г. Саратов |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А57-16494/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 25.06.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 28.06.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 февраля 2018 года по делу N А57-16494/2017 (судья Михайлова А.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" (ОГРН 1076450008986, ИНН 6452931119, г. Саратов)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области (ОГРН 1046405027107, ИНН 6450076459, г. Саратов)
заинтересованное лицо: Казаков А.И. (р.п. Соколовый, Саратовской области)
об оспаривании предписания.
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" - Кутепов Д.А., доверенность от 01.06.2016 (срок доверенности 3 года);
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области - Максимова А.А., доверенность N 2526/ДМ от 17.07.2017 (срок доверенности 1 год); Морозова М.В., доверенность N 5389/ДМ от 25.10.2016 (срок доверенности 3 года);
от Казакова А.И. - не явился, извещен надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" (далее - ООО "Вектор-Н", Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области (далее - Управление Росприроднадзора по Саратовской области) о признании недействительным предписания от 24.04.2017 года N 3-3683-28.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27 февраля 2018 года в удовлетворении заявленных ООО "Вектор-Н" требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Вектор-Н" без удовлетворения.
Казаков А.И., в судебное заседание не явился. Надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 19.04.2018, 22.05.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 25.06.2018 до 16 час. 20 мин.
Как следует из материалов дела, с 23 марта 2017 года по 19 апреля 2017 года в отношении ООО "Вектор-Н" была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки полученной от Казакова А.И. информации о причинении вреда земельным ресурсам и подземным водоносным горизонтам в результате осуществления ООО "Вектор-Н" деятельности по размещению отходов производства и потребления на земельных участках с кадастровыми номерами: 64:32:070104:45 и 64:32:070104:46 (т. 1 л.д. 78-80, 127-146).
По результатам проверки Управлением Росприроднадзора по Саратовской области было вынесено предписание от 24.04.2017 года N 3683-28, в соответствии с которым, ООО "Вектор-Н" предписано устранить нарушения п. 7 ч. 2 ст. 22, п. 8 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах", "Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр РФ" от 21.05.2001 года N 433, п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 35, п. 1 ст. 37 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а именно: проводить мониторинг состояния недр согласно установленных норм и правил, а также сеть наблюдательных скважин привести в соответствие с проектными решениями. Срок исполнения вышеуказанного предписания установлен до 09.04.2018 года (т. 1 л.д. 6-8).
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом доказаны обстоятельства, послужившие основанием для вынесения предписания, представлены доказательства, свидетельствующие о несоответствии местоположения скважины N 1ф рабочиму проекту, которые не были исследованы при рассмотрении дела N А57-3478/2013.
Оспаривая решение суда первой инстанции, Общество указывает на то, что Управлением Росприроднадзора по Саратовской области в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что фоновая скважина, принадлежащая ООО "Вектор-Н" расположена на расстоянии 651 метра от северной границы полигона, т.е. не в соответствии с рабочим проектом.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, оспариваемым предписанием на ООО "Вектор-Н" была возложена обязанность устранить нарушения п. 7 ч. 2 ст. 22, п. 8 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закона о недрах), "Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр РФ" от 21.05.2001 года N 433 (далее - Порядок N 433), п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 35, п. 1 ст. 37 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды, а именно: проводить мониторинг состояния недр согласно установленных норм и правил, а также сеть наблюдательных скважин привести в соответствие с проектными решениями (т. 1 л.д. 6-8).
В силу пункта 7 части 2 статьи 22 Закона о недрах, пользователь недр обязан соблюдать требования по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Согласно пункту 8 статьи 23 Закона о недрах, основным требованием по рациональному использованию и охране недр является предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Согласно пункту 1 Порядка N 433 государственный мониторинг состояния недр или геологической среды представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности.
Пунктом 8 названного Порядка установлено, что организации вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, выполняющие геологоразведочные, горнодобывающие и другие виды работ, связанные с изучением и использованием недр (пользователи недр), передают данные о состоянии недр в систему мониторинга Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, ООО "Вектор-Н" как субъект хозяйственной деятельности, влияющей на состояние недр, обязано осуществлять мониторинг состояния недр на территории полигона ТБО в Саратовском муниципальном районе Саратовской области в 6-км северо-западнее с. Еремеевка.
Как следует из акта проверки N 3692-7/2017 от 24.04.2017 (т. 1 л.д. 127-146), ООО "Вектор-Н" не выполняет установленный порядок по организации и ведению государственного мониторинга состояния недр, которое выражается в следующем: фактическое местоположение скважины N 1ф (фоновой) не соответствует требованиям проектных решений, а именно: Рабочего проекта "Организация полигона ТБО в Саратовском муниципальном районе Саратовской области, в 6-км. северо-западнее с. Еремеевка" (2010 г), заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов рабочего проекта "Организация полигона ТБО_" от 19.08.2010 N 3 Государственной экологической экспертизы Средне-Волжского Управления Ростехнадзора, согласно которым, фоновая скважина N 1ф в качестве фоновой должна располагаться севернее полигона ТБО в 20 м. от его границы, фактически скважина N 1ф расположена в 651 м. от границы полигона ТБО. Таким образом, скважина N 1ф фактически расположена с отклонением от проектных решений и пределами площади строительства.
Также из акта проверки следует, что согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, предоставленной Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области установлено, что скважина N 1ф располагается на территории земельного участка с кадастровым номером 64:32:070 104:47, принадлежащего на правах собственности ООО "Вектор-Н".
Однако по географическим координатам, указанным в паспорте скважины N 1ф, расположение скважины указывает на земельный участок с кадастровым номером 64:32:070 104:21. Установлен факт, что скважина 1ф пробурена на территории старой свалки, где в настоящее время находятся отвалы отходов, высота склонов которых составляет от 1,5 до 5 м, проросших растительностью. В соответствии с химическими анализами проб подземных вод из скважины 1ф установлены значительные превышения ПДК по хлоридам, сульфатам, железу, что скорее всего является результатом негативного воздействия старой свалки. Таким образом, скважина 1ф по своему расположению не может является фоновой и исполнять свое предназначение для ведения мониторинга влияния ТБО ООО "Вектор-Н" на водоносные горизонты грунтовых вод.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с имеющимся в материалах дела рабочим проектом "Организация полигона ТБО в Саратовском муниципальном районе Саратовской области, в 6-км северо-западнее с. Еремеека" (т. 1 л.д. 147-152) скважина N 1 располагается севернее полигона в 20 м. от его границы, предназначена для отбора проб воды в целях оценки фонового, контрольного состояния гидрогеологической среды (эталон сравнения).
В соответствии с паспортом эксплуатационной (наблюдательной) скважины N 1ф (т. 3 л.д. 73-74) скважина расположена в 0,75 км. на ВСВ от перекрестка автодорог на Волгоград и Балашов, в 0,6 км. на СЗ от песчаного карьера, на водоразделе оврагов Провал и Волчий, с координатами 51о33'18" с.ш., 45о46'52" в.д.
При этом, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что местонахождение скважины N 1ф определенное в соответствии с рабочим проектом (т. 1 л.д. 147-152) не соответствует географическим координатам, указанным в паспорте скважины N 1ф (т. 3 л.д. 73-74).
Также, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие выводы административного органа отраженные в акте проверки N 3692-7/2017 от 24.04.2017 о том, что фактически скважина N 1ф расположена в 651 м. от границы полигона ТБО.
Не подтверждены никакими документами выводы Управления Росприроднадзора по Саратовской области отраженные в акте проверки N 3692-7/2017 от 24.04.2017 о том, что скважина N 1ф должна располагаться на территории земельного участка с кадастровым номером 64:32:070 104:47, принадлежащего на правах собственности ООО "Вектор-Н", однако по географическим координатам, указанным в паспорте скважины N 1ф, расположение скважины указывает на земельный участок с кадастровым номером 64:32:070 104:21.
Так, в материалах дела отсутствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, предоставленная Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (на которую имеется ссылка в акте проверки), из которой следует, что скважина N 1ф располагается на территории земельного участка с кадастровым номером 64:32:070 104:47, принадлежащего на правах собственности ООО "Вектор-Н".
Также, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие утверждение Управления Росприроднадзора по Саратовской области о том, что по географическим координатам, указанным в паспорте скважины N 1ф, скважина располагается на земельном участке с кадастровым номером 64:32:070 104:21.
Предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение проверки, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На этом основании предписание должностного лица, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в ходе проверки надзорным органом не были собраны доказательства наличия в действиях Общества нарушений, вмененных в оспариваемом предписании N 3683-28 от 24.04.2017, тогда как само Общество отрицает данные нарушения.
В частности, вменяемое Обществу нарушение, приведенное в акте проверки о том, что скважина N 1ф расположена не в соответствии с рабочим проектом, не подтверждено никакими доказательствами, собранными в ходе проверки с использованием специальных технических средств, позволяющих установить обстоятельства, на которые ссылается уполномоченный орган.
Несоблюдение надзорным органом требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в данном случае не позволяет признать доказанными нарушения, указанные в рассматриваемом предписании.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области N 3683-28 от 24.04.2017 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этих условиях решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а требования Общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" о признании недействительным предписания от 24.04.2017 N 3683-28 - удовлетворению.
С учетом удовлетворения требований Общества, с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области в его пользу подлежат возмещению судебные расходы в общей сумме 4 500 рублей.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 февраля 2018 года по делу N А57-16494/2017 отменить.
Принять по делу N А57-16494/2017 новый судебный акт.
Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области от 24.04.2017 N 3683-28.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" судебные расходы по оплате государственной пошлины: за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 3000 руб., за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.