817/2017
Истец: АО "Мытищинская Теплосеть", АО "Мытищинская Теплосеть" Россия, 141008, д. 20, ул. Колпакова, г. Мытищи, Московская область
Ответчик: Администрация городского округа Мытищи Россия, 141008, 36/7, Новомытищинский пр., Мытищи, Московская обл
Третье лицо: Губернатор Московской области, Администрация городского округа Мытищи